Бывший владелец «Синявинской» устал от птиц
Экс-владелец птицефабрики «Синявинская» Никита Мельников хочет вложиться в производство овощей и машиностроение.
До июля 2016 года Никита Мельников (на фото) был владельцем крупнейшей в Европе птицефабрики «Синявинская». После целого ряда неудач, среди которых гибель поголовья птиц из-за техногенной аварии, подорожание кормов, обвинения со стороны администрации Кировского района в нарушении экологических норм, а главное — долги перед «Сбербанком», Никита Мельников решил окончательно выйти из птицеводческого бизнеса (см. дополнительные материалы).
Оставшийся после продажи племрепродуктор «Назия», который работает в Псковской области с 2015 года на арендованных мощностях обанкротившейся птицефабрики «Рубеж», семья бизнесмена переоформила на топ-менеджмент. Теперь ее владельцем числится Александр Станиславчик.
По данным источников "НП", есть большая вероятность, что семья полностью откажется от этого актива. Впрочем, сын Никиты Мельникова Олег, руководивший проектом, это отрицает: по его словам, там работает 600 человек, и просто так бросить производство невозможно, даже если и хочется. Он также добавил, что актив не имеет к его отцу никакого отношения.
Еще один сельскохозяйственный актив, оставшийся у Никиты Мельникова, — птицефабрика «Лебяжье» в Ленинградской области. Участники рынка слышали, что обсуждается возможность ее продажи, но у бизнесмена подтвердить это не удалось.
Яйцо на продажу
Избавиться от птицеводческих активов Никите Мельникову будет непросто. Рынок птицеводческой продукции сейчас затоварен. В прошлом году в Ленобласти было произведено более 3,2 млрд яиц, что закрыло потребности города и области на 200%. Крупнейшие игроки рынка — птицефабрики «Синявинская», «Роскар» (обе производят более 2 млрд яиц в год), «Оредеж», «Леноблптицепром», «Ударник».
В таких условиях производители ищут новые рынки сбыта и занимаются переработкой. Например, птицефабрика «Роскар» приступает к строительству нового завода по переработке яиц в меланж и другую продукцию. По словам гендиректора предприятия Валерия Горячева, стоимость первой очереди завода составит 700 млн рублей. Кроме того, «Роскар» уже второй год поставляет продукцию в Евросоюз.
Развивает экспорт и новый владелец Синявинской птицефабрики. «Мы поставляем яйцо в страны Персидского залива и Северной Африки. По итогам года доля экспорта составит не менее 30% от общего объема производства», — оценивает гендиректор предприятия Артур Холдоенко.
«Рынок «забрали» вертикально интегрированные компании, способные перестраивать свою бизнес-модель, в том числе в сторону экспортных поставок. В результате многие мелкие и средние предприятия вынуждены уходить с рынка», — констатирует управляющий партнер агентства Agro&Food Communications Илья Березнюк.
Вклад в другие отрасли
Сам Никита Мельников сообщил, что недавно расплатился со всеми долгами и готов инвестировать в новые направления бизнеса. Например, бизнесмен планирует вкладывать в развитие тепличного комплекса «Молодежный». Сейчас разрабатывается проект модернизации производства. В него планируется вложить около 2 млрд рублей, чтобы построить новый тепличный комплекс на 19 тыс. тонн овощей и зелени в год. Генеральным директором этого предприятия стал Николай Иванов, который возглавляет ЗАО «Старт» Никиты Мельникова, а собственники числятся еще прежние (см. кейс).
Кроме того, Никита Мельников сообщил, что контролирует машиностроительное предприятие — ЗАО «Спецтехника» (см. материалы в кейсе). По данным СПАРК, генеральный директор ЗАО «Спецтехника» — Александр Светлых. Он также является гендиректором ООО «Тетраполис», собственник которого — Никита Мельников. Согласно СПАРК, собственники «Спецтехники» — это ООО «М.А.К» (его доля — 49%, владелец — Антон Акимов; «М.А.К» занимается производством тренажеров для летного состава) и некое физлицо (доля — 51%). Планы развития этих предприятий пока обсуждаются, Никита Мельников обещал рассказать о них до конца года.
«Вряд ли, учитывая историю птицефабрики «Синявинская», которая оказалась в огромных долгах перед «Сбербанком», кто-то решит кредитовать его новые проекты. Поэтому они в основном оформляются на подконтрольных лиц», — говорит собеседник «НП», хорошо знакомый с ситуацией.