Броня крепка. Под Петербургом начнется производство техники для силовых структур

Инженерная машина разграждения ИМР-3. Фото: wikimedia.org

Петербургский машиностроительный завод (ПМЗ) готовится к выпуску бронированной техники, обладающей повышенной защитой от взрывов и камнепадов. Потенциальными потребителями этой техники на предприятии называют силовые структуры и МЧС. Аналитики считают, что на доработку броневика понадобится не менее года, и уверены, что спрос на новую продукцию будет.

Новый бронемобиль будет создан на базе колесной инженерной машины разграждения. Спектр использования новой техники довольно широк: она может быть использована силовыми структурами во время уличных беспорядков и других ситуаций, требующих повышенной бронезащиты. Бронемобиль адаптирован для работы как в природно-климатических условиях Крайнего Севера, так и в условиях жаркого субтропического климата.

На предприятии считают, что доработка новой машины может быть проведена в довольно короткие сроки, но в какие именно, не уточнили. По оценкам аналитиков, речь может идти об 1–2 годах. Консультантом петербургского предприятия по созданию линейки оборудования выступают московское ООО «Болотин и партнеры. Индустриальный консалтинг», соответствующее соглашение было подписано в июне 2021 года. В разработке также примут участие резидент «Сколково» компания «АРМ», специализирующаяся на научных исследованиях и разработках в области естественных и технических наук, и производитель двигателей, оружия и боеприпасов ООО «Актив техно».

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

ООО «Петербургский машиностроительный завод» зарегистрировано в 2009 году. Предприятие расположено в поселке Рощино под Санкт-Петербургом и производит сельскохозяйственную, дорожно-строительную технику и технику для горно-обогатительных комбинатов. По данным ресурса «Картотека.ру», 78% долей компании принадлежит самому ООО «Петербургский машиностроительный завод», 22% — челябинскому ООО «Троицкий тракторный завод». В 2020 году выручка ПМЗ сократилась на 5,6%, до 200 млн рублей, завод получил чистый убыток в 45,6 млн рублей против чистой прибыли в 128 тыс. рублей годом ранее.

Специалисты ПМЗ ведут работы в данном направлении с 2016 года, сотрудничая с инженерной службой Росгвардии в части разработки специальной техники для их нужд, рассказал заместитель генерального директора по развитию предприятия Владислав Степанов. Усовершенствованная машина благодаря применению инновационных технологий будет обладать повышенной защищённостью и за счет применения так называемого гражданского бронирования рабочего места оператора и топливных баков, добавил Владислав Степанов.

Подготовка к серийному производству нового изделия не потребует от предприятия масштабных инвестиций, отметили на ПМЗ. Но аналитики уверены, что затраты всё же будут. По оценкам начальника аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрия Кумановского, «доработка требует сертификации, тестирования и рекламы среди заказчиков, всё это обойдется в сотни миллионов рублей». Но всё равно это существенно дешевле, чем разрабатывать новую модель. Например, стоимость разработки принципиально нового трактора К–7, который выпускает Петербургский тракторный завод (входит в ГК «Кировский завод») составила около 4 млрд рублей, напоминает Дмитрий Кумановский.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

По данным ассоциации «Росспецмаш», российские заводы строительно-дорожного машиностроения выпустили в 2020 году продукции на общую сумму 43,5 млрд рублей, что на 6% больше, чем годом ранее, отгрузки на внутренний рынок за год выросли на 11%, до 42,5 млрд рублей. В количественном выражении самой востребованной техникой оказались краны-манипуляторы (рост на 43%), гусеничные экскаваторы (на 33%), катки (на 23%), бульдозеры (на 7%), автокраны (на 2%). Падение отгрузок в 2020 году было зафиксировано в сегменте фронтальных погрузчиков (–11%), экскаваторов