Буксир раздора. "Транснефть" и "Роснефть" не поделили рынок буксировки в Приморске
Компания «Приморский торговый порт», дочерняя структура государственного ПАО «Транснефть», делает буксировку судов в маленьком порту Приморск недоступной для одних и навязывает эту услугу другим. Компания контролирует рынок с оборотом 8 млн евро в год, и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже обратила на это внимание.
В ближайшие дни столичный и петербургский арбитражи запустят сразу четыре процесса, где ООО «Приморский торговый порт» (ПТП) попытается оспорить выводы экспертов Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
В роли потерпевшего — игрок той же весовой категории — ПАО «Роснефть». 14 июля в Петербурге стартует первый спор. Суть претензий ФАС — нарушение закона «О защите конкуренции», из-за которого ООО «Морское агентство «Шельф-флот» (дочка ПАО «Роснефть») лишилось доступа к обслуживанию судов в порту Приморск. Три процесса будут слушаться в петербургском арбитраже, один — в Арбитражном суде Москвы.
Приморский порт глубоководный и перспективный. ООО «Приморский УПК» миллиардера Ильи Трабера и его компаньонов планирует построить там терминальный комплекс с грузооборотом, сопоставимым с Большим портом Санкт-Петербург (около 60 млн т в год).
Пока в порту работает всего одна компания — ООО «Приморский торговый порт», чей бенефициар — государство в лице «Транснефти». ПТП зарегистрирован в Выборгском районе Ленобласти в сентябре 2004 года. Выручка компании от продаж в 2020 году составила 11,5 млрд рублей. По данным Администрации морских портов Балтийского моря, ПТП в 2021 году перевалил 36,3 млн т сырой нефти и 16,7 млн т нефтепродуктов, это 61% и 23% их морского экспорта во всех российских портах Балтики соответственно.
Сразу четыре иска
В январе 2022 года областное управление ФАС признало ПТП нарушителем ФЗ «О защите конкуренции». 8 апреля центральный аппарат ФАС, куда ПТП не замедлил подать апелляцию, подтвердил решение предыдущей инстанции. Теперь приморская дочка «Транснефти» обрушилась на ПТП сразу с четырьмя исками.
Как следует из документов ФАС (опубликованы на сайтах центрального аппарата и областного управления, ПТП в 2019—2021 годах пытался навязать «Шельф-флоту» предоставление буксирных услуг для судов, которым «Шельф-флот» оказывал агентские услуги (это около 150 действий, которые полностью обеспечивают судно с момента его захода в порт до момента выхода оттуда, включая лоцманские проводки, бункеровку и взаимодействие с представителями государственных ведомств).
ПТП формально сам не оказывает услуги (это делает его подконтрольное ООО «Союзфлот порт»), но предлагает договор, включающий собственные буксирные услуги клиентам «Шельф-флота». Последний с условиями договора не согласен.
Апелляционная коллегия согласилась с выводами УФАС, о том, что действия ПТП возлагают на «Шельф-флот» экономически и технологически необоснованные обязанности и ограничения.
«На данный момент к административной ответственности ПТП не привлечён. Эта процедура начнется после вступления решения суда в законную силу», — публично пригрозил заместитель руководителя областного управления ФАС Антон Волков.
Генеральный директор ПТП Сергей Волынец и руководитель пресс-службы «Роснефти» Михаил Леонтьев от комментариев отказались.
ООО «Морское агентство «Шельф-флот», по данным СПАРК, зарегистрировано в 2003 году в Москве. Компания на 100% принадлежит АО «Роснефтефлот», дочке ПАО «Роснефть». Выручка компании от продаж в 2020 году превысила 63 млн рублей.
Кусок пирога
Участники рынка на условиях анонимности рассказывают, что в 2002 году подконтрольное ПТП ООО «Союзфлот порт» приобрело четыре буксира, стоимостью 7 млн евро каждый. В 2004 году они вошли в акваторию приморского порта. Срок окупаемости проекта, по мнению представителей бизнес-сообщества, составлял 3,5 года. Так что с 2008 года буксиры благополучно приносят прибыль. Участники рынка оценивают её примерно в € 4 млн, а общий оборот бизнеса — в 8 млн евро. Эти деньги и есть причина вражды. ПТП не хочет, чтобы прибывающие к его причалам танкеры обслуживал кто-то чужой. Это по-человечески понятно, но по закону недопустимо: раз ты один в порту, значит монополист, а раз монополист — изволь быть гостеприимным. Но не получается.
Второй заход в суды
Это второй уровень судебных разбирательств на данную тему. Первый «Транснефть» подчистую проиграла пару лет назад той же «Роснефти». Проигрыш обошелся ответчику почти в 0,4 млрд рублей. Атакованный жалобами Верховный суд не помог. Тогда ФАС дважды оштрафовала «Транснефть» за недопущение на рынок буксирных услуг АО «Роснефтефлот», владельца «Шельф-флота».
Следующий судебный процесс начнется 14 июля в арбитраже Петербурга и Ленобласти, а 19 июля и 2 августа там же стартуют еще два процесса. 21 июля к изучению проблемы присоединится арбитражный суд Москвы. Всё выглядит так, будто это надолго.