Чиновников приравняли к абонентам стратегической важности
Новый проспект
Статьи

Чиновников приравняли к абонентам стратегической важности

Прочитано: 330
Чиновников приравняли к абонентам стратегической важности

Проект типового государственного контракта на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи подготовило Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. В рамках действующего федерального закона он должен будет заключаться по итогам торгов или проведения иных процедур.

Договор дороже денег

Проект контракта предусматривает фиксацию общей цены, которая может быть снижена по соглашению сторон без изменения объёма оказываемых услуг. Это предусмотрено на случай сокращения бюджетных ассигнований, выделяемых государственным органам на оплату связи.

Любое неисполнение контракта карается штрафами. В зависимости от его общей стоимости оператор должен будет заплатить абоненту от тысячи до ста тысяч рублей. В свою очередь при задержке оплаты государственный заказчик выплатит сотовой компании только пени из расчета 1,2 ключевой ставки Банка России (на сегодняшний день — 9,4% годовых). Также оператор обязуется отвечать на претензию клиента в течение десяти дней. «Оставление претензии без ответа в установленный срок означает признание требований», — отмечается в документе.

Обычным корпоративным абонентам такие привилегии недоступны. Так, условия обслуживания ПАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн») делегируют оператору право самостоятельно устанавливать и изменять тарифы, в том числе в процессе исполнения уже заключенного договора. Всё, что должен сделать оператор, — уведомить клиента не менее чем за десять дней. При наличии возражений контракт расторгается. За любое нарушение со стороны пользователя предоставление услуг может быть заблокировано, причём без предупреждения.

Тогда как сама сотовая компания в случае перебоев со связью ни при каких обстоятельствах не будет возмещать ущерб, причинённый из-за остановки производства, утраты бизнеса, потери данных, упущенную выгоду или любые другие косвенные потери. Даже если абонент понёс реальный ущерб и смог его доказать, ответственность ограничивается суммой в 30 тысяч рублей в течение года.

Схожие условия закреплены в договорах, навязываемых и другими операторами. Из так называемой «большой четверки» только «МегаФон» готов возвращать клиентам деньги, уплаченные за фактически непредоставленные услуги или уменьшать стоимость некачественных. В свою очередь МТС требует со своих абонентов за каждый день просрочки оплаты пени из расчета 365 процентов годовых.

Действующее законодательство о связи предоставляет операторам практически неограниченные права, в том числе в одностороннем порядке повышать тарифы. Рассмотрев жалобу несогласного с таким подходом потребителя, Верховный суд России констатировал, что «цены на услуги подвижной связи не относятся к условиям договора, в том числе существенным».

На рассмотрение любой претензии пользователя закон выделяет сотовым компаниям целый месяц.

Количество без качества

Все операторы «большой четверки» («Билайн», «МегаФон», МТС и «Теле2») отказались комментировать предложения Минкомсвязи, возлагающие на них дополнительную ответственность за качество обслуживания государственного сектора.

В свою очередь эксперты напоминают, что основной доход сотовым компаниям приносят именно корпоративные клиенты: «Их ARPU (средняя выручка на одного пользователя) гораздо выше, чем у розничных. Операторы боятся потерять таких клиентов и стараются их удержать, в том числе с помощью скидок. С другой стороны, у нас пока нет объективных параметров, позволяющих оценить качество связи, в том числе гарантированную скорость передачи данных, долю разрывов и так далее», — поясняет директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.

Соблюдение таких параметров, по логике, может служить для оценки качества услуг, предоставляемых государственным заказчикам. А их нарушение — быть основанием для взыскания многотысячных штрафов. Однако действующие требования, установленные отраслевыми нормативами, устарели. Так, даже на сетях 4G допустимой считается скорость доступа в Интернет 80 Кбит/секунду, доля неуспешных попыток установления голосового соединения и обрывов связи — до 5% и так далее.

Неудивительно, что исследования, проведённые в августе 2018 года на территории Петербурга ФГУП «Главный радиочастотный центр» (структура Роскомнадзора), подтвердили высокое качество работы всех участников рынка. В частности, средняя скорость передачи данных составила от 8,6 Мбит/секунду у МТС до 11,7 Мбит/секунду у «МегаФона». Это в сотни раз больше предусмотренного стандартом минимума, но значительно меньше рекламных обещаний операторов.

Вместе с тем структуры Смольного ещё восемь лет назад отказались от прямых услуг сотовых компаний: мобильные аппараты чиновников обслуживает ведомственное ГУП «АТС Смольного». Оно имеет лицензию виртуального оператора (MVNO, mobile virtual network operator) и работает на базе инфраструктуры «МегаФона». За счёт такой оптимизации бюджет экономит до 15% средств на услуги связи. С другой стороны, многие государственные контракты заключаются с ГУП без торгов и иных конкурсных процедур. Экономические условия сотрудничества виртуального оператора с реальным также не разглашаются.

«Государство обладает обширными возможностями по привлечению монополистов к ответственности в случае, когда возникают проблемы с качеством оказываемых услуг, — комментирует документ старший юрист «Качкин и партнеры» Ольга Дудченко. — Если контракт заключен по Закону № 44-ФЗ, то в него в обязательном порядке включаются условия об ответственности исполнителя. За каждое нарушение исполнителю направляется требование об уплате неустоек».

связь Министерство связи и массовых коммуникаций типовой контракт на услуги связи
Другие статьи автора Читайте также по теме
Операторы связи серьезно сократили капитальные вложения. За последний год, по данным статистики Минцифры, они упали на 23,7%, до уровня ниже 350 млрд рублей. Это означает, что российская телекоммуникационная инфраструктура будет развиваться медленнее.
В России до 2035 года 90% абонентов должны иметь гигабитное подключение к сетям связи. Для этого власти ускорили легализацию закона о недискриминационном доступе операторов в многоквартирные жилые дома.
Разговор с лицом, чей телефон прослушивает полиция, может обернуться уголовным делом собеседника. Конституционный суд разрешил использовать улики, полученные таким образом, в качестве доказательств. Это поможет полицейским обходить установленные законом ограничения, считают эксперты «НП».

"Дом.РФ" может выйти на IPO в следующем году
28.03.2024
Правительство одобрило проект строительства новой верфи возле Петербурга
28.03.2024
Уникальный водный беспилотник и троллейбус с автономным ходом. Что показали на «Экологии большого города»
28.03.2024
Власти Хельсинки хотят выкупить "Хартвалл арену" у Ротенберга и Тимченко
28.03.2024
На Петроградской стороне открывается новый большой коворкинг
28.03.2024
«Петербуржцы сдали 345 тонн опасных отходов». Цифра прозвучала на открытии форума «Экология большого города»
28.03.2024
Штаб Путина потратил на выборы 317 млн рублей
28.03.2024
Румыния впервые начнет оформлять гражданам РФ шенгенские визы
28.03.2024
На Васильевском острове объявили конкурс на устройство парка с фонтаном
28.03.2024
Эмин Агаларов ответил на претензии в адрес владельцев "Крокус сити холла"
28.03.2024
Аэропорты просят Минтранс не вводить запрет на вход в терминалы провожающих
28.03.2024
Беспилотники — эффективный инструмент решения экологических задач
28.03.2024
В Петербурге резко вырос объем продаж ипотечных квартир за долги
28.03.2024
Ленобласть увеличила бюджетные расходы за счет роста дефицита
28.03.2024
Петербургская товарно-сырьевая биржа расширит перечень торгуемых товаров
28.03.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки