Чулки и розовое шампанское. Как изменилась потребительская корзина во время пандемии
Статьи

Чулки и розовое шампанское. Как изменилась потребительская корзина во время пандемии

Прочитано: 1462
Чулки и розовое шампанское. Как изменилась потребительская корзина во время пандемии
Коронавирус и самоизоляция изменили покупательскую корзину россиян. За последние месяцы ожидаемо возросли продажи готовой еды и товаров для гигиены. И довольно неожиданно — постельного белья, чулок и… розового шампанского. Но большинство россиян ушли в жесткую экономию.

FMCG-сети в плюсе

По данным агентства INFOLine, все крупные FMCG-сети в первом полугодии 2020 года показали положительную динамику роста выручки, причем на десятки процентов по отношению к аналогичному периоду прошлого года. «Единственное исключение — компания «Ашан», которой просто не повезло: у нее многие магазины находились в торговых комплексах и испытывали серьезное падение трафика. Остальные сети растут очень динамично», — сообщил на форуме лидеров продовольственного бизнеса World Food Иван Федяков, генеральный директор INFOLine.

В рейтинг топ-10 сетей FMCG впервые попали сети «Светофор» и «ВкусВилл». Рост их выручки составил 46% и 47% соответственно. Правда, по словам Ивана Федякова, большую роль в этом сыграло открытие новых магазинов. «Светофор» в прошлом году открыл около 600 новых точек, «ВкусВилл» — 500. Это, разумеется, отражается на совокупной выручке. «Однако и like-for-like (прирост выручки действующих магазинов, сопоставимый год к году. — Прим. ред.) демонстрирует в этом году положительную динамику», — говорит Иван Федяков.

Жевательной резинке не повезло

Накануне карантина россияне, как и многие другие европейцы, сметали с прилавков гречку и туалетную бумагу, но в апреле-мае спрос на эти товары вернулся на прежний уровень. Зато стали расти продажи мыла и чистящих средств. Кроме того, люди начали больше покупать продукты длительного хранения и алкоголь. Резко вырос спрос на курицу и индейку, а также на готовую еду. Люди стали больше курить, многие из них завели домашних питомцев и пошли за товарами для животных. 

Больше всего пострадали импульсные покупки типа жевательной резинки. «Ретейлеры даже были вынуждены переоборудовать прикассовые зоны и разместить в них то, что в это время пользовалось наибольшим спросом: санитайзеры и БАДы для укрепления иммунитета», — отметила директор по развитию бизнеса Nielsen Россия Светлана Боброва. Но после снятия карантина импульсные категории пошли в рост — потребители себя балуют.

«Думаю, по итогам года лидерами роста продаж окажутся товары категории fresh, дезинфицирующие средства, алкоголь и кофе», — прогнозирует руководитель управления клиентского опыта торговой сети «Перекрёсток» Иван Братцев. Кстати, рост спроса на кофе объясняется просто: раньше люди пили его в офисах и кофейнях, а теперь — дома. Многие даже специально обзавелись кофемашинами.

Деньги на быт и личную жизнь

Пандемия сделала людей более требовательными и аккуратными в покупках. «Они в постоянном поиске безопасности и в то же время новых впечатлений. Стремятся быть как все и при этом требуют больше комфорта», — рассказал на конференции для крупнейших поставщиков «Диалог X5-2020» Иван Братцев. Деньги, отложенные на летние отпуска, в итоге пошли на украшение дома и укрепление семьи. В том же «Перекрестке» зафиксировали рост продаж постельного белья более чем на 1000%, ароматических солей и пены для ванн — на 200%, розового шампанского и чулок — на 100%. В то же время продажи контрацептивов снизились на 15%. Так что зимний бэби-бум, похоже, все-таки случится.

Закат общества бездумного потребления

Сейчас и жизнь и потребительское поведение людей вошли в привычную колею. Но люди стали заметно экономить. «Это произошло во всех регионах мира. Потребитель пересматривает ценность товара для себя, придирчивей оценивает цену и качество. Трансформация поведения очень серьезная, раньше такого не было», — говорит Светлана Боброва. Экономить начали даже миллениалы и поколение Z — те потребители, которые всегда любили тратить деньги на себя и шиковать.

«Люди стали потреблять по-другому. Они поняли, что покупать нужно столько, сколько можешь съесть, чтобы не выбрасывать», — говорит заместитель генерального директора, директор по управлению розничной сетью «Магнит» Руслан Исмаилов.

Конечно, это неминуемо отразится на торговых сетях. По самым оптимистичным прогнозам, в 2021 году FMCG-рынок ждет рост на 3–4% по сравнению с годом нынешним, а в пессимистичной картине мира рост будет около 1%. Для сравнения: по данным потребительской панели GfK, в 2019 году FMCG-рынок вырос на 6,6% в стоимостном выражении. Сейчас этот показатель кажется очень высокой планкой. Чтобы до него дотянуться, рынку потребуется несколько лет при условии отсутствия новых волн пандемии и других напастей. 

Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ
потребительский рынок
Другие статьи автора Читайте также по теме
Генеральный директор компании INFOLine Иван Федяков назвал топ-10 лидеров российского ретейла, сравнил онлайн- и офлайн-продажи и дал советы, как удержаться торговым сетям на всё более конкурентном рынке.
Юрий Власенко, эксперт Российского союза предприятий молочной отрасли, объяснил, почему сыр отечественного производства плохо покупают в других странах и как можно исправить эту ситуацию.
Член совета директоров ГК «Эфко» Сергей Иванов рассказал о перспективах России на рынке альтернативного мяса и шансе стать мировым лидером экспорта еды.

В Болгарии протестующие против вакцинации попытались взять штурмом здание парламента
12.01.2022
30% москвичей, зараженных коронавирусом, подхватили "омикрон"
12.01.2022
В «Балтийской жемчужине» открылся поликлинический комплекс, построенный за счет девелопера
12.01.2022
Каждый второй житель Петербурга и Ленобласти нуждается в подработке
12.01.2022
AstraZeneca обратится в Минздрав России для регистрации своей вакцины от коронавируса COVID-19
12.01.2022
Россия и НАТО восстанавливают работу своих миссий в Москве и Брюсселе
12.01.2022
Дмитрий Песков: "Нагрузка на систему здравоохранения из-за "омикрона" может быть ниже, чем в случае с другими штаммами"
12.01.2022
"Последние звенья были разорваны". В Петербурге коммуниста судят за цитирование Сартра
12.01.2022
Спрос на частное домостроение в Петербурге и Ленобласти в 2021 году вырос на 104%
12.01.2022
«Фонтанка»: "Эпидемиологи предлагают двухнедельный локдаун"
12.01.2022
В Брюсселе начал работу Совет Россия — НАТО. Заседание продлится около трех часов
12.01.2022
Достойная пенсия в Москве — 48 тыс. руб. в месяц, в Санкт-Петербурге — 47, в Хабаровске — 45
12.01.2022
Аэропорт Алматы сообщил о возобновлении работы с 13 января
12.01.2022
"Полис Групп" получила более 22 млрд рублей проектного финансирования на строительство жилья
12.01.2022
В Петербурге открылся частный ковидный стационар, стоимостью 2 млрд рублей
12.01.2022
Лесная отрасль испытывает острый дефицит кадров. Количество вакансий выросло на 154%
12.01.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки