Чужой среди своих. Как сеть "Спортмастер" оказалась между молотом и наковальней

Фото: sportmaster.ru

Группа компаний «Спортмастер», несмотря на украинские корни владельцев, продолжает работать в России. Розничный бизнес, основанный в 90-е годы выходцами из украинского города Кривой Рог братьями Владимиром и Николаем Фартушняками, сегодня имеет оборот около 170 млрд рублей в год. «Новый проспект» изучил историю одного из крупнейших ретейлеров страны и узнал, как отразилась на его бизнесе геополитическая обстановка последних месяцев.

ГК «Спортмастер» объединяет две сети: под брендами «Спортмастер» и O’Stin работают более 1200 магазинов в России и странах СНГ. Их суммарный оборот — около 170 млрд рублей, подсчитали в ИА INFOLine.

«Для сравнения, группа Inditex в России только в 2021 году подошла к рубежу в 100 млрд рублей в год, а у H&M выручка составила около 50 млрд рублей в год. Но эти ретейлеры всё еще наращивали присутствие в России, а «Спортмастер» уже плотно охватил своим присутствием все регионы страны», — подчеркнул генеральный директор ИА INFOLine Иван Федяков.

Объем российского fashion-рынка в 2020 году оценивался в 2 трлн рублей, соответственно, доля «Спортмастера» близка к 5% на нем. «И это очень большой показатель», — отметил Иван Федяков.

Рождение бизнеса

«Спортмастер» в начале 90-х создали четыре выпускника Московского физико-технического института. Все они в 80-е годы приехали в Москву на учебу. Это были братья Владимир и Николай Фартушняки из украинского города Кривой Рог, хабаровчанин Дмитрий Дойхен и уроженец Ангарска (Иркутская область) Александр Михальский.

В 1992 году друзья зарегистрировали компанию «Илион» и занялись импортом из Франции самых разных товаров, среди которых алкоголь, сигареты, обувь, сладости, писал Forbes.

Переход в нишу спорттоваров произошел случайно: Александр Михальский искал для себя велотренажер, ему посоветовали немецкую марку Kettler. Через знакомого немца он вышел на завод. Так началась оптовая поставка тренажеров в Россию. Позже компания стала эксклюзивным дистрибьютором Kettler в России и СНГ (доля его закупок в объеме производства Kettler достигла 10%). Но в 1996 году партнеры решили развивать розницу. Для этого они расширили ассортимент и список поставляемых в Россию брендов. В 1997 году в московском ТЦ «Охотный ряд» открылся один из первых магазинов мультибрендовых спорттоваров в России.

В 2000—2001 годах сеть насчитывала уже 12 спортивных супермаркетов. Компания активно росла и по приросту площадей, и по выручке. В 2003 году была создана одежная сеть O’Stin. Позже розницу под двумя брендами стали развивать на Украине.

Переезд в Сингапур и европейские амбиции

В 2012 году владельцы ГК «Спортмастер» решили построить глобальную сеть. На тот момент выручка группы составляла 100 млрд рублей, под брендом «Спортмастер» работало 356 магазинов, под вывеской O’Stin — 610 магазинов.

В рамках новой стратегии партнеры перенесли операционное управление бизнеса в Сингапур, зарегистрировав там Sportmaster Operations Pte. Ltd. С того момента всё операционное управление ведется оттуда.

С 2014 года «Спортмастер» начал развивать собственную розницу в Китае. Компания открыла там несколько десятков магазинов площадью от 350 м² до 1 тыс. м2 в зависимости от бренда. Однако выстроить там успешный бизнес не получилось: в 2020 году последние розничные точки были закрыты.

С 2019 года Николай Фартушняк, которого на рынке считают основным владельцем компании, начал осваивать рынки Европы. Осенью 2019 года сингапурская компания Sportmaster Operations приобрела спортивную сеть Go Sport Polska, насчитывавшую 33 магазина в 16 городах Польши. Ретейлер принадлежал международному оператору Groupe Go Sport, а непосредственным владельцем сети была французская компания Rallye. Сумма сделки не разглашалась.

Дмитрий Барков, операционный директор «Спортмастера», после покупки польского ретейлера заявил, что компания ориентируется на динамичное развитие на рынках спортивных товаров в Азии и Европе, поэтому продолжит инвестиции на этих рынках. «Приобретение польской сети магазинов спортивных товаров станет новым шагом в развитии группы и позволит получить новый опыт на высококонкурентном розничном рынке развитых стран», — цитировали российского топ-менеджера польские СМИ.

В декабре 2019 года Sportmaster Operations приобрела первый актив в Западной Европе: у фонда Nordic Capital была куплена датская сеть из 89 спортивных магазинов с таким же названием — SportMaster. Сумма сделки также не разглашалась. «У Sportmaster Operations много мускулов, они хотят выйти в Европу. А одинаковое название сетей облегчит этот процесс. Кроме того, не нужно тратить деньги на ребрендинг», — отметил тогда председатель правления датского SportMaster Майкл Кристиансен.

Помешала спецоперация

Однако спецоперация в Украине помешала Николаю Фартушняку и его партнерам реализовать европейские амбиции. Сперва компания попала под украинские санкции: 19 февраля 2021 года президент Украины Владимир Зеленский, который тоже родом из Кривого Рога, как и братья Фартушняки, наложил ряд санкций на российский бизнес. В список попал и оператор сети «Спортмастер Украина» — сингапурская Sportmaster Operations Pte. Ltd.

В связи с этим в июле 2021 года Sportmaster Operations Pte. LTD и Sport&Fashion Management Pte. LTD прекратили деятельность на Украине и продали сеть компаниям Pulau Artis Limited (Гонконг) и Felix LTD (Сингапур), конечными бенефициарами которых являются граждане Сингапура. Ряд топ-менеджеров украинской команды также вошел в состав учредителей, сообщило агентство «Интерфакс-Украина».

Новые владельцы решили переименовать магазины Sportmaster в Athletics, передали украинские СМИ слова гендиректора украинского ретейлера Людмилы Кныш. Завершение ребрендинга планировалось к июлю этого года, но помешала спецоперация.

«Сразу на этапе покупки мы приняли решение о смене названия и начали работу над ребрендингом. Бренд Athletics подали на регистрацию в январе 2022-го, шла разработка брендбука. Работа по физической замене вывесок должна была стартовать в марте 2022 года и завершиться к концу июня», — передает «Интерфакс-Украина» со ссылкой на Людмилу Кныш. На 23 марта 2022 года на Украине работало 12 из 33 магазинов сети.

Сеть не российская!

С начала вооруженного конфликта в Донецкой и Луганской областях в 2014 году руководство «Спортмастер Украина» всячески подчеркивало, что «Спортмастер» — это не российская сеть, а глобальная. С Россией ее связывает только начало бизнеса.

«Собственник компании — Николай Фартушняк, гражданин Мальты и налоговый резидент Швейцарии, где и уплачивает налоги. Сам он родился на Украине, а с Россией его сегодня связывает только начало бизнеса», — рассказал в 2017 году в интервью украинскому СМИ RAU генеральный директор «Спортмастер Украина» Игорь Чернов.

Он подчеркивал, что «Спортмастер» с 2012 года не является российской компанией, так как ее корпоративный центр по принятию финансовых, инвестиционных и стратегических решений для всех стран присутствия с 2012 года расположен в Сингапуре.

«На тот момент практически всё производство private label осуществлялось в азиатском регионе. А принятое стратегическое решение выходить торговыми сетями в Китай окончательно поставило в этом решении точку. Сингапур — страна, победившая коррупцию и кумовство. Это идеальное место для ведения бизнеса», — говорил в интервью Игорь Чернов.

Вынужденный уход из Польши

В результате спецоперации России на Украине «Спортмастеру» пришлось свернуть и бизнес в Польше. Польские СМИ в марте 2022 года напомнили обществу, что сеть магазинов Go Sport принадлежит российскому олигарху Николаю Фартушняку. Через несколько часов после обнародования этой информации Go Sport Polska объявила, что ищет покупателя. Об этом написало польское СМИ Wirtualnemedia.

«Посовещавшись, владельцы компании решили выставить Gо Sport на продажу. В настоящее время мы ищем покупателя и уже ведем предварительные переговоры. Будем держать вас в курсе любых дальнейших событий», — говорилось в мартовском заявлении Go Sport.

