Чиновников приравняли к абонентам стратегической важности
Новый проспект
Статьи

Чиновников приравняли к абонентам стратегической важности

Прочитано: 201
Чиновников приравняли к абонентам стратегической важности

Проект типового государственного контракта на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи подготовило Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. В рамках действующего федерального закона он должен будет заключаться по итогам торгов или проведения иных процедур.

Договор дороже денег

Проект контракта предусматривает фиксацию общей цены, которая может быть снижена по соглашению сторон без изменения объёма оказываемых услуг. Это предусмотрено на случай сокращения бюджетных ассигнований, выделяемых государственным органам на оплату связи.

Любое неисполнение контракта карается штрафами. В зависимости от его общей стоимости оператор должен будет заплатить абоненту от тысячи до ста тысяч рублей. В свою очередь при задержке оплаты государственный заказчик выплатит сотовой компании только пени из расчета 1,2 ключевой ставки Банка России (на сегодняшний день — 9,4% годовых). Также оператор обязуется отвечать на претензию клиента в течение десяти дней. «Оставление претензии без ответа в установленный срок означает признание требований», — отмечается в документе.

Обычным корпоративным абонентам такие привилегии недоступны. Так, условия обслуживания ПАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн») делегируют оператору право самостоятельно устанавливать и изменять тарифы, в том числе в процессе исполнения уже заключенного договора. Всё, что должен сделать оператор, — уведомить клиента не менее чем за десять дней. При наличии возражений контракт расторгается. За любое нарушение со стороны пользователя предоставление услуг может быть заблокировано, причём без предупреждения.

Тогда как сама сотовая компания в случае перебоев со связью ни при каких обстоятельствах не будет возмещать ущерб, причинённый из-за остановки производства, утраты бизнеса, потери данных, упущенную выгоду или любые другие косвенные потери. Даже если абонент понёс реальный ущерб и смог его доказать, ответственность ограничивается суммой в 30 тысяч рублей в течение года.

Схожие условия закреплены в договорах, навязываемых и другими операторами. Из так называемой «большой четверки» только «МегаФон» готов возвращать клиентам деньги, уплаченные за фактически непредоставленные услуги или уменьшать стоимость некачественных. В свою очередь МТС требует со своих абонентов за каждый день просрочки оплаты пени из расчета 365 процентов годовых.

Действующее законодательство о связи предоставляет операторам практически неограниченные права, в том числе в одностороннем порядке повышать тарифы. Рассмотрев жалобу несогласного с таким подходом потребителя, Верховный суд России констатировал, что «цены на услуги подвижной связи не относятся к условиям договора, в том числе существенным».

На рассмотрение любой претензии пользователя закон выделяет сотовым компаниям целый месяц.

Количество без качества

Все операторы «большой четверки» («Билайн», «МегаФон», МТС и «Теле2») отказались комментировать предложения Минкомсвязи, возлагающие на них дополнительную ответственность за качество обслуживания государственного сектора.

В свою очередь эксперты напоминают, что основной доход сотовым компаниям приносят именно корпоративные клиенты: «Их ARPU (средняя выручка на одного пользователя) гораздо выше, чем у розничных. Операторы боятся потерять таких клиентов и стараются их удержать, в том числе с помощью скидок. С другой стороны, у нас пока нет объективных параметров, позволяющих оценить качество связи, в том числе гарантированную скорость передачи данных, долю разрывов и так далее», — поясняет директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.

Соблюдение таких параметров, по логике, может служить для оценки качества услуг, предоставляемых государственным заказчикам. А их нарушение — быть основанием для взыскания многотысячных штрафов. Однако действующие требования, установленные отраслевыми нормативами, устарели. Так, даже на сетях 4G допустимой считается скорость доступа в Интернет 80 Кбит/секунду, доля неуспешных попыток установления голосового соединения и обрывов связи — до 5% и так далее.

Неудивительно, что исследования, проведённые в августе 2018 года на территории Петербурга ФГУП «Главный радиочастотный центр» (структура Роскомнадзора), подтвердили высокое качество работы всех участников рынка. В частности, средняя скорость передачи данных составила от 8,6 Мбит/секунду у МТС до 11,7 Мбит/секунду у «МегаФона». Это в сотни раз больше предусмотренного стандартом минимума, но значительно меньше рекламных обещаний операторов.

Вместе с тем структуры Смольного ещё восемь лет назад отказались от прямых услуг сотовых компаний: мобильные аппараты чиновников обслуживает ведомственное ГУП «АТС Смольного». Оно имеет лицензию виртуального оператора (MVNO, mobile virtual network operator) и работает на базе инфраструктуры «МегаФона». За счёт такой оптимизации бюджет экономит до 15% средств на услуги связи. С другой стороны, многие государственные контракты заключаются с ГУП без торгов и иных конкурсных процедур. Экономические условия сотрудничества виртуального оператора с реальным также не разглашаются.

«Государство обладает обширными возможностями по привлечению монополистов к ответственности в случае, когда возникают проблемы с качеством оказываемых услуг, — комментирует документ старший юрист «Качкин и партнеры» Ольга Дудченко. — Если контракт заключен по Закону № 44-ФЗ, то в него в обязательном порядке включаются условия об ответственности исполнителя. За каждое нарушение исполнителю направляется требование об уплате неустоек».

связь Министерство связи и массовых коммуникаций типовой контракт на услуги связи
Обсудить
Другие статьи автора Читайте также по теме
«Историческим» операторам связи становится невыгодно строить, владеть и управлять башенной инфраструктурой. Они готовы просто арендовать места для размещения оборудования, предварительно продав уже имеющиеся активы. «ВымпелКому» это уже почти удалось.
В многоквартирные дома российские власти пообещали пускать всех желающих операторов связи. Это поможет и бизнесу, и населению, которое сможет выбирать провайдера по вкусу. Однако реальных шагов по «открытию замков» игроки телеком-рынка ждут уже не первый год.
Рынок сотовой связи медленно, но верно заполняют виртуальные операторы. Пионерами на этом рынке оказались банки, маркетологи которых считают, что MVNO повышают лояльность клиентов и сокращают их отток. 

Власти России не собираются вносить изменения в НДФЛ в ближайшие три года
18.10.2021
Путин предлагает выдавать миллион рублей за третьего ребенка на Дальнем Востоке
18.10.2021
В Петербурге объявлен старт голосования в конкурсе "Строитель города-2021"
18.10.2021
"Мужское государство" признано экстремистским сообществом
18.10.2021
Эдуард Тиктинский стал соинвестором сервиса по распознаванию лиц
18.10.2021
Бывший госсекретарь США Колин Пауэлл умер от осложнений, вызванных COVID-19
18.10.2021
C апреля 2022 года в городской транспорт будут пускать по QR - кодам
18.10.2021
Россия приостанавливает работу представительства при НАТО
18.10.2021
В Петербурге начала работать инвест-отель IN2IT, получив классификацию "три звезды".
18.10.2021
Детям до 14 лет разрешат регистрироваться на "Госуслугах"
18.10.2021
В Афинах зажгли огонь для зимней Олимпиады в Пекине - не обошлось без акции протеста
18.10.2021
Unilever продает бренды Calve и "Балтимор" компании KDV
18.10.2021
Количество заболевших коронавирусом в России превысило 8 млн
18.10.2021
Детским омбудсменом может стать директор Института воспитания
18.10.2021
В партии "Яблоко" анонсировали чистку рядов от сторонников Навального
18.10.2021
Первая нитка "Северного потока - 2" заполнена техническим газом
18.10.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки