Чулки и розовое шампанское. Как изменилась потребительская корзина во время пандемии
Новый проспект
Статьи

Чулки и розовое шампанское. Как изменилась потребительская корзина во время пандемии

Прочитано: 1340
Чулки и розовое шампанское. Как изменилась потребительская корзина во время пандемии
Коронавирус и самоизоляция изменили покупательскую корзину россиян. За последние месяцы ожидаемо возросли продажи готовой еды и товаров для гигиены. И довольно неожиданно — постельного белья, чулок и… розового шампанского. Но большинство россиян ушли в жесткую экономию.

FMCG-сети в плюсе

По данным агентства INFOLine, все крупные FMCG-сети в первом полугодии 2020 года показали положительную динамику роста выручки, причем на десятки процентов по отношению к аналогичному периоду прошлого года. «Единственное исключение — компания «Ашан», которой просто не повезло: у нее многие магазины находились в торговых комплексах и испытывали серьезное падение трафика. Остальные сети растут очень динамично», — сообщил на форуме лидеров продовольственного бизнеса World Food Иван Федяков, генеральный директор INFOLine.

В рейтинг топ-10 сетей FMCG впервые попали сети «Светофор» и «ВкусВилл». Рост их выручки составил 46% и 47% соответственно. Правда, по словам Ивана Федякова, большую роль в этом сыграло открытие новых магазинов. «Светофор» в прошлом году открыл около 600 новых точек, «ВкусВилл» — 500. Это, разумеется, отражается на совокупной выручке. «Однако и like-for-like (прирост выручки действующих магазинов, сопоставимый год к году. — Прим. ред.) демонстрирует в этом году положительную динамику», — говорит Иван Федяков.

Жевательной резинке не повезло

Накануне карантина россияне, как и многие другие европейцы, сметали с прилавков гречку и туалетную бумагу, но в апреле-мае спрос на эти товары вернулся на прежний уровень. Зато стали расти продажи мыла и чистящих средств. Кроме того, люди начали больше покупать продукты длительного хранения и алкоголь. Резко вырос спрос на курицу и индейку, а также на готовую еду. Люди стали больше курить, многие из них завели домашних питомцев и пошли за товарами для животных. 

Больше всего пострадали импульсные покупки типа жевательной резинки. «Ретейлеры даже были вынуждены переоборудовать прикассовые зоны и разместить в них то, что в это время пользовалось наибольшим спросом: санитайзеры и БАДы для укрепления иммунитета», — отметила директор по развитию бизнеса Nielsen Россия Светлана Боброва. Но после снятия карантина импульсные категории пошли в рост — потребители себя балуют.

«Думаю, по итогам года лидерами роста продаж окажутся товары категории fresh, дезинфицирующие средства, алкоголь и кофе», — прогнозирует руководитель управления клиентского опыта торговой сети «Перекрёсток» Иван Братцев. Кстати, рост спроса на кофе объясняется просто: раньше люди пили его в офисах и кофейнях, а теперь — дома. Многие даже специально обзавелись кофемашинами.

Деньги на быт и личную жизнь

Пандемия сделала людей более требовательными и аккуратными в покупках. «Они в постоянном поиске безопасности и в то же время новых впечатлений. Стремятся быть как все и при этом требуют больше комфорта», — рассказал на конференции для крупнейших поставщиков «Диалог X5-2020» Иван Братцев. Деньги, отложенные на летние отпуска, в итоге пошли на украшение дома и укрепление семьи. В том же «Перекрестке» зафиксировали рост продаж постельного белья более чем на 1000%, ароматических солей и пены для ванн — на 200%, розового шампанского и чулок — на 100%. В то же время продажи контрацептивов снизились на 15%. Так что зимний бэби-бум, похоже, все-таки случится.

Закат общества бездумного потребления

Сейчас и жизнь и потребительское поведение людей вошли в привычную колею. Но люди стали заметно экономить. «Это произошло во всех регионах мира. Потребитель пересматривает ценность товара для себя, придирчивей оценивает цену и качество. Трансформация поведения очень серьезная, раньше такого не было», — говорит Светлана Боброва. Экономить начали даже миллениалы и поколение Z — те потребители, которые всегда любили тратить деньги на себя и шиковать.

«Люди стали потреблять по-другому. Они поняли, что покупать нужно столько, сколько можешь съесть, чтобы не выбрасывать», — говорит заместитель генерального директора, директор по управлению розничной сетью «Магнит» Руслан Исмаилов.

Конечно, это неминуемо отразится на торговых сетях. По самым оптимистичным прогнозам, в 2021 году FMCG-рынок ждет рост на 3–4% по сравнению с годом нынешним, а в пессимистичной картине мира рост будет около 1%. Для сравнения: по данным потребительской панели GfK, в 2019 году FMCG-рынок вырос на 6,6% в стоимостном выражении. Сейчас этот показатель кажется очень высокой планкой. Чтобы до него дотянуться, рынку потребуется несколько лет при условии отсутствия новых волн пандемии и других напастей. 

Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ
потребительский рынок
Другие статьи автора Читайте также по теме
Петербургский бизнесмен Андрей Катков с партнерами занялся импортом в Россию зеленого кофе из Бразилии. Участники рынка отмечают, что это сложный и нишевой рынок, но на нем еще осталось место для новых игроков. 
В Петербурге до конца года заработает крупный завод по выпуску растительного молока. Проект реализует петербургский производитель напитков на овсяной основе ООО «Велле». Объем инвестиций, по оценке экспертов, превысит 300 млн рублей.
Компания «Ориент Продактс», входящая в шведский концерн Lantmannen, расширяет производство хрустящих хлебцев во Всеволожском районе Ленобласти. Инвестиции в проект составят 1,5 млрд рублей. В России растет спрос на «здоровый» хлеб, утверждают эксперты.

Удалить нельзя оставить. «Новый проспект» и Союз журналистов Петербурга и Ленобласти провели правовой вебинар для редакторов и журналистов
16 июня 2021
Подкаст «Под ключ». Новый выпуск «Недвижимость vs биржа ─ сравниваем доходность, плюсы и минусы»
19 мая 2021
"Биокад" приступил к испытаниям вакцины от COVID-19 по новой технологии
26.07.2021
Александр Беглов пообещал построить семь станций метро в Петербурге до 2024 года
26.07.2021
В Петербурге на торги выставлена часть Малого гостиного двора
26.07.2021
Тхэквондист Максим Храмцов принес России первое в этом виде спорта олимпийское "золото"
26.07.2021
Александр Беглов представил Владимиру Путину город-спутник Южный как одну из точек роста города
26.07.2021
Золотую и серебряную медали на Олимпиаде завоевали россиийские саблистки
26.07.2021
Роскомнадзор заблокировал все сайты, связанные с Алексеем Навальным
26.07.2021
Владимир Путин предложил построить вокруг Петербурга второе автомобильное кольцо
26.07.2021
Setl Group построит новый жилой комплекс на Рижском проспекте
26.07.2021
Вице-премьер Марат Хуснуллин назначен куратором Росреестра
26.07.2021
Подавший сигнал бедствия самолет "Белавиа" экстренно сел в "Домодедово"
26.07.2021
ФСБ РФ рассказала о ликвидации 32 подпольных оружейных мастерских
26.07.2021
В Петербурге погибла семья адмирала в отставке — не исключено, что от его рук
26.07.2021
Михаил Мишустин обещает освободить Курильские острова от налогов
26.07.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки