Буксир раздора. "Транснефть" и "Роснефть" не поделили рынок буксировки в Приморске
Новый проспект
Статьи

Буксир раздора. "Транснефть" и "Роснефть" не поделили рынок буксировки в Приморске

Прочитано: 1368

Компания «Приморский торговый порт», дочерняя структура государственного ПАО «Транснефть», делает буксировку судов в маленьком порту Приморск недоступной для одних и навязывает эту услугу другим. Компания контролирует рынок с оборотом 8 млн евро в год, и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже обратила на это внимание.

В ближайшие дни столичный и петербургский арбитражи запустят сразу четыре процесса, где ООО «Приморский торговый порт» (ПТП) попытается оспорить выводы экспертов Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

В роли потерпевшего — игрок той же весовой категории — ПАО «Роснефть». 14 июля в Петербурге стартует первый спор. Суть претензий ФАС — нарушение закона «О защите конкуренции», из-за которого ООО «Морское агентство «Шельф-флот» (дочка ПАО «Роснефть») лишилось доступа к обслуживанию судов в порту Приморск. Три процесса будут слушаться в петербургском арбитраже, один — в Арбитражном суде Москвы.

справка нового проспекта

Приморский порт глубоководный и перспективный. ООО «Приморский УПК» миллиардера Ильи Трабера и его компаньонов планирует построить там терминальный комплекс с грузооборотом, сопоставимым с Большим портом Санкт-Петербург (около 60 млн т в год).

Пока в порту работает всего одна компания — ООО «Приморский торговый порт», чей бенефициар — государство в лице «Транснефти». ПТП зарегистрирован в Выборгском районе Ленобласти в сентябре 2004 года. Выручка компании от продаж в 2020 году составила 11,5 млрд рублей. По данным Администрации морских портов Балтийского моря, ПТП в 2021 году перевалил 36,3 млн т сырой нефти и 16,7 млн т нефтепродуктов, это 61% и 23% их морского экспорта во всех российских портах Балтики соответственно.

Сразу четыре иска

В январе 2022 года областное управление ФАС признало ПТП нарушителем ФЗ «О защите конкуренции». 8 апреля центральный аппарат ФАС, куда ПТП не замедлил подать апелляцию, подтвердил решение предыдущей инстанции. Теперь приморская дочка «Транснефти» обрушилась на ПТП сразу с четырьмя исками.

Как следует из документов ФАС (опубликованы на сайтах центрального аппарата и областного управления, ПТП в 2019—2021 годах пытался навязать «Шельф-флоту» предоставление буксирных услуг для судов, которым «Шельф-флот» оказывал агентские услуги (это около 150 действий, которые полностью обеспечивают судно с момента его захода в порт до момента выхода оттуда, включая лоцманские проводки, бункеровку и взаимодействие с представителями государственных ведомств).

ПТП формально сам не оказывает услуги (это делает его подконтрольное ООО «Союзфлот порт»), но предлагает договор, включающий собственные буксирные услуги клиентам «Шельф-флота». Последний с условиями договора не согласен.

Апелляционная коллегия согласилась с выводами УФАС, о том, что действия ПТП возлагают на «Шельф-флот» экономически и технологически необоснованные обязанности и ограничения.

«На данный момент к административной ответственности ПТП не привлечён. Эта процедура начнется после вступления решения суда в законную силу», — публично пригрозил заместитель руководителя областного управления ФАС Антон Волков.

Генеральный директор ПТП Сергей Волынец и руководитель пресс-службы «Роснефти» Михаил Леонтьев от комментариев отказались.


справка нового проспекта

ООО «Морское агентство «Шельф-флот», по данным СПАРК, зарегистрировано в 2003 году в Москве. Компания на 100% принадлежит АО «Роснефтефлот», дочке ПАО «Роснефть». Выручка компании от продаж в 2020 году превысила 63 млн рублей.


Кусок пирога

Участники рынка на условиях анонимности рассказывают, что в 2002 году подконтрольное ПТП ООО «Союзфлот порт» приобрело четыре буксира, стоимостью 7 млн евро каждый. В 2004 году они вошли в акваторию приморского порта. Срок окупаемости проекта, по мнению представителей бизнес-сообщества, составлял 3,5 года. Так что с 2008 года буксиры благополучно приносят прибыль. Участники рынка оценивают её примерно в € 4 млн, а общий оборот бизнеса — в 8 млн евро. Эти деньги и есть причина вражды. ПТП не хочет, чтобы прибывающие к его причалам танкеры обслуживал кто-то чужой. Это по-человечески понятно, но по закону недопустимо: раз ты один в порту, значит монополист, а раз монополист — изволь быть гостеприимным. Но не получается.


Второй заход в суды

Это второй уровень судебных разбирательств на данную тему. Первый «Транснефть» подчистую проиграла пару лет назад той же «Роснефти». Проигрыш обошелся ответчику почти в 0,4 млрд рублей. Атакованный жалобами Верховный суд не помог. Тогда ФАС дважды оштрафовала «Транснефть» за недопущение на рынок буксирных услуг АО «Роснефтефлот», владельца «Шельф-флота».

Следующий судебный процесс начнется 14 июля в арбитраже Петербурга и Ленобласти, а 19 июля и 2 августа там же стартуют еще два процесса. 21 июля к изучению проблемы присоединится арбитражный суд Москвы. Всё выглядит так, будто это надолго.


ФАС суд Приморск порт нефть
Другие статьи автора Читайте также по теме
Восстановление смертной казни в России юридически невозможно, но игнорировать мнения ее сторонников и противников нельзя. Разные точки зрения о возможности применения высшей меры наказания в нашей стране высказали члены научно-консультативного совета Федеральной палаты адвокатов. «Новый проспект» выслушал всех.
Строительная компания «Альфа Фаберже» попала под процедуру наблюдения по иску Plaza Lotus Group, которая перестала получать выплаты за проданный в Петербурге гостиничный проект. Но стороны стремятся решить конфликт миром.
Рядом с кампусом ИТМО в первом этапе проекта города-спутника появится полноценный городской квартал с жилой и коммерческой застройкой, социальными объектами и большим количеством зеленых пространств.
22.04.2024

В 2024 году маркетплейс Wildberries ожидает рост товарооборота на 60%
24.04.2024
Новым гендиректором Балтийского завода стал бывший директор предприятия по производству
24.04.2024
Из Смольного по собственному желанию ушел глава КРТИ
24.04.2024
На месте старого обувного предприятия "Скороход" в Петербурге появится бутик-отель
24.04.2024
В Петербурге с начала года доля свободных офисов снизилась до 6,4%
24.04.2024
Музей-заповедник «Петергоф» в мае откроет Верхний сад после пятилетней реставрации
24.04.2024
В ближайшие пару лет дефицит складов в Петербурге и Ленобласти достигнет 1 млн «квадратов»
24.04.2024
Компания «Петрополь» превратит здание на Васильевском острове в сервисный апарт-отель GLER
24.04.2024
Канада разрешила Airbus использовать российский титан
24.04.2024
Депутат ЗакСа Петербурга Борис Вишневский* оспорил в суде статус иноагента
24.04.2024
Замминистра обороны Тимур Иванов, обвиняемый в крупной взятке, отправлен в СИЗО. Он не признает вину
24.04.2024
С начала года в Петербурге почти на 60% сократился вывод на рынок нового жилья
24.04.2024
Уязвимости российских мобильных приложений сократились почти на треть за год
24.04.2024
В Петербурге известного театроведа оштрафовали за дискредитацию ВС РФ
23.04.2024
Минэкономразвития прогнозирует дальнейшее ослабление рубля в ближайшие годы
23.04.2024
Спрос на квартиры в петербургских новостройках с начала года вырос в три раза
23.04.2024
Штрафы за неуведомление об открытии бизнеса собираются удвоить
23.04.2024
Доля иностранных собственников торговых центров в Петербурге может в ближайшее время сократиться до 9%
23.04.2024
В Петербурге разработали стандарт транспортного обслуживания
23.04.2024
Участники группы "Би-2" подали документы на молдавское гражданство
23.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки