«Чижик» не приземлился. Х5 задерживает вывод жестких дискаунтеров в Петербург
Фото: X5 Group
Холдинг Х5 Group откладывает развитие своей сети дискаунтеров «Чижик» в Петербурге на неопределенный срок. В прошлом году компания обещала уже в апреле 2024 года открыть несколько магазинов под этим брендом, но до сих пор «Чижики» в Петербурге не появились. Участники рынка говорят, что Х5 пока решила заморозить этот проект.
Х5 Group называла разные сроки открытия «Чижиков» в Петербурге. Так, в феврале 2023 года президент Х5 Group Екатерина Лобачева заявила, что «в Петербурге сеть дискаунтеров стоит в планах развития на 2025 год». По оценке X5 Group, к этому сроку доля ретейлера на рынке опустится ниже порога в 25%, что позволит ему открывать новые точки.
«Мы ждем публикации результатов Росстата в апреле 2023 года, и наши планы развития будем корректировать, исходя из цифр, которые мы увидим», — говорила она.
Позже, в октябре 2023 года, были озвучены уже другие сроки. Тогда управляющий директор «Чижика» Илья Якубсон заявил, что первые магазины сети будут открыты в Петербурге уже в апреле 2024 года. «В апреле откроем сразу несколько десятков магазинов, и дальше каждый месяц будем открывать», — сказал Илья Якубсон на конференции X5 Dialog 2023.
Весенние планы
X5 несколько лет не могла открывать новые магазины в Петербурге, поскольку имела предельно допустимую долю рынка. Летом прошлого года стало известно, что ретейлер получил возможность возобновить развитие в Петербурге в связи с тем, что его доля снизилась на фоне общего роста рынка.
Между тем пока ни одного магазина «Чижик» официально в Петербурге не открыто. «Новый проспект» направил запрос по поводу сроков их открытия в пресс-службу Х5 Group.
По данным участников рынка, компания открывала один магазин под этим брендом в Гатчине. «Яндекс.Карты» показывают, что магазин работал в Гатчине на ул. Ленина. Однако на сайте сети «Чижик» указано, что в Петербурге и Ленобласти у компании торговых точек «Чижик» на сегодня нет.
Петербург облетели стороной
Два участника рынка продовольственного ретейла говорят о том, что «Чижик» заморозил развитие в Петербурге и Ленобласти. Эту информацию подтверждают и эксперты рынка недвижимости.
«Компания Х5 рассматривала места для открытия своих дискаунтеров «Чижик» в Петербурге. Ее представители изучили несколько потенциальных площадок. Но в итоге дискаунтер принял стратегическое решение сосредоточить свое развитие в других регионах, исключив Петербург из текущих планов», — говорит Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости консалтинговой компании NF Group в Санкт-Петербурге.
Основной причиной отказа Х5 от проекта, по ее словам, могли стать сложности с поиском подходящих помещений, которые бы соответствовали всем требованиям дискаунтеров: от нагрузки на перекрытие и наличия парковки до подъездных путей и зоны для разгрузки товара. «Кроме того, стратегическое решение о развитии в других регионах, возможно, также повлияло на отказ от открытия в Петербурге», — комментирует Анна Лапченко.
По ее словам, в Петербурге наблюдается дефицит подходящих помещений для открытия продуктовых магазинов, особенно для дискаунтеров. «Спрос на коммерческие помещения, соответствующие стандартным требованиям продуктовых ретейлеров, превышает предложение», — говорит она.
Оценивая ситуацию в сфере коммерческой недвижимости формата стрит-ретейл, Анна Лапченко говорит, что здесь наблюдается стабильность, однако арендные ставки не снижаются и по основным торговым коридорам демонтируют рост.
«Для дискаунтеров, стремящихся минимизировать расходы, это также может стать препятствием, поскольку они ищут помещения с максимальной арендной ставкой в районе 1-1,2 тыс. рублей за квадратный метр, что существенно ниже средних ставок для магазинов общего назначения», — комментирует Анна Лапченко.
Рынок не резиновый
Другие эксперты говорят, что ситуация на рынке жестких дискаунтеров достаточно сложная, конкуренция высока. В этом сегменте в Петербурге работают «Магнит», «Семишагофф», «Светофор» и другие игроки.
«Цены в дискаунтерах более-менее одинаковые. Предложить что-то еще ниже того, что уже есть, довольно сложно. То есть снижением цены в магазине покупателя уже не привлечь», — говорит Александр Мышинский, глава и совладелец ГК «РеалЪ».
По мнению главы агентства недвижимости Lapina Екатерины Лапиной, у дискаунтеров есть и другая проблема — ассортимент. «Он очень ограниченный во всех сетях этого формата, что отталкивает потребителя, который не может приобрести весь необходимый ему набор из привычных брендов. Поэтому посетители последнее время отдают предпочтение небольшим магазинам и ларькам около дома», — отмечает она.
«Тем не менее «Чижик» всё же мог бы составить конкуренцию действующим игрокам-дискаунтерам в Петербурге», — полагает независимый эксперт по продвижению продуктов питания в торговые сети Михаил Лачугин. По его мнению, «Чижик» вполне мог быть оттянуть на себя часть покупателей, причем не только у дискаунтеров, но и у других сетей, работающих в более дорогом ценовом сегменте, в том числе у региональных ретейлеров.
«Сейчас кажется, что сегмент в принципе заполнен, но, если появится новый игрок, возможно, выяснится, что рынку еще есть куда расти», — заключает Михаил Лачугин.
Торговая сеть «Чижик» входит в Х5 и работает с 2021 года. На конец декабря 2023 года сеть насчитывала 1,5 тыс. магазинов в 43 регионах России, сообщается в годовом отчете Х5. Объем продаж в сети составил 118 млрд рублей, это в 3 раза больше, чем в 2022 году.