Что бизнесу «коронакризис», то юристам «много работы»
В 2020 году у юристов города прибавилось работы. Предприниматели часто обращались к ним за поддержкой в делах о банкротствах, а также в конфликтных ситуациях. Чем еще запомнился минувший год, представители юридических компаний рассказали «Новому проспекту».
Светлана Гузь, управляющий партнер бюро юридических стратегий LEGAL to BUSINESS:
— Пандемия в уходящем году серьезно повлияла на юридическую отрасль, впрочем, как и на многие другие. В непростые времена бизнес, как правило, стремится оптимизировать расходы, поэтому большая часть малого и среднего бизнеса отказалась от долгосрочных юридических контрактов. В тех случаях, когда цены на юридическое сопровождение проектов не были срезаны, требовалось более четкое бюджетирование с фиксированием сроков и установлением верхней стоимостной планки.
В то же время рос спрос на качество и объем выполняемых услуг, а стоимость оплаты снижалась. Это обострило конкуренцию и привело к неминуемому демпингу. В таких условиях побеждал сильнейший — тот, кто предлагал высокое качество, нестандартный подход, экспертность и работу на результат. Наиболее востребованы в уходящем году были услуги медиаторства.
Кроме того, в 2020-м произошла трансформация привычных рабочих процессов. Новый онлайн-формат работы позволил сохранить оперативность взаимодействия с клиентами и ускорить качество обмена информацией.
Сложная экономическая ситуация, в которой окажутся предприниматели в 2021 году, породит спрос на юридический консалтинг. И даже несмотря на рост конкуренции на рынке, работы хватит всем. Вопрос в том, насколько она будет финансово успешной.
Михаил Бойцов, генеральный директор 4R Group:
— Ощущения от 2020 года делятся на профессиональные и человеческие. По-человечески — сложное время, много бед у друзей и знакомых. Стало естественным желать здоровым здоровья.
Главное правовое событие года — не самые понятные изменения в Конституции. Надо признать, что собственно права в этом процессе было немного, больше политики. Но ее мы не обсуждаем!
Следующее по важности — «коронавирусное» законодательство. Государственная машина довольно быстро реагировала на вызовы, но всё равно не успевала. По сырым, содержащим ошибки законам было видно, как она работает — с надрывом. Искренне сочувствую чиновникам, принимавшим решения в марте-мае этого года.
Этот год показал сильные и слабые стороны каждого: степень устойчивости личности, бизнеса, коллектива. Год стал индикатором проблем общества, государства, на которые нужно обратить внимание.
Эффективно работать на удаленке возможно и даже местами приятно, но нужно иметь устойчивую нервную систему и бодрый коллектив! Хочу пожелать бизнесу не опускать руки, не сдаваться!
Павел Боровков, генеральный директор консалтинговой фирмы «Партнеры и Боровков»:
— Юридическая отрасль в этом году значительно выросла: мы видим это и по себе, и по своим коллегам. У юристов огромное количество работы, связанной в основном с последствиями пандемии, которые сейчас переживает бизнес. Люди идут к адвокату, когда случается экстремальная ситуация, но при этом денег на оплату услуг у них немного (либо, к сожалению, чисто ментально не так уж ценится работа действительно хороших юристов).
Могу сказать, что в этом году впервые за историю российской юриспруденции все обратили внимание на пункт в договорах о форсмажорах и стали к нему обращаться, что значительно обогатило и разнообразило работу юристов в части урегулирования конфликтов.
По нашим наблюдениям, бизнес демонстрировал две модели поведения. Часть предпринимателей использовала ситуацию в свою пользу, прибегая ко всевозможным мерам поддержки. В первую очередь это касалось снижения платы за аренду помещений, что является весомой статьей расходов. У нас даже был кейс, когда арендодателю суд запретил опечатывать имущество арендатора и расторгать договор. Наш клиент попал в крайне сложную ситуацию, когда не мог полностью выплатить арендную плату и просил рассрочку или скидку, и суд встал на сторону клиента, учитывая текущие обстоятельства.
Другие же предприниматели только к концу года поняли, что проблемы у них все-таки есть, когда начался отток клиентов и спад продаж. Еще весной для бизнеса были объявлены меры поддержки, но немногие к тому моменту имели необходимый ОКВЭД из-за своей неорганизованности. Задним числом его оформить, конечно, можно, но применить в целях получения льгот или финансовой поддержки — нет. А вот предусмотреть на будущее этот вопрос, если возникнет аналогичная ситуация, вполне возможно (что мы настоятельно всем бизнесменам и рекомендуем).
Алина Хамматова, руководитель проектов «S&K Вертикаль»:
— Безусловно, в период весны-осени юридический рынок решал вопросы, связанные с последствиями локдауна: в связи с чем департаменты, занимающиеся вопросами трудового права, недвижимости и банкротства, получили дополнительные рабочие часы.
Многим юридическим фирмам пришлось затянуть пояса, но единой тенденции здесь нет: кому-то повезло больше, а кому-то меньше. Однако поводом для гордости «S&K Вертикаль» является тот факт, что удалось сохранить всех сотрудников в это непростое время.
