Чиновников приравняли к абонентам стратегической важности
Проект типового государственного контракта на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи подготовило Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. В рамках действующего федерального закона он должен будет заключаться по итогам торгов или проведения иных процедур.
Договор дороже денег
Проект контракта предусматривает фиксацию общей цены, которая может быть снижена по соглашению сторон без изменения объёма оказываемых услуг. Это предусмотрено на случай сокращения бюджетных ассигнований, выделяемых государственным органам на оплату связи.
Любое неисполнение контракта карается штрафами. В зависимости от его общей стоимости оператор должен будет заплатить абоненту от тысячи до ста тысяч рублей. В свою очередь при задержке оплаты государственный заказчик выплатит сотовой компании только пени из расчета 1,2 ключевой ставки Банка России (на сегодняшний день — 9,4% годовых). Также оператор обязуется отвечать на претензию клиента в течение десяти дней. «Оставление претензии без ответа в установленный срок означает признание требований», — отмечается в документе.
Обычным корпоративным абонентам такие привилегии недоступны. Так, условия обслуживания ПАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн») делегируют оператору право самостоятельно устанавливать и изменять тарифы, в том числе в процессе исполнения уже заключенного договора. Всё, что должен сделать оператор, — уведомить клиента не менее чем за десять дней. При наличии возражений контракт расторгается. За любое нарушение со стороны пользователя предоставление услуг может быть заблокировано, причём без предупреждения.
Тогда как сама сотовая компания в случае перебоев со связью ни при каких обстоятельствах не будет возмещать ущерб, причинённый из-за остановки производства, утраты бизнеса, потери данных, упущенную выгоду или любые другие косвенные потери. Даже если абонент понёс реальный ущерб и смог его доказать, ответственность ограничивается суммой в 30 тысяч рублей в течение года.
Схожие условия закреплены в договорах, навязываемых и другими операторами. Из так называемой «большой четверки» только «МегаФон» готов возвращать клиентам деньги, уплаченные за фактически непредоставленные услуги или уменьшать стоимость некачественных. В свою очередь МТС требует со своих абонентов за каждый день просрочки оплаты пени из расчета 365 процентов годовых.
Действующее законодательство о связи предоставляет операторам практически неограниченные права, в том числе в одностороннем порядке повышать тарифы. Рассмотрев жалобу несогласного с таким подходом потребителя, Верховный суд России констатировал, что «цены на услуги подвижной связи не относятся к условиям договора, в том числе существенным».
На рассмотрение любой претензии пользователя закон выделяет сотовым компаниям целый месяц.
Количество без качества
Все операторы «большой четверки» («Билайн», «МегаФон», МТС и «Теле2») отказались комментировать предложения Минкомсвязи, возлагающие на них дополнительную ответственность за качество обслуживания государственного сектора.
В свою очередь эксперты напоминают, что основной доход сотовым компаниям приносят именно корпоративные клиенты: «Их ARPU (средняя выручка на одного пользователя) гораздо выше, чем у розничных. Операторы боятся потерять таких клиентов и стараются их удержать, в том числе с помощью скидок. С другой стороны, у нас пока нет объективных параметров, позволяющих оценить качество связи, в том числе гарантированную скорость передачи данных, долю разрывов и так далее», — поясняет директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.
Соблюдение таких параметров, по логике, может служить для оценки качества услуг, предоставляемых государственным заказчикам. А их нарушение — быть основанием для взыскания многотысячных штрафов. Однако действующие требования, установленные отраслевыми нормативами, устарели. Так, даже на сетях 4G допустимой считается скорость доступа в Интернет 80 Кбит/секунду, доля неуспешных попыток установления голосового соединения и обрывов связи — до 5% и так далее.
Неудивительно, что исследования, проведённые в августе 2018 года на территории Петербурга ФГУП «Главный радиочастотный центр» (структура Роскомнадзора), подтвердили высокое качество работы всех участников рынка. В частности, средняя скорость передачи данных составила от 8,6 Мбит/секунду у МТС до 11,7 Мбит/секунду у «МегаФона». Это в сотни раз больше предусмотренного стандартом минимума, но значительно меньше рекламных обещаний операторов.
Вместе с тем структуры Смольного ещё восемь лет назад отказались от прямых услуг сотовых компаний: мобильные аппараты чиновников обслуживает ведомственное ГУП «АТС Смольного». Оно имеет лицензию виртуального оператора (MVNO, mobile virtual network operator) и работает на базе инфраструктуры «МегаФона». За счёт такой оптимизации бюджет экономит до 15% средств на услуги связи. С другой стороны, многие государственные контракты заключаются с ГУП без торгов и иных конкурсных процедур. Экономические условия сотрудничества виртуального оператора с реальным также не разглашаются.
«Государство обладает обширными возможностями по привлечению монополистов к ответственности в случае, когда возникают проблемы с качеством оказываемых услуг, — комментирует документ старший юрист «Качкин и партнеры» Ольга Дудченко. — Если контракт заключен по Закону № 44-ФЗ, то в него в обязательном порядке включаются условия об ответственности исполнителя. За каждое нарушение исполнителю направляется требование об уплате неустоек».