Цепная реакция. «Ювелиры северной столицы» уходят с рынка
В Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поступило заявление ООО «Торговый дом «Ювелиры северной столицы» (ТД ЮСС) о собственном банкротстве. Дело пока не принято к рассмотрению. Компания, оборот которой в 2017 году составил 2,3 млрд рублей, перед новым 2019-м годом сменила собственника, а её основной кредитор — Московский кредитный банк — продал её долг в 150 млн рублей своему коллекторскому агентству, которое взыскало сумму в суде.
След автобуса
ТД ЮСС, по данным СПАРК, с конца 2018 года принадлежит Денису Плющеву, он же является генеральным директором компании. При этом ещё одним бизнесом Дениса Плющева является петербургская юридическая фирма «Иммунитет», занимающаяся в том числе банкротствами. В этой юрфирме не ответили на запрос «НП». По словам участников юридического рынка, в банкротной практике юристы часто переписывают на себя проблемные компании своих клиентов, чтобы было удобнее с ними работать в судах.
До смены собственника и гендиректора торговым домом владела Янина Семёнова, которая также входила в органы управления ООО «Санкт-Петербургский ювелирный завод» (СПбЮЗ). Это одно из крупнейших ювелирных предприятий Петербурга, которое принадлежит петербургскому бизнесмену Артуру Лазаряну, основному владельцу крупной транспортной группы «Совавто». Телефоны предприятия, указанные в открытых источниках, отключены, по телефону на сайте компании отвечает другая организация. Артур Лазарян, с которым журналист «НП» дважды созванивался, пока не смог уделить времени для общения, ссылаясь на занятость.
Подкачали поставщики
По данным картотеки арбитражных дел, ТД ЮСС в последнее время много судился со своими должниками: торговцами, которым поставлялись ювелирные изделия, а также поставщиками драгоценных металлов и камней. Большая часть исков — на небольшие суммы (до 5 млн рублей), но есть и два крупных должника: ООО «Альянсюрстрой» (268 млн рублей) и Калининградский янтарный завод (112 млн рублей). По данным судебных актов, это поставщики сырья для производства ювелирных украшений, которые не исполнили свои обязательства по оплаченным поставкам. «Альянсюрстрой» должен был поставить 240 тонн нефрита, за которые ТД ЮСС ему заплатил 160 млн рублей. Калининградский завод — несколько тонн янтаря-сырца. Суды с обоими поставщиками затянулись до конца 2018 года.
А тем временем ТД ЮСС сам получил иск — от коллекторского агентства «Долговой центр», связанного с Московским кредитным банком, — на сумму 158 млн рублей. По данным суда, кредит был выдан в мае 2018 года, а уже в сентябре заёмщик допустил первую просрочку по выплате процентов, и кредитная организация воспользовалась правом досрочного взыскания денежных средств. В октябре права требования по кредиту банк переуступил своему коллекторскому агентству, которое взыскало деньги в суде. В «Долговом центре» не ответили за запрос «НП».
Отрасль в кризисе
«Ювелирный рынок покинуло много игроков, остались только производители да всякие хищники вроде сети «585», — комментирует ситуацию Марина Иванова, владелица ООО «Шарм» (ювелирный дом «Изумрудный»), которая в прошлом работала с ТД «ЮСС». По её словам, причина кризиса в отсутствии регулирования на рынке, а также в падении доходов населения. «Выжить сегодня могут только нишевые мастерские, нашедшие своего потребителя. А такие предприятия, как Санкт-Петербургский ювелирный завод, которые производят ширпотреб, находятся в очень незавидном положении. Хотя завод был приличный, ничего плохого про них сказать не могу», — добавляет Марина Иванова.
«Падение продаж наблюдается по всем фронтам, покупательная способность у людей снижается, в такой ситуации выживает действительно сильнейший, — говорит Сергей Докучаев, генеральный директор АО «Русские самоцветы». — СПбЮЗ был заметным игроком, это крупный производитель цепей из драгметаллов. Но, я думаю, сам завод-то никуда не денется, в крайнем случае у него сменится собственник, и новый продолжит работу по основной деятельности».