Чулки и розовое шампанское. Как изменилась потребительская корзина во время пандемии
Новый проспект
Статьи

Чулки и розовое шампанское. Как изменилась потребительская корзина во время пандемии

Прочитано: 1607
Чулки и розовое шампанское. Как изменилась потребительская корзина во время пандемии
Коронавирус и самоизоляция изменили покупательскую корзину россиян. За последние месяцы ожидаемо возросли продажи готовой еды и товаров для гигиены. И довольно неожиданно — постельного белья, чулок и… розового шампанского. Но большинство россиян ушли в жесткую экономию.

FMCG-сети в плюсе

По данным агентства INFOLine, все крупные FMCG-сети в первом полугодии 2020 года показали положительную динамику роста выручки, причем на десятки процентов по отношению к аналогичному периоду прошлого года. «Единственное исключение — компания «Ашан», которой просто не повезло: у нее многие магазины находились в торговых комплексах и испытывали серьезное падение трафика. Остальные сети растут очень динамично», — сообщил на форуме лидеров продовольственного бизнеса World Food Иван Федяков, генеральный директор INFOLine.

В рейтинг топ-10 сетей FMCG впервые попали сети «Светофор» и «ВкусВилл». Рост их выручки составил 46% и 47% соответственно. Правда, по словам Ивана Федякова, большую роль в этом сыграло открытие новых магазинов. «Светофор» в прошлом году открыл около 600 новых точек, «ВкусВилл» — 500. Это, разумеется, отражается на совокупной выручке. «Однако и like-for-like (прирост выручки действующих магазинов, сопоставимый год к году. — Прим. ред.) демонстрирует в этом году положительную динамику», — говорит Иван Федяков.

Жевательной резинке не повезло

Накануне карантина россияне, как и многие другие европейцы, сметали с прилавков гречку и туалетную бумагу, но в апреле-мае спрос на эти товары вернулся на прежний уровень. Зато стали расти продажи мыла и чистящих средств. Кроме того, люди начали больше покупать продукты длительного хранения и алкоголь. Резко вырос спрос на курицу и индейку, а также на готовую еду. Люди стали больше курить, многие из них завели домашних питомцев и пошли за товарами для животных. 

Больше всего пострадали импульсные покупки типа жевательной резинки. «Ретейлеры даже были вынуждены переоборудовать прикассовые зоны и разместить в них то, что в это время пользовалось наибольшим спросом: санитайзеры и БАДы для укрепления иммунитета», — отметила директор по развитию бизнеса Nielsen Россия Светлана Боброва. Но после снятия карантина импульсные категории пошли в рост — потребители себя балуют.

«Думаю, по итогам года лидерами роста продаж окажутся товары категории fresh, дезинфицирующие средства, алкоголь и кофе», — прогнозирует руководитель управления клиентского опыта торговой сети «Перекрёсток» Иван Братцев. Кстати, рост спроса на кофе объясняется просто: раньше люди пили его в офисах и кофейнях, а теперь — дома. Многие даже специально обзавелись кофемашинами.

Деньги на быт и личную жизнь

Пандемия сделала людей более требовательными и аккуратными в покупках. «Они в постоянном поиске безопасности и в то же время новых впечатлений. Стремятся быть как все и при этом требуют больше комфорта», — рассказал на конференции для крупнейших поставщиков «Диалог X5-2020» Иван Братцев. Деньги, отложенные на летние отпуска, в итоге пошли на украшение дома и укрепление семьи. В том же «Перекрестке» зафиксировали рост продаж постельного белья более чем на 1000%, ароматических солей и пены для ванн — на 200%, розового шампанского и чулок — на 100%. В то же время продажи контрацептивов снизились на 15%. Так что зимний бэби-бум, похоже, все-таки случится.

