Быстрые ноги в дефиците. Зарплаты курьеров выросли в полтора раза
Добавьте нас в Избранное в Яндекс Новостях
Поделитесь публикацией!

Быстрые ноги в дефиците. Зарплаты курьеров выросли в полтора раза

Быстрые ноги в дефиците. Зарплаты курьеров выросли в полтора раза
Весенняя волна пандемии заставила многих петербуржцев поработать курьерами. Эта возможность спасла людей от безденежья в период вынужденного простоя основного бизнеса. К осени ситуация изменилась: желающих идти в курьеры все меньше, хотя доход на этой позиции растет.
В марте 2020 года зарплатные предложения для курьеров в Петербурге выросли почти на треть и достигли 45–50 тыс. рублей в месяц. Многие зарабатывали и больше, ведь совокупный доход курьера зависит от множества факторов: наличия автомобиля, количества заказов и смен, особенностей маршрутов и т.п. Такой зарплатный всплеск понятен: режим вынужденной самоизоляции усилил нагрузку на службы доставки. 

Как рассказал Сергей Дубинников, директор по персоналу сервиса «Самокат», если в начале 2020 года штат компании насчитывал чуть больше 1 тыс. человек, то в марте та же тысяча курьеров была нанята всего за одну неделю. Сейчас в компании работает свыше 7 тыс. сотрудников. За время действия режима самоизоляции весной этого года «Самокат» вырос по количеству заказов в 3,5 раза. И это только один пример.

Они всё еще нужны

Будет ли новый всплеск спроса на курьеров во вторую волну пандемии, которая уже накрыла Петербург? Мнения участников рынка и аналитиков разделились. 

«Обычно конец осени — начало зимы — это высокий сезон для курьерских служб. Спрос на курьеров растет естественным образом», — пояснили в Delivery Club. Как уточняет Александра Метелева, PR-менеджер фудтех-направления «Яндекс.Такси», осенью в отличие от лета люди стараются чаще оставаться дома, отсюда и повышенный спрос на доставку. 

В начале первой волны некоторые эксперты прогнозировали, что ажиотаж на курьерскую доставку после снятия ограничений схлынет. Однако, по словам Сергея Дубинникова, в том же «Самокате» этого не произошло. «Более 60% пользователей, которые пришли к нам во время карантина, остаются с нами и сегодня», — говорит он. Такая же ситуация и в «Яндекс. Такси». «После открытия ресторанов не было проседания спроса на доставку еды. Так что в эту волну пандемии мы не ждем драматического увеличения заказов, но бизнес продолжает расти. В том числе за счет притока новых пользователей», — говорит Александра Метелева. 

В Delivery Club, где по словам сотрудников компании, «аккумулируется наибольшее количество заявок от соискателей на работу курьера», оценивают нынешнюю ситуацию на рынке труда как стандартную. 

Тем не менее исследователи фиксируют рост вакансий для курьеров. Причем этот рост даже больше, чем год назад. Так, по данным hh.ru, в сентябре количество курьерских вакансий к аналогичному периоду прошлого года выросло на 48%, а по сравнению с мартом (началом пандемии) — на 6%. В октябре рост составил 25% по сравнению с прошлым годом, и 25% — по сравнению с мартом. 

«За две недели ноября количество вакансий для курьеров, в том числе курьеров-водителей, уже превосходит показатели октября на 27%. К аналогичному периоду прошлого года рост более заметный — 180%», — замечает Екатерина Скляренко, руководитель отдела маркетинга hh.ru по Северо-Западу. По ее данным, в ноябре наибольшее количество вакансий поступило от компаний из сферы «Гостиницы, рестораны, общепит, кейтеринг» (26%). По отношению к показателям прошлого года количество предложений от этих работодателей выросло в 6 раз. «На втором месте по спросу — розничная торговля (24% от всех предложений), IТ-сектор и компании в сфере перевозок и логистики (по 13%), 12% вакансий приходится на работодателей, производящих промышленное оборудование, технику, станки и комплектующие. Полную занятость предполагает 71% вакансий», — сообщила Екатерина Скляренко. 

По данным job-портала «Авито Работа», в III квартале 2020 года число вакансий для курьеров по всем сегментам бизнеса в Петербурге и Ленобласти выросло на 70%.

Холодно, и людей мало

А вот со стороны соискателей повышенного интереса к курьерской работе не видно, в отличие от начала пандемии, когда теряющие работу горожане готовы были подрабатывать курьерами, чтобы не остаться без денег в локдаун.

По оценке руководителя по развитию «Авито Работа» Дмитрия Пучкова, интерес соискателей к этой профессии в III квартале 2020 года снизился почти на 50%. Активность соискателей, по его словам, падает по нескольким причинам. Во-первых, в холодное время года традиционно наблюдается сезонный спад интереса к работе курьером, а студенты, которые обычно охотно откликаются на подобные вакансии, заняты учёбой. Во-вторых, сейчас нет локдауна, и на рынке много других предложений. Третья причина — отток мигрантов из-за пандемии и нежелание россиян занимать традиционно мигрантские ниши. 

По данным летнего опроса «Авито Работа» только 26% петербуржцев однозначно были готовы работать на тех местах, которые традиционно занимают трудовые мигранты. А ещё 34% были бы готовы на это пойти лишь в критической ситуации.

Игроки рынка доставки тоже видят эту проблему и ищут пути ее решения. «Нехватка кадров — это довольно актуальная и ощутимая проблема для рынка в настоящий момент. Но мы уже ее решаем. Работаем над улучшением условий труда: закупаем в большом количестве новую и качественную форму, велосипеды, следим, чтобы у всех была необходимая техника и современное программное обеспечение для работы», — говорит Сергей Дубинников. По его словам, человеческое отношение к сотрудникам — главный приоритет компании. «Мы также понимаем, что сейчас набирает обороты новый тренд — гиперлокальность. Многие сотрудники хотят работать рядом с домом — там, где живут. Мы всегда стараемся подобрать максимально близкую локацию в пешей доступности и удобный график работы», — говорит Сергей Дубинников.

Думают о проблеме и в Яндексе. «В наших сервисах действует прозрачная система вознаграждений за количество слотов и отработанных часов, за расстояние до ресторана, за своевременное прибытие за заказом, за скорость доставки заказа в конечную точку. За бóльшие расстояния предусмотрен дополнительный бонус», — говорит Александра Метелева. По ее словам, для всех новых курьеров сервиса предусмотрен бонус — 10 тыс. рублей. И еще 10 тыс. рублей они получают, если приведут друга. «Самозанятые теперь получают ежедневные выплаты. По сути, это один из самых быстрых способов начать зарабатывать на рынке» — пояснила Александра Метелева. 

По словам Екатерины Скляренко, среди соискателей 83% ищут работу на полную занятость. 76% резюме принадлежит мужчинам, а возраст наибольшей части аудитории (44%) — от 18 до 30 лет. Треть кандидатов рассчитывают на заработную плату от 30 до 45 тыс. рублей, 23% — от 15 до 30 тыс. рублей, 18% — от 45 до 65 тыс. рублей. 

Нужные люди

Несмотря на невысокие зарплатные ожидания кандидатов, работодатели готовы платить больше. Возможно, в том числе из-за дефицита кадров.

«В 23% вакансий указана зарплатная вилка с уровнем дохода выше 85 тыс. рублей. Стоит отметить, что заработная плата в предложениях от работодателей в гостинично-ресторанном секторе выше среднерыночной и составляет 57,5 тыс. рублей», — говорит Екатерина Скляренко. 

По словам Дмитрия Пучкова, среди вакансий в Петербурге встречается немало предложений с зарплатой значительно выше медианной, которая составляет 50 тыс. рублей. «Например, водитель-курьер может зарабатывать до 150 тыс. рублей», — уточняет Дмитрий Пучков. 

А Александра Метелева добавляет, что за последние полгода доход курьеров-партнеров в Петербурге вырос в 1,5 раза, и сейчас за неделю он может достигать до 20 тыс. рублей.

В «Самокате» рост дохода курьеров за последние полгода оценивают примерно в 20%. «Безусловно, с развитием рынка доставки востребованность такой профессии, как курьер, будет увеличиваться, так же как и размер вознаграждения», — заключила Александра Метелева.


К списку новостей