Среди нововведений необходимо в первую очередь отметить движение системы арбитражных судов к цифровизации: внедрению системы онлайн-заседаний и онлайн-ознакомлений. Все мы знаем, что указанные идеи зрели уже довольно давно, однако именно в 2020 году они под воздействием объективной ситуации в стране и мире получили наконец-то развитие.
С учетом ухудшения экономической ситуации развитие онлайн-правосудия существенным образом снижает судебные издержки доверителей. Конечно, система будет развиваться и оттачиваться, однако уже сегодня можно говорить о ее неоспоримых преимуществах.
Дарья Гурова, генеральный директор юридической компании «А. Гуров и партнеры»:
— Обычно у юридических консультантов все мировые кризисы заметны именно по возрастанию оборотов. Ведь что бизнесу «коронакризис», то юристам «много работы». 2020 год не стал исключением.
В начале 2020 года было удивительно, что многие компании начали обращаться за юридическими консультациями по совершенно новым для них проектам. Видимо, на фоне кризиса они дальновидно решили заняться расширением деятельности. От нас это потребовало весьма активного поиска новых сотрудников для расширения команды. К сожалению, ситуация на рынке найма юристов продолжает внушать пессимизм: крайне редко можно найти специалистов, желающих и умеющих глубоко копать законодательство и судебную практику, способных нестандартно мыслить и искренне верящих в то, что они делают.
2020 год принес увеличение количества судебных процессов у наших клиентов. Даже если контрагенты остались платежеспособными, с ними стало сложнее договариваться: видимо, сказываются психологические последствия вынужденной изоляции.
Бизнесу стало еще сложнее работать с физическими лицами. В кризис суды больше занимают сторону граждан, даже если они не правы. Конечно, мы не сдаемся, но приходится признать, что времени и сил на судебные процессы теперь тратится всё больше. Несомненно, это приводит к увеличению стоимости юридических услуг.
Положительные результаты 2020 года для небольших юридических компаний: многие клиенты поняли, что с юристами необязательно встречаться лично для эффективной работы, а еще клиентов перестали интересовать размер и месторасположение юридического офиса.
Владислав Варшавский, управляющий партнер юридической компании «Варшавский и партнеры»:
— Пожалуй, ключевой для отрасли стала необходимость быстро изменить формат работы. Кто бы что ни говорил, но юристы до пандемии значительную часть времени проводили в офисах своих фирм либо клиентских. Сейчас юридический бизнес научился работать удаленно.
Если говорить о финансовых показателях, то в целом рынок сузился, и говорить о существенном росте выручки не приходится. Выручка в целом незначительно выросла по отношению к прошлому году.
Появилось больше запросов клиентов, связанных с оптимизацией бизнеса и юридических конструкций. Это очевидный тренд, направленный на снижение рисков и затрат. Особенно стоит выделить запросы клиентов, связанные с введенными ограничениями, а также мерами поддержки в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Выручка нашей компании в этом году формировалась совершенно по другим правилам, нежели обычно. Если апрель и май в этом году были месяцами вынужденного затишья, то летние месяцы показали бурный рост запросов клиентов и, как следствие, выручки. Обычно летние месяцы, особенно июль и август, являются спокойными.
Основной урок, который мы усвоили: наличие финансовой подушки безопасности, а также качественной технической возможности работать удаленно — это обязательный атрибут для преодоления любого кризиса.
Денис Юров, партнер коллегии адвокатов «Делькредере»:
— В условиях резкого изменения ситуации и новых реалий спрос на полезные юридические советы только вырос.
Начиная с марта, появилось много клиентских вопросов по аренде, арендным каникулам, значительно вырос спрос на участие адвокатов в переговорах. На базе этого опыта мы даже выпустили для наших клиентов специальный сборник по аренде. Немало новых вопросов возникло и по трудовому праву: по дистанционной работе, сокращению персонала или изменению его функционала. Учитывая новый закон о дистанционной работе, многие компании рассматривают варианты перевода некоторых категорий сотрудников на постоянную дистанционную работу.
Сложности в экономике обычно увеличивают и число споров между акционерами: компании вынуждены менять свои бизнес-планы, стратегии, а у акционеров могут быть разные взгляды и подходы к решению одних и тех же проблем. У нас, например, обширная корпоративная практика, и она в этом году дала очень хороший результат. Часть корпоративных споров нам удалось решить в ходе переговоров, оставшиеся будут решены в суде.
Последний год показал, что надо более тщательно прорабатывать резервные планы и негативные сценарии. Например, составляя планы на 2021 год для бизнеса, я бы обязательно учитывал и вероятность новых отсрочек или моратория по платежам, поэтому формировал бы планы действий для разных негативных сценариев.
Что касается этого года, то поскольку мы начали готовиться к возможной пандемии еще в январе, нам было несложно перейти на удаленную работу. Для этого мы даже заранее распределили сотрудников по регионам — на случай, если будут введены ограничения на передвижения, а нам в это время надо будет участвовать в региональных судах.