Закат общества бездумного потребления

Сейчас и жизнь и потребительское поведение людей вошли в привычную колею. Но люди стали заметно экономить. «Это произошло во всех регионах мира. Потребитель пересматривает ценность товара для себя, придирчивей оценивает цену и качество. Трансформация поведения очень серьезная, раньше такого не было», — говорит Светлана Боброва. Экономить начали даже миллениалы и поколение Z — те потребители, которые всегда любили тратить деньги на себя и шиковать.

«Люди стали потреблять по-другому. Они поняли, что покупать нужно столько, сколько можешь съесть, чтобы не выбрасывать», — говорит заместитель генерального директора, директор по управлению розничной сетью «Магнит» Руслан Исмаилов.

Конечно, это неминуемо отразится на торговых сетях. По самым оптимистичным прогнозам, в 2021 году FMCG-рынок ждет рост на 3–4% по сравнению с годом нынешним, а в пессимистичной картине мира рост будет около 1%. Для сравнения: по данным потребительской панели GfK, в 2019 году FMCG-рынок вырос на 6,6% в стоимостном выражении. Сейчас этот показатель кажется очень высокой планкой. Чтобы до него дотянуться, рынку потребуется несколько лет при условии отсутствия новых волн пандемии и других напастей. 

Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ
потребительский рынок
Другие статьи автора Читайте также по теме
Как санкции против России повлияли на рынок торговли, почему ретейлерам не стоит делать большую ставку на искусственный интеллект и как не попасть в зависимость от новых технологий, узнал «Новый проспект».
Анастасия Сидорина, директор по работе с клиентами холдинга «Ромир», рассказала, как россияне справляются со стрессом, почему растет потребление деликатесных продуктов и как при этом покупатели оптимизируют свой бюджет.
Основатель и глава группы компаний INFOLine Иван Федяков рассказал об итогах 2023 года в ретейле, показал, как маркетплейсы меняют картину рынка и какой оборот приходится на топ-100 крупнейших торговых сетей России.

В отношении депутата петербургского ЗАКСа Бориса Вишневского* возбудили административное дело
26.04.2024
Рэпер Eminem в первом за четыре года альбоме "убил" своего альтер-эго Slim Shady
26.04.2024
Российские бизнесы иностранных брендов Ariston и Bosch передали дочке «Газпрома»
26.04.2024
Летом в Петербурге начнется строительство индустриального парка стоимостью 15 млрд рублей
26.04.2024
Основатель логистический компании «СДЭК» Леонид Гольдорт выходит из бизнеса
26.04.2024
С начала года реестр легальных такси Петербурга увеличился на 11%
26.04.2024
Путин поддержал Беглова, который собрался на выборы губернатора Петербурга
26.04.2024
В Ломоносове почти за 50 млрд рублей построят кампус Евразийского международного университета
26.04.2024
В летнюю навигацию в Петербурге будут действовать три регулярные паромные переправы
26.04.2024
«МТС Банк» провел рекордное для России IPO и привлек 11,5 млрд рублей на развитие розницы
26.04.2024
X5 Group стал владельцем производства готовой еды под Петербургом
26.04.2024
Группа «Эталон» готовит к продаже проект «Аксели» в Петербурге
26.04.2024
Проект "Новая Голландия" возглавила бывший медиа-менеджер Анна Балагурова
26.04.2024
Центробанк третий раз подряд не стал менять ключевую ставку. Она осталась на уровне 16%
26.04.2024
ГК «Лосево» начала сотрудничать с магазинами «ВкусВилл»
26.04.2024
В России могут запретить продажу алкоголя в период майских праздников
26.04.2024
С начала года в Петербурге и пригородах проданы участки под жилье и апартаменты почти на 11 млрд рублей
26.04.2024
«Левашовский хлебозавод» реконструированный Группой RBI, признан проектом года в Петербурге
26.04.2024
Праздник корюшки пройдет в Петербурге 10-11 мая
26.04.2024
В Финляндии начинаются военные учения с силами НАТО
26.04.2024
Владимир Путин сегодня в Петербурге. Он выступит на Совете законодателей
26.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки