Черное море осталось в прошлом. Группа "Русмарин" покинула Краснодарский край

28 Февраля 2023

Владелец единственного в петербургском порту сухого терминала передал свои активы в Краснодарском крае местному торговцу рыбой. Последним стал склад в Новороссийске.

13 лет потребовалось краснодарскому бизнесмену Юрию Байдукову, чтобы стать полноценным владельцем расположенных в регионе активов петербургской группы «Русмарин». С 2010 года ему принадлежит ООО «Русмарин-Форвардинг-Н», с середины февраля 2023-го — ООО «Русмарин-Транспорт». В названии первой слова «Русмарин» уже нет. Обе компании специализируются на грузоперевозках, их суммарная выручка за 2021 год приближается к 0,2 млрд рублей. Ранее бенефициаром обеих компаний выступал основатель группы Вячеслав Грузинский.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

ООО «Русмарин-Форвардинг» — якорный актив группы компаний «Русмарин», ему принадлежит единственный в петербургском порту сухой терминал с производительностью 0,3 млн т грузов в год. Терминал стал сухим в 2017 году, когда из-за начала строительства эллинга Северная верфь расторгла с «Русмарином» договор аренды причала. ГК «Русмарин» включает полтора десятка компаний, основной вид деятельности которых — логистика, перевозка и таможенное оформление грузов. Они зарегистрированы в Петербурге и Краснодарском крае, но оказывают услуги во всех крупных портах России. У «Русмарина» шесть офисов: в Москве, Петербурге, Новороссийске, Ростове-на-Дону, Владивостоке и Лимасоле (Кипр). По данным СПАРК, суммарная выручка с продаж компаний группы составила в 2021 году почти 0,9 млрд рублей. Основные бенефициары — Вячеслав Грузинский и члены его семьи.

По словам Юрия Байдукова, основной актив приобретенной им компании — небольшой неспециализированный терминал в Новороссийске площадью около 2 га. «Русмарин-Транспорт» никак не связан с внутрипортовым экспедированием и с экспедированием в принципе. Это тыловой терминал, который находится в Новороссийске и ни к какой бизнес-активности в Петербурге отношения не имеет. Я нахожусь тоже в Новороссийские, поэтому мой интерес к терминалу логичен», — говорит новый владелец «Русмарин-Транспорта».

О том, как он будет использовать терминал, Юрий Байдуков говорить не стал. «Вы обратили внимание, что сделка только состоялась, кое-какие мысли, конечно, есть, но говорить о них прямо сейчас не хотелось бы», — сказал бизнесмен.

Согласно СПАРК, Юрий Байдуков — руководитель или совладелец шести компаний, работающих в Краснодарском крае и Ростовской области и имеющих притяжение к портам Азово-Черноморского бассейна. Суммарная выручка этих компаний за 2021 год составляет около 350 млн рублей. Все они связаны с перевозками и оптовой торговлей рыбой. Впрочем, сам бизнесмен говорит, что эта информация устарела, но чем именно он занимается сейчас, рассказывать не хочет.

В группе «Русмарин» дали понять, что довольны суммой, которую удалось выручить за терминал. «Русмарин» имеет честь сообщить о том, что компания заключила выгодную сделку. Дальнейшие комментарии излишни», — сообщили в группе «Русмарин».

В то же время некоторые эксперты уверены, что продавать краснодарские активы не стоило. «Портовый бизнес сейчас смещается как раз на Восток, в частности в Азово-Черноморский бассейн. Видимо, у «Русмарина» были какие-то причины продать актив, о которых не известно широкой аудитории», — отмечает директор по направлению «Логистика и аналитика» ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин.

По мнению руководителя проекта «Дорн» Андрея Карпова, будущее за сетевыми структурами, и с этой точки зрения неправильно расставаться с активом в другом регионе. «Я бы стремился к диверсификации бизнеса как в плане географическом (создание сети терминалов), так и в плане повышения «пиэльности» — логистической полноценности (PL — сокращение от party logistic — «сторона логистики», что означает степень вовлеченности компании в цепочку поставок. — Прим. «НП»). Например, для начала заниматься перевалкой грузов в порту, потом добавляется доставка (свой железнодорожный/автомобильный оператор), потом сеть своих транспортно-логистических центров, потом добавляем судоходные линии (свой флот) и так далее, насколько хватит таланта, сил, ресурсов. Хотя, конечно, всё зависит от конкретной ситуации у конкретной компании», — полагает эксперт.

Реструктуризацией бизнеса Вячеслав Грузинский занялся осенью 2021 года. Вместе со своим сыном Дмитрием он стал прямым владельцем компании «Русмарин-Форвардинг» (ранее владельцем числилась кипрская Nerush Limited) и учредил ООО «Группа транспортных компаний «Русмарин» с профилем «деятельность холдинговых компаний». Это был первый в петербургском порту случай «русификации» бенефициара, которая произошла на фоне исполнения соглашения между Россией и Кипром о повышении налога на дивиденды, отправляемые российскими компаниями своим иностранным владельцам, с 5% до 15%.

На территории Большого порта Санкт-Петербург сейчас работают 17 стивидорных компаний, обеспечивающих суммарный грузооборот порта в размере примерно 50 млн т в год. «Русмарин-Форвардинг» не входит в этот список, потому что не имеет причала, на котором мог бы переваливать грузы на суда. Но компания владеет складским комплексом, которым пользуются стивидоры и на котором происходит таможенное оформление грузов. Ближайшие соседи «Русмарина» в петербургском порту — АО «Северная верфь» и АО «Коммерческий центр, транспорт и лес», только последний занимается морской перевалкой грузов.


Актуально сегодня