Чтобы бизнес не завял. Цветоводы просят повысить пошлины на импорт роз

Национальная ассоциация цветоводов просит федеральный центр ввести заградительные пошлины на импорт срезанных роз, чтобы поддержать отечественных производителей цветов. Однако заградительная пошлина не станет панацеей для увеличения продаж российских цветов. Отечественным цветоводам нужно повышать качество и конкурентоспособность продукции.
Национальная ассоциация цветоводов (НАЦ) в начале следующего года предоставит в Минэкономразвития свои аргументы в пользу повышения пошлины на импорт срезанных роз. Об этом «Новому проспекту» рассказал глава ассоциации, совладелец тепличного комбината «Новая Голландия» (выращивает розы в Волховском районе Ленобласти) Алексей Антипов.
«Речь идет именно о розах, поскольку они занимают около 50% всего рынка свежесрезанных цветов», — пояснил бизнесмен.
По его словам, в ближайшее время НАЦ проведет тендер на разработку обоснований, документ будет готов в течение месяца. «В начале следующего года мы сможем предоставить все расчеты в Минэкономразвития РФ», — пояснил Алексей Антипов.
Единственная мера поддержки
В НАЦ надеются, что федеральное правительство повысит пошлины на ввоз срезанных импортных роз с 5% до 15%, что в конечном счете приведет к повышению цен на импорт и сделает российскую продукцию более привлекательной по цене для покупателей.
«Поддержка отрасли, несомненно, нужна. Рентабельность снижается, конкурировать с дешевой на фоне крепкого рубля зарубежной продукцией сложно», — пояснил Алексей Антипов.
По его словам, ассоциация также предлагала ввести такие меры поддержки отрасли, как субсидирование кредитов на модернизацию и развитие производства, однако федеральные власти отказали. На повестке остался только вариант введения заградительных пошлин.
«Новый проспект» направил запрос в Минэкономразвития с просьбой прокомментировать эту инициативу.
Емкость российского рынка свежесрезанных цветов составляет около 1,9 млрд единиц продукции, подсчитали в компании «Технологии роста». При этом объем импорта составляет около 1,3 млн цветов в год. Ключевыми региональными рынками сбыта остаются Москва (33-38% от всего рынка) и Подмосковье.
Крупнейшие поставщики цветов в Россию, по данным BusinesStat, — Эквадор, Кения и Колумбия.
Душистый бизнес
В России теплицы выращивают в основном розы (около 90% от всего объема цветов), а также хризантемы и герберы. По данным ассоциации «Теплицы России», современные технологии по круглогодичному выращиванию цветов на срез используют около 20 тепличных комбинатов. Крупными производителями цветов считаются Ступинский тепличный комбинат, ТК «Подосинки», ГК «Горкунов», «Мокшанские розы», «Чеховский сад» и другие.
В «Технологиях роста» отмечают, что за последние несколько лет резко выросли объемы отечественного производства срезанных тюльпанов (их выращивают в Подмосковье). Благодаря развитию этого направления, именно тюльпаны стали самой быстрорастущей категорией цветов для букетов не только в столице, но и в стране в целом.
Качество и цена
Участники рынка оценивают инициативу НАЦ осторожно. Они не уверены, что повышение цен на импортные розы автоматически приведет к увеличению продаж отечественных цветов.
«Я бы не называл пошлину в 15% заградительной. Чтобы появился эффект, необходимо повысить ее примерно на 20%. Но и эта мера не приведет однозначно к балансировке рынка», — считает глава ГК INFOLine Иван Федяков.
Кроме того, розница всегда предпочитала и предпочитает работать с импортом. «Цветы из Эквадора, Кении стабильно лучше по качеству, чем российские. Кроме того, у импортной продукции гораздо больше выбор по оттенкам. Кроме того, российские производители не смогут полностью закрыть потребности рынка, если поставки импорта прекратятся», — говорит Нина Сидорина, владелица магазина «Цветок».
«Дешевый импорт из Эквадора и Кении сейчас действительно является серьезным конкурентом для российских цветов, в частности роз. И если цена на российский цветок и на импортный примерно одинаковая, то качество российского оставляет желать лучшего», — делится Тамара Решетникова, глава аналитического агентства «Технологии роста».
«В отличие от иностранных компаний, отечественные производители не стремятся заниматься предпродажной подготовкой цветов: видимо, считают этот этап лишней тратой денег. Но именно такая подготовка во многом влияет и на внешний вид цветов, и на то, сколько они будут стоять в вазе», — поясняет она.
Поэтому неудивительно, что розница предпочитает брать импортные цветы. «И пока непонятно, готовы ли они будут работать только с российской продукцией. Всё зависит от разницы в цене», — рассуждает Тамара Решетникова.
По ее мнению, гораздо эффективнее могли бы сработать другие механизмы поддержки отрасли, например субсидии на приобретение саженцев, на оплату электроэнергии и так далее.
Не до цветов сейчас народу
По сравнению с началом года продажи цветов в России заметно снизились. «Если раньше нам удавалось продать 5-15 букетов в день, то теперь — один-два. Сократились продажи и во время праздников, например к 1 сентября. Тут играют роль два фактора. Во-первых, потребитель начал экономить на цветах. Во-вторых, из страны уехала значительная часть покупателей, это состоятельные потребители и молодежь творческих профессий, из сферы IТ. Можно смело сказать, что эмигрировало до 90% наших постоянных покупателей», — сетует Нина Сидорина.
В среднем по рынку, по расчетам Ивана Федякова, с начала спецоперации продажи цветов рухнули примерно в полтора раза.
В связи с текущим кризисом давать какие-либо прогнозы по продажам на следующий год эксперты не берутся. «Но уже можно утверждать, что расти они не будут», — отмечает Алексей Антипов.