Человек в центре. Как преодолеть дефицит кадров
Фото: Алексей Романов / Коммерсантъ
Еще недавно казалось, что новые технологии вот-вот заменят человеческий труд и безработица возрастет. Но выясняется, что экономика без человека не работает, а на рынке труда — дефицит кадров. Как работодатели решают эту проблему в новых условиях, узнал «Новый проспект».
«Сегодня стало понятно, что экономика человекоцентрична. Когда мы задумывали в первый раз проводить Форум труда, не было не то что проблемы дефицита кадров, напротив, обсуждали, чем занять людей и как бы не впасть в массовую безработицу. Сегодня рынок труда изменился. Но если мы будем хвататься за голову и кричать: «Ах, у нас дефицит, и что же с этим делать?» — мы не решим задачу. Надо научиться управлять и уровнем занятости, и качеством человеческого капитала», — говорит Дмитрий Чернейко, председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга.
«Все компании конкурируют за человека, за то, чтобы его удержать. Поэтому перед работодателями стоит задача мотивации своих сотрудников. Это сложная задача, и сегодня процесс вовлеченности человека в деятельность компании, в процесс труда является ключевым», — считает Сергей Воронков, генеральный директор компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл».
Комплексная безопасность
При этом на первом месте в отношении мотивации стоит не зарплата сама по себе: людям важно ощущать безопасность, которая включает в себя и финансовую стабильность, и хорошие условия труда, и социальные гарантии, и понимание того, как компания развивается.
«Мы наблюдаем, что сегодня социальный пакет является крайне важным фактором для привлечения и удержания сотрудников», — подтверждает Дмитрий Пучков, директор платформы «Авито Работа». Важны такие вещи, как удобная развозка для сотрудников рабочих специальностей, а также медицинское страхование и санаторно-курортный отдых. Причем, как подчеркивает Дмитрий Пучков, лояльность сотрудников возрастает, когда эти меры касаются не только самого работника, но и членов его семьи.
«Многие компании прибегают к мерам, которые привязывают ценного работника достаточно серьезно и надолго», — продолжает он. Например, это может быть частичная компенсация ипотечных платежей, то есть помощь сотруднику в покупке жилья.
«За счет грамотной балансировки социального пакета и дохода можно найти тот уровень, когда работодатель будет платить примерно одинаковые деньги по рынку, но человек будет чувствовать себя на его предприятии гораздо в большей безопасности, чем где-то еще», — считает Дмитрий Пучков.
Самый низкий уровень безработицы
Реальная заработная плата за 11 месяцев 2023 года выросла в Петербурге на 7%, средний рост зарплат в промышленности превысил 32% — такие цифры привел на пленарном заседании Форума труда Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга.
За 2 года, по словам Александра Беглова, Петербург утроил объемы обучения и повышения квалификации взрослых: в 2021 году обучение по всем программам городской службы занятости прошли 5,5 тыс. человек, в 2022-м — 12,8 тыс., в 2023-м — свыше 17 тыс.
Он заметил, что рост городской экономики в 2023 году был поддержан ростом занятости: петербургский рынок труда увеличился за год на 12%, число занятых составило 3,6 млн человек. «Сегодняшний уровень безработицы в 1,5% является самым низким не только в России, но и в истории города», — подчеркнул губернатор.
«Количество зарегистрированных в городской службе занятости безработных — всего 11 тыс. человек. Такого тоже никогда не было», — подтверждает Дмитрий Чернейко.
Сложившуюся на рынке труда картину он называет, с одной стороны, красивой, с другой — очень жесткой, потому что постоянное число вакансий всё еще сохраняется на уровне в 55-56 тыс. позиций.
Не хватает рабочих
В первую очередь на современном рынке труда не хватает рабочего персонала. Как рассказывает Дмитрий Пучков, согласно опросу, около 80% представителей производственных предприятий отметили, что сталкиваются с дефицитом рабочих промышленных специальностей.
«Проблема, с которой компании столкнулись в последнее время, — это резкий рост производства после 2022 года. И мы видим классические «ножницы»: растущий спрос на сотрудников и снижающуюся активность соискателей», — говорит он, подтверждая свои слова цифрами: за последние 1,5 года активность петербуржцев, которые ищут работу, сократилась на 45%; при этом число вакансий, размещенных работодателями на платформе, увеличилось на 69%.
Дмитрий Пучков рассказывает, что компания планирует серьезно усилить работу с образовательными учреждениями в первую очередь с точки зрения популяризации рабочих массовых производственных профессий. «По нашим опросам, только 39% студентов считают рабочие профессии престижными, а 5% - абсолютно точно непрестижными. При этом разрыв между тем, что молодые люди думают об этих профессиях, и тем, чем они являются в реальности, иногда разительный», — говорит он. Например, приводит пример Дмитрий Пучков, агропромышленные предприятия ищут специалистов-агрономов. И когда у старшеклассников спрашивают, хотели бы они стать агрономами, те кривятся: «Нет, что это такое? Грязь, поле, сапоги…» Между тем современный агроном — это высококвалифицированный специалист, оператор, управляющий датчиками, сидящий в чистом кабинете и получающий высокую зарплату. «Поэтому сейчас, помимо всего прочего, важно вести именно просветительскую работу с молодыми людьми, объясняя им суть рабочих профессий», — заключает он.
Выход из тени
Помимо работающих на предприятиях, в Петербурге увеличивается количество самозанятых, которое за 3 года выросло с нуля до 600 тыс. человек.
«И если поделить общую сумму дохода самозанятых на их количество и на 12 месяцев, то получится примерно 28 тыс. рублей в месяц — это данные налоговой службы. Да, значительная часть зарегистрирована просто для того, чтобы к ним не было вопросов, есть и такое. Но, как бы там ни было, люди сделали первый шаг — вышли из тени. Движение продолжается!» — говорит Дмитрий Чернейко.
Сегодня, как он объясняет, и налоговая служба, и Пенсионный фонд России дают информацию о каждом трудовом договоре и о каждом сотруднике, работающем «хотя бы час в год».
«Мы сейчас напрямую работаем и с этими службами, и с правоохранительными органами и можем понимать, есть у человека реальные источники дохода, с которого он платит налог, или нет. Поэтому нас всех ждет легализация трудовых отношений при полном взаимодействии государства и бизнеса», — предупреждает чиновник.
Сегодняшняя задача, по его словам, — научиться анализировать и прогнозировать полученные данные, чтобы понимать, какие специальности реально будут нужны в ближайшем и в более далеком будущем. Это необходимо, чтобы не допускать дефицита.
Дефицит преодолим
«Дефицит не будет вечным. Мы сейчас трактуем его, исходя из позиций начала 2024 года. И я предполагаю, что меры, направленные на перевооружение производств, которые предпринимает государство, начнут работать, и мы в каком-то краткосрочном горизонте увидим сокращение дефицита кадров и стабилизацию на рынке труда», — предполагает Дмитрий Пучков.
Дмитрий Чернейко также считает, что рынок выходит на определенный баланс: уже в настоящее время мы имеем дело с текущей, а не с кризисной потребностью в кадрах. «Заработные платы впервые за последние 30 лет начали бурно расти, и все серьезные работодатели, в первую очередь в промышленности, стали вкладывать очень большие ресурсы в трудосбережение и производительность труда», — говорит он. «Это достаточно длительный процесс, он пока в статистике не проявляется, но, думаю, благодаря этому уже примерно через 5 лет мы такого дефицита не увидим», — заключает Дмитрий Чернейко.
По материалам Форума труда — 2024