Контрагенты стали разрывать контракты с ретейлером. В частности, это сделало агентство Big Picture, отвечающее за PR и GR бренда в стране. Из-за расторжения договора с другим поставщиком компания лишилась доступа к корпоративной электронной почте, сообщается на сайте Go Sport Polska.

В конце апреля правительство Польши ввело санкции против российских компаний и отдельных бизнесменов. В санкционные списки попали 35 компаний и 15 физлиц. Среди них есть и представители сферы торговли. В их числе маркетплейс Wildberries и его основательница Татьяна Бакальчук (их обвинили в «продаже российской военной формы и антиукраинской литературы»), структуры парфюмерно-косметической компании Faberlic депутата Госдумы Алексея Нечаева — Faberlic Baltija SIA и Faberlic Europe, а также принадлежащая ГК «Спортмастер» польская сеть Go Sport.

«Благодаря занимаемому «Спортмастером» рыночному положению в РФ, организация является крупным налогоплательщиком. Наложение санкций на компанию Go Sport Polska будет способствовать сокращению доходов компании, а значит косвенно уменьшит доходы бюджета РФ», — сообщается в польском постановлении.

C 25 апреля все 25 польских магазинов и интернет-сайт Go Sport Polska прекратили работу, сообщается на сайте ретейлера. При этом в польском подразделении работают 500 сотрудников. «В стране компания нерентабельна и не приносит финансовой выгоды нынешним владельцам с самого момента покупки. Заработная плата, НДС и налоги выплачиваются в Польше», — говорится в официальном сообщении сети.

Спецоперация увела fashion в жесткий минус

Эксперты отмечают, что основной бизнес ГК «Спортмастер» всё же сосредоточен в России и странах СНГ. На сайте указано, что под брендом «Спортмастер» работает 660 магазинов более чем в 310 городах России, Белоруссии, Дании, Польши, Казахстана, Киргизии и Армении.

По итогам 2021 года сеть «Спортмастер» насчитывала 500 супермаркетов с оборотом около 130 млрд рублей, под вывеской O’Stin работало 700 магазинов с оборотом около 40 млрд рублей, подсчитал INFOLine.

Последние два месяца рынок fashion-ретейла трясет. По словам Ивана Федякова, в самом начале 2022 года сегмент показывал неплохой рост, связанный в основном с отложенным спросом. Но после 24 февраля рынок резко ушел в минус, в отличие от других сегментов розницы. В марте отрасль выросла на 14% по сравнению с мартом 2021 года: кто-то спешил купить вещи в магазинах уходящих брендов, а кто-то хотел успеть с покупками до роста цен.

В апреле, после мартовского всплеска, рынок снова ушел в жесткий минус. Продажи снизились на 40% по сравнению с апрелем 2021 года без учета инфляции. И это понятно: в кризис россияне сокращают расходы именно на одежду. Доля ушедших брендов (а это 20%) перераспределилась между оставшимися игроками, поэтому у них падение продаж оказалось не таким драматичным, как падение рынка в целом.

«Снижение продаж ожидает, конечно, и «Спортмастер». Но у компании есть ряд преимуществ, которыми не располагают другие игроки рынка», — считает Иван Федяков.

Во-первых, после ухода с российского рынка компании Decathlon произойдет частичное перераспределение спроса, и часть потребителей придет в «Спортмастер».

Во-вторых, ретейлер давно развивает собственные торговые марки, которые занимают львиную долю в ассортименте компании. Важно, что они производятся в Азии, откуда доставлять сейчас товар в Россию проще, чем из Европы. А с учетом ожидаемого падения доходов населения ставка на СТМ стратегически правильная.

В-третьих, очевидно, будут снижаться арендные ставки, что даст fashion-компаниям дополнительный стимул для работы. С учетом кризисов последних двух лет торговые центры всё чаще отражают в договорах не фиксированную ставку аренды, а процент от выручки. И такие условия помогут компаниям, в том числе «Спортмастеру», просуществовать в период спада, ведь именно арендные ставки остаются ключевой статьей расхода fashion-ретейлеров, резюмирует аналитик.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня