Чулки и розовое шампанское. Как изменилась потребительская корзина во время пандемии
Новый проспект
Статьи

Чулки и розовое шампанское. Как изменилась потребительская корзина во время пандемии

Прочитано: 1431
Чулки и розовое шампанское. Как изменилась потребительская корзина во время пандемии
Коронавирус и самоизоляция изменили покупательскую корзину россиян. За последние месяцы ожидаемо возросли продажи готовой еды и товаров для гигиены. И довольно неожиданно — постельного белья, чулок и… розового шампанского. Но большинство россиян ушли в жесткую экономию.

FMCG-сети в плюсе

По данным агентства INFOLine, все крупные FMCG-сети в первом полугодии 2020 года показали положительную динамику роста выручки, причем на десятки процентов по отношению к аналогичному периоду прошлого года. «Единственное исключение — компания «Ашан», которой просто не повезло: у нее многие магазины находились в торговых комплексах и испытывали серьезное падение трафика. Остальные сети растут очень динамично», — сообщил на форуме лидеров продовольственного бизнеса World Food Иван Федяков, генеральный директор INFOLine.

В рейтинг топ-10 сетей FMCG впервые попали сети «Светофор» и «ВкусВилл». Рост их выручки составил 46% и 47% соответственно. Правда, по словам Ивана Федякова, большую роль в этом сыграло открытие новых магазинов. «Светофор» в прошлом году открыл около 600 новых точек, «ВкусВилл» — 500. Это, разумеется, отражается на совокупной выручке. «Однако и like-for-like (прирост выручки действующих магазинов, сопоставимый год к году. — Прим. ред.) демонстрирует в этом году положительную динамику», — говорит Иван Федяков.

Жевательной резинке не повезло

Накануне карантина россияне, как и многие другие европейцы, сметали с прилавков гречку и туалетную бумагу, но в апреле-мае спрос на эти товары вернулся на прежний уровень. Зато стали расти продажи мыла и чистящих средств. Кроме того, люди начали больше покупать продукты длительного хранения и алкоголь. Резко вырос спрос на курицу и индейку, а также на готовую еду. Люди стали больше курить, многие из них завели домашних питомцев и пошли за товарами для животных. 

Больше всего пострадали импульсные покупки типа жевательной резинки. «Ретейлеры даже были вынуждены переоборудовать прикассовые зоны и разместить в них то, что в это время пользовалось наибольшим спросом: санитайзеры и БАДы для укрепления иммунитета», — отметила директор по развитию бизнеса Nielsen Россия Светлана Боброва. Но после снятия карантина импульсные категории пошли в рост — потребители себя балуют.

«Думаю, по итогам года лидерами роста продаж окажутся товары категории fresh, дезинфицирующие средства, алкоголь и кофе», — прогнозирует руководитель управления клиентского опыта торговой сети «Перекрёсток» Иван Братцев. Кстати, рост спроса на кофе объясняется просто: раньше люди пили его в офисах и кофейнях, а теперь — дома. Многие даже специально обзавелись кофемашинами.

Деньги на быт и личную жизнь

Пандемия сделала людей более требовательными и аккуратными в покупках. «Они в постоянном поиске безопасности и в то же время новых впечатлений. Стремятся быть как все и при этом требуют больше комфорта», — рассказал на конференции для крупнейших поставщиков «Диалог X5-2020» Иван Братцев. Деньги, отложенные на летние отпуска, в итоге пошли на украшение дома и укрепление семьи. В том же «Перекрестке» зафиксировали рост продаж постельного белья более чем на 1000%, ароматических солей и пены для ванн — на 200%, розового шампанского и чулок — на 100%. В то же время продажи контрацептивов снизились на 15%. Так что зимний бэби-бум, похоже, все-таки случится.

Закат общества бездумного потребления

Сейчас и жизнь и потребительское поведение людей вошли в привычную колею. Но люди стали заметно экономить. «Это произошло во всех регионах мира. Потребитель пересматривает ценность товара для себя, придирчивей оценивает цену и качество. Трансформация поведения очень серьезная, раньше такого не было», — говорит Светлана Боброва. Экономить начали даже миллениалы и поколение Z — те потребители, которые всегда любили тратить деньги на себя и шиковать.

«Люди стали потреблять по-другому. Они поняли, что покупать нужно столько, сколько можешь съесть, чтобы не выбрасывать», — говорит заместитель генерального директора, директор по управлению розничной сетью «Магнит» Руслан Исмаилов.

Конечно, это неминуемо отразится на торговых сетях. По самым оптимистичным прогнозам, в 2021 году FMCG-рынок ждет рост на 3–4% по сравнению с годом нынешним, а в пессимистичной картине мира рост будет около 1%. Для сравнения: по данным потребительской панели GfK, в 2019 году FMCG-рынок вырос на 6,6% в стоимостном выражении. Сейчас этот показатель кажется очень высокой планкой. Чтобы до него дотянуться, рынку потребуется несколько лет при условии отсутствия новых волн пандемии и других напастей. 

Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ
потребительский рынок
Обсудить
Другие статьи автора Читайте также по теме
Эксперт GfK Rus Анастасия Джафарова рассказала «Новому проспекту», как менялись потребительские предпочтения россиян в прошлом году и какие тенденции актуальны сейчас.
Южнокорейская компания ROI VISUAL, обладатель товарного знака «Робокар Поли», судится с петербургскими продавцами игрушек из-за контрафактной продукции. Оборот поддельных игрушек в России достиг 30 млрд рублей в год.
Накануне нового учебного года традиционный набор школьных принадлежностей подорожал в пределах инфляции, но средний чек покупок вырос на 13%. «Новый проспект» разбирался в ситуации.

С 16 октября Тунис отменяет карантин для туристов
15.10.2021
ЦДС построит 77 тыс. м2 жилья в Мурино
15.10.2021
У представителей бизнеса спрос на отели в Петербурге почти вернулся на уровень 2019 года
15.10.2021
В реестре иноагентов Минюста появились юрлица-издатели Росбалта* и Репаблик*
15.10.2021
Италия может признать российскую вакцину от ковида
15.10.2021
IKEA предупредила о дефиците продукции
15.10.2021
Где в Москве арендовать самое дешевое жилье
15.10.2021
Патриот-реконструктор Бараненко арестован: ему грозит до шести лет лишения свободы
15.10.2021
Герой «Фото недели» Александра Петросяна камерунец Зомо пропал на белорусско-польской границе
15.10.2021
В Петербурге добровольцы получили первую дозу новой вакцины от коронавируса "Бетувакс"
15.10.2021
Яндекс начал маркировать сообщения СМИ, признанных иностранными агентами
15.10.2021
Федеральные компании заняли свою нишу на машиностроительном рынке Татарстана
15.10.2021
Табачный гигант "Филип Моррис" закрывает фабрику в Краснодаре
15.10.2021
Биткойн-биржа Coinbase создает NFT-маркетплейс
15.10.2021
Члены СПЧ предлагают изменения в закон об иностранных агентах
15.10.2021
В Петербурге отменили культурный форум
15.10.2021
Консорциум «ОБЪЕДИНЕННЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС» подписал соглашение о партнерстве с АО «Центр технологий судостроения и судоремонта»
15.10.2021
Две трети россиян считают, что у людей нетрадиционной ориентации должно быть меньше прав
15.10.2021
Курс биткоина резко пошел вверх
15.10.2021
В России установлен антирекорд по смертности от ковида
15.10.2021
Ивану Сафронову запретили переписку в СИЗО
15.10.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки