Бумага без леса. Светогорский ЦБК отказался от аренды делянок
Рынок заготовки древесины в Ленобласти теряет былую привлекательность на фоне сложностей с экспортом продукции. Один из крупнейших участников рынка, Светогорский ЦБК, намерен сократить собственные объемы заготовки древесины более чем на 70%. Освободятся большие площади лесного фонда. Еще вчера такую ситуацию невозможно было представить в Ленобласти, где многие годы был дефицит делянок для заготовки леса.
Как сообщили «Новому проспекту» несколько участников рынка, один из крупнейших заготовителей древесины Ленобласти, НПАО «Светогорский ЦБК», намерен отказаться от значительной части аренды лесного фонда.
Источники сообщили, что компания уже уведомила комитет по природным ресурсам Ленобласти о планах расторгнуть договоры аренды.
В комитете по природным ресурсам Ленобласти сообщили, что «Светогорскому ЦБК» в аренду в целях заготовки древесины передано 7 лесных участков общей площадью 193,2 тыс. га с установленным ежегодным объемом изъятия ликвидной древесины 361 тыс. м3.
«В ноябре 2022 года от НПАО «Светогорский ЦБК» в комитет поступили уведомления о намерении расторгнуть все договора аренды лесных участков с 31 декабря 2022 года. После проведение процедуры расторжения мы планируем предоставить освободившиеся лесные участки в аренду по результатам торгов в форме открытого
аукциона в электронном виде», — сообщила и.о. председателя комитета по природным ресурсам Ленобласти Николай Волчуга.
Сейчас Светогорский ЦБК арендует участки лесного фонда в Киришском, Тосненском, Волосовском и Тихвинском районах Ленобласти. По данным собеседников «Нового проспекта», Светогорский ЦБК оставит себе заготовку только в Тихвинском районе с объемами чуть более 100 тыс. м3, а по остальным участкам договоры аренды расторгнет. Таким образом, предприятие собирается отказаться от заготовки до 260 тыс. м3 древесины в год.
Запрос о причинах отказа от аренды направлен в Светогорский ЦБК. Как только представители предприятия ответят, мы опубликуем информацию.
Светогорский ЦБК производит бумагу под марками Svetocopy и Ballet Classic, а также картон и термомеханическую массу. Объем производства предприятия составляет 653 тыс. т целлюлозы, бумаги и картона. Выручка за 2021 год составила 49,2 млрд рублей, чистая прибыль — 6,5 млрд рублей, по СПАРК.
Ранее комбинат входил в компанию Sylvamo Corporation, которая является структурой корпорации International Paper. Осенью 2022 года Sylvamo объявила о продаже предприятия за $ 420 млн компании Pulp Invest. Владелец ООО «Палп инвест» — Тимур Габидуллин. Ранее он был главой компании «Сильвамо Корпорейшн Рус», которая управляла российскими активами Sylvamo Corporation.
Логичное решение
Как предполагает аналитик информационно-аналитического портала Whatwood Игорь Новоселов, Светогорский ЦБК таким образом намерен оптимизировать расходы. «Выгоднее покупать сырье на рынке, чем содержать собственную аренду делянок. Тем более, что спрос на пиловочник тоже сократился», — говорит он.
С ним согласен другой отраслевой эксперт. По его словам, компания в первую очередь отказывается от наиболее сложных лесных участков, которые находятся далеко от комбината и в которых много лиственной древесины, которая при производстве бумаги не нужна.
«В случае сокращения собственного направления по аренде Светогорский ЦБК сможет без проблем закупать необходимый объем древесины на рынке», — считает Юрий Лахтиков, председатель правления РАО «Бумпром».
Он напоминает, что сегмент заготовки древесины, который всегда отличался наименьшей рентабельностью во всем леспроме, сейчас находится в особенно сложном положении.
«В связи с текущей ситуацией решение Светогорского ЦБК выглядит логичным», — полагает другой собеседник «Нового проспекта».
Тектонический рыночный сдвиг
Отказ предприятия от собственной заготовки древесины и переход на ее закупку на аутсорсинге означает очень серьезные изменения в сфере заготовки древесины в Ленобласти, отмечают участники рынка. В результате на рынке могут появиться участки лесного фонда с очень большим объемом заготовки.
«Такую ситуацию невозможно было представить до начала спецоперации и санкций против России. Заготовка 300 тыс. м3 в год — это значительные объемы для Ленобласти. Здесь около 90% лесного фонда давно поделено между крупными переработчиками древесины», — говорят собеседники «Нового проспекта».
В другие времена эти участки наверняка оторвали бы с руками, но не сейчас, добавляет один из участников отрасли. «Во-первых, эти участки сложно оформить. Нужно провести по новой кадастровую оценку и определить их границы, и только потом право аренды можно выставлять на торги. То есть сам процесс оформления очень длительный», — поясняет он.
Во-вторых, сейчас мало кто из предприятий готов брать в аренду новые участки, поскольку экспорта продукции лесной отрасли фактически нет.
Но участки лесфонда, от которых может отказаться Светогорский ЦБК, по мнению аналитиков, будут востребованы.
«Участки в Ленобласти с ее развитой инфраструктурой переработки древесины — это привлекательные активы. Поэтому, несомненно, желающие взять их в аренду найдутся как среди профильных, так и среди непрофильных инвесторов», — считает Владимир Петров, председатель правления Союза лесопромышленников Ленобласти.
Провальный год
Как уже писал «Новый проспект», в Ленобласти по итогам трех кварталов 2022 года заготовка древесины снизилась на 41% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
За 9 месяцев 2022 года в регионе было заготовлено 2,9 млн м3 древесины против 4,1 млн м3 по итогам III квартала в 2021 году.
Объемы заготовки снизились из-за ухода иностранных инвесторов (IKEA, Mayr-Melnhof Holz), а также из-за невозможности поставлять продукцию на экспорт.
«Наиболее эффективной мерой поддержки для отрасли сейчас может быть пересмотр системы лесных платежей», — говорит Владимир Петров. Он напомнил, что в конце декабря прошлого года федеральное правительство согласилось с предложениями лесопромышленников по изменению системы лесных платежей. Было объявлено, что в 2023 году арендная плата за пользование лесными участками временно будет определяться на основании фактической заготовки древесины арендаторами.
Доходы от аренды лесов в 2020 году в Ленобласти составили 1,2 млрд рублей. Из них 194,8 млн рублей поступило в областной бюджет, остальное — в федеральный. В 2022 году доходы от аренды лесфонда составили 1,25 млрд рублей, в том числе в областной бюджет поступило 215 млн рублей.