
ГК «Лосево» после года работы закрыла свой первый магазин в формате гастромаркета на Петровском острове, признав, что точка не смогла набрать достаточный трафик. Гастромаркеты вообще плохо приживаются в Петербурге, говорят аналитики.
Как сообщили в пресс-службе ГК «Лосево», в декабре прошлого года компания закрыла свой гастромаркет на Петровском пр., который работал там почти 2 года. От других фирменных магазинов «Лосево» данную точку отличало наличие кафе и зоны кухни. Общая площадь магазина составляла 300 м2, из которых половина отводилась под общепит. В кафе продавались бургеры и стейки собственного приготовления, свежевыжатые соки и смузи. Магазин и кафе были ориентированы на покупателей с доходами выше среднего уровня. Инвестиции в проект составили более 20 млн рублей.

«При открытии магазина нового формата мы ориентировались на собственный успешный проект в ЖК «Небо» в поселке Кузьмолово. Там магазин находится в жилом комплексе бизнес-класса. Он расположен по пути активного движения транспорта в загородном направлении. Там есть отдел кулинарии, кофе, свежие соки», — рассказали в ГК «Лосево».
Магазины локального производителя
По словам представителей компании, в магазине на Петровском ставка тоже была сделана на жителей домов бизнес-класса, в одном из которых располагался гастромаркет, а также на жителей соседних Васильевского и Петроградского районов. Кроме того, учитывалось отсутствие в округе продовольственных магазинов.
Однако через некоторое время стало понятно, что скорости заселения дома и интенсивности местного трафика недостаточно для эффективной работы гастромаркета. Пандемия усилила влияние этих и других факторов, поэтому магазин был закрыт.
«Мы не видим перспектив развития такого формата в текущих реалиях. Локальному производителю эффективнее открывать небольшие магазины с уникальным ассортиментом — как собственного производства, так и с партнерскими товарами», — добавили в пресс-службе ГК «Лосево».

Компания реализует свою продукцию через федеральные, региональные сети, а также через фирменные магазины, которые работают в формате фреш-маркетов. В них представлена собственная молочная, мясная продукция, полуфабрикаты, десерты, а также продукция партнеров (овощи, птица, бакалея, хлебобулочные изделия).
По данным компании, в прошлом году «Лосево» закрыло три своих магазина, и сейчас в фирменной сети действует 11 точек. Из-за сокращения точек в собственной сети выручка холдинга за 2020 год снизилась на 20%. Больше всего просел оборот в продуктовых киосках сети у метро. «При этом выросли запросы на доставку, которой у нас нет, но мы предлагаем покупателям партнерские проекты с нашим ассортиментом (интернет-магазин «Азбука вкуса», «Перекресток», «Впрок», «Яндекс.Лавка»)», — отметили в «Лосево».

В текущем году компания планирует вернуться к показателям 2019 года «за счет работы с ассортиментом». В компании также сообщили, что рассматривают возможность развития фирменных магазинов по франшизе.
Потребитель ищет подешевле
По данным аналитиков, в Петербурге у ретейлеров есть попытки развивать общепит в составе своих магазинов. Например, отдел кулинарии и возможность перекусить за столиком есть в сети «Лэнд» и «Азбука вкуса Daily». Кроме того, гастромаркеты пытается развивать сеть кафе «Цех 85».
При этом гастромаркет «Лосево» на Петровском острове был изначально обречен на неудачу по нескольким причинам, считают эксперты. Первая — это неудачно выбранная локация. «На Петровском острове слишком низкая плотность населения. Проекты, подобные магазину «Лосево», стоит открывать там не ранее, чем лет через пять», — считает Екатерина Лапина, директор агентства недвижимости Lapina. «Действительно, формат гастромаркета требует хорошей локации, а таких в Петербурге очень мало», — согласен глава ГК INFOLine Иван Федяков.

«Вторая причина неудачи заключается в том, что гастромаркеты сегмента «средний плюс» в принципе не пользуются большим спросом в Петербурге, в отличие, например, от Москвы», — комментирует Екатерина Лапина. По ее словам, в Петербурге обычно потребитель даже с достатком выше среднего ищет магазины подешевле. «Поэтому у нас плохо приживаются сети в формате «средний плюс», такие, как «Лэнд» и «Азбука вкуса», — отмечает она.

«Очевидно, что спрос на магазины и гастромаркеты в этом ценовом сегменте точно не будет расти, поскольку платежеспособный спрос падает», — прогнозирует Иван Федяков. По его словам, дальнейшее развитие «Лосево» сдерживает присутствие и активность в Петербурге сети «ВкусВилл», которая работает в схожем формате. «Вместе с тем «Лосево» — заметный региональный игрок, и у него есть шансы на дальнейшее развитие, если компания найдет новые формы сотрудничества с другими игроками рынка», — добавляет Иван Федяков.

«Как вариант возможно развитие в сегменте онлайн-гастромаркетов. В Петербурге уже есть удачные примеры подобных проектов, например «Ешь деревенское», — считает Екатерина Лапина.
Справка «Нового проспекта»:
В ГК «Лосево» входят предприятия по выпуску молочных продуктов, говядины, полуфабрикатов. Компания также выращивает огурцы, томаты и клубнику. Предприятия объединения, по данным «Картотеки.ру», контролируют Александр Маурер и дети бывшего руководителя компании «ЛУКОЙЛ-Бункер» Али Беглова Эльдар и Наиль. Данные по общей выручке холдинга не раскрываются. Выручка одного из предприятий, СХП «Лосево», за 2019 год составила 296 млн рублей, чистая прибыль — 2 млн рублей.Оборот розничной торговли в Петербурге в 2020 году составил 1,515 трлн рублей, что на 2% меньше, чем в 2019 году, подсчитал Петростат. Наибольшее снижение данного показателя было зафиксировано в период локдауна: в апреле падение относительно аналогичного показателя 2019 года составило 27,8%, в мае — 19,2%, в июне — 11,2%.
Наблюдение за стройматериалами. Толмачевский завод ЖБИ решает финансовые проблемы
Подробнее
Инновационный оптимизм. Российские предприятия внедряют своё
Подробнее
Х5 дали зеленый свет. Ретейлер снова может открывать магазины в Петербурге
Подробнее
Антимонопольная служба сняла с компании Х5 Retail Group запрет на запуск новых магазинов в Петербурге, который наложила 4 года назад. Эксперты говорят, что в последнее время ретейлер сократил количество своих магазинов, расчищая место под сеть дискаунтеров «Чижик».
Ольга Кантемирова
Екатерина Фомичева
07.06.2023
Генеральный директор информационного агентства INFOLine Иван Федяков рассказал, какую выручку за год получили топ-100 ретейлеров России, называл десятку лидеров российской торговли и рассказал, что такое «клуб триллионщиков».
Иван Федяков
06.06.2023
Бронирование отелей идет волнами, у корпоративных клиентов растет спрос на апарт-отели, а резервов у отельеров остается всё меньше. «Новый проспект» узнал, как петербургский рынок гостеприимства готовится к ПМЭФ-2023.
Светлана Куликова
29.05.2023