Чулки и розовое шампанское. Как изменилась потребительская корзина во время пандемии
Новый проспект
Статьи

Чулки и розовое шампанское. Как изменилась потребительская корзина во время пандемии

Прочитано: 1467
Чулки и розовое шампанское. Как изменилась потребительская корзина во время пандемии
Коронавирус и самоизоляция изменили покупательскую корзину россиян. За последние месяцы ожидаемо возросли продажи готовой еды и товаров для гигиены. И довольно неожиданно — постельного белья, чулок и… розового шампанского. Но большинство россиян ушли в жесткую экономию.

FMCG-сети в плюсе

По данным агентства INFOLine, все крупные FMCG-сети в первом полугодии 2020 года показали положительную динамику роста выручки, причем на десятки процентов по отношению к аналогичному периоду прошлого года. «Единственное исключение — компания «Ашан», которой просто не повезло: у нее многие магазины находились в торговых комплексах и испытывали серьезное падение трафика. Остальные сети растут очень динамично», — сообщил на форуме лидеров продовольственного бизнеса World Food Иван Федяков, генеральный директор INFOLine.

В рейтинг топ-10 сетей FMCG впервые попали сети «Светофор» и «ВкусВилл». Рост их выручки составил 46% и 47% соответственно. Правда, по словам Ивана Федякова, большую роль в этом сыграло открытие новых магазинов. «Светофор» в прошлом году открыл около 600 новых точек, «ВкусВилл» — 500. Это, разумеется, отражается на совокупной выручке. «Однако и like-for-like (прирост выручки действующих магазинов, сопоставимый год к году. — Прим. ред.) демонстрирует в этом году положительную динамику», — говорит Иван Федяков.

Жевательной резинке не повезло

Накануне карантина россияне, как и многие другие европейцы, сметали с прилавков гречку и туалетную бумагу, но в апреле-мае спрос на эти товары вернулся на прежний уровень. Зато стали расти продажи мыла и чистящих средств. Кроме того, люди начали больше покупать продукты длительного хранения и алкоголь. Резко вырос спрос на курицу и индейку, а также на готовую еду. Люди стали больше курить, многие из них завели домашних питомцев и пошли за товарами для животных. 

Больше всего пострадали импульсные покупки типа жевательной резинки. «Ретейлеры даже были вынуждены переоборудовать прикассовые зоны и разместить в них то, что в это время пользовалось наибольшим спросом: санитайзеры и БАДы для укрепления иммунитета», — отметила директор по развитию бизнеса Nielsen Россия Светлана Боброва. Но после снятия карантина импульсные категории пошли в рост — потребители себя балуют.

«Думаю, по итогам года лидерами роста продаж окажутся товары категории fresh, дезинфицирующие средства, алкоголь и кофе», — прогнозирует руководитель управления клиентского опыта торговой сети «Перекрёсток» Иван Братцев. Кстати, рост спроса на кофе объясняется просто: раньше люди пили его в офисах и кофейнях, а теперь — дома. Многие даже специально обзавелись кофемашинами.

Деньги на быт и личную жизнь

Пандемия сделала людей более требовательными и аккуратными в покупках. «Они в постоянном поиске безопасности и в то же время новых впечатлений. Стремятся быть как все и при этом требуют больше комфорта», — рассказал на конференции для крупнейших поставщиков «Диалог X5-2020» Иван Братцев. Деньги, отложенные на летние отпуска, в итоге пошли на украшение дома и укрепление семьи. В том же «Перекрестке» зафиксировали рост продаж постельного белья более чем на 1000%, ароматических солей и пены для ванн — на 200%, розового шампанского и чулок — на 100%. В то же время продажи контрацептивов снизились на 15%. Так что зимний бэби-бум, похоже, все-таки случится.

Закат общества бездумного потребления

Сейчас и жизнь и потребительское поведение людей вошли в привычную колею. Но люди стали заметно экономить. «Это произошло во всех регионах мира. Потребитель пересматривает ценность товара для себя, придирчивей оценивает цену и качество. Трансформация поведения очень серьезная, раньше такого не было», — говорит Светлана Боброва. Экономить начали даже миллениалы и поколение Z — те потребители, которые всегда любили тратить деньги на себя и шиковать.

«Люди стали потреблять по-другому. Они поняли, что покупать нужно столько, сколько можешь съесть, чтобы не выбрасывать», — говорит заместитель генерального директора, директор по управлению розничной сетью «Магнит» Руслан Исмаилов.

Конечно, это неминуемо отразится на торговых сетях. По самым оптимистичным прогнозам, в 2021 году FMCG-рынок ждет рост на 3–4% по сравнению с годом нынешним, а в пессимистичной картине мира рост будет около 1%. Для сравнения: по данным потребительской панели GfK, в 2019 году FMCG-рынок вырос на 6,6% в стоимостном выражении. Сейчас этот показатель кажется очень высокой планкой. Чтобы до него дотянуться, рынку потребуется несколько лет при условии отсутствия новых волн пандемии и других напастей. 

Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ
потребительский рынок
Другие статьи автора Читайте также по теме
Глава ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия рассказал, почему потребление кофе в России снижается второй год подряд, и дал прогноз по развитию рынка на 2022 год. По предварительным данным, его падение может составить около 7%.
Пандемия изменила розничную ювелирную торговлю: трафик торговых сетей снижается, меняется покупательское поведение, розница всё больше конкурирует с онлайном. Рост ювелирного рынка происходит только за счет удорожания сырья. Алексей Феликсов, совладелец ювелирной сети «585*Золотой», рассказал «Новому проспекту» об изменениях в бизнесе.
Рост розничного товарооборота по итогам 2021 года составил 7%, но итоги у продуктовой и непродуктовой розницы оказались разные. Иван Федяков, генеральный директор компании INFOLine, рассказал о новых вызовах времени.

Рейтинг Байдена упал до рекордного минимума
20.05.2022
Отопление в Петербурге окончательно отключат 23 мая
20.05.2022
Россию не пригласили в Японию на церемонию памяти жертв атомной бомбардировки
20.05.2022
Опрос: блокировки соцсетей поддерживает только треть россиян
20.05.2022
В России начали прививать медиков от оспы обезьян
20.05.2022
ООН о потерях среди гражданского населения в Украине: "3838 убитых и 4351 раненых"
20.05.2022
Путин придумал способ бороться с санкциями на торговлю с РФ
20.05.2022
Канада ввела новые санкции против российских миллиардеров
20.05.2022
Минобороны: на "Азовстали" сдались в плен более 1900 украинских военных
20.05.2022
В библиотеки Санкт-Петербурга передали книги, посвященные 300-летию победы в Северной войне
20.05.2022
Петербург украсят флагами и баннерами к 350-летию Петра Великого
20.05.2022
Развлекательные программы "Пусть говорят" и "На самом деле" вернули в эфир "Первого канала"
20.05.2022
McDonald’s уйдет, но его рецепты и бренд останутся в России
20.05.2022
Россия прекращает поставку газа финской госкомпании Gasum
20.05.2022
Бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер вышел из совета директоров "Роснефти"
20.05.2022
Движение по центральному участку ЗСД завтра ограничит спортивный забег
20.05.2022
Вице-губернатор Петербурга Максим Соколов с понедельника возглавит "АвтоВАЗ"
20.05.2022
Россия создаст 12 новых воинских частей в ответ на расширение НАТО за счет Финляндии и Швеции
20.05.2022
В России создан штаб по восстановлению жилья и инфраструктуры на занятых территориях Украины
20.05.2022
Основателей оппозиционного телеграм-канала Nexta в Белоруссии причислили к террористам
20.05.2022
Сбербанк назначил трех новых руководителей на место ушедших из-за санкций
20.05.2022
Мосбиржа: евро опустился ниже 60 рублей, доллар - ниже 58 рублей
20.05.2022
Административное дело певца Юрия Шевчука будет рассматривать суд Петербурга
20.05.2022
Из России уходит кадровое агентство Kelly Services. Его бизнес будет продан
20.05.2022
"Единая Россия" снимает возрастные ограничения на военную службу по контракту
20.05.2022
Голландский инвестор Prosus решил продать российский бизнес Avito
20.05.2022
Земфира и Рената Литвинова выпустили клип "Мясо" о событиях на Украине
20.05.2022
Дилеры GM просят Мишустина компенсировать потери за счет активов автопроизводителя
19.05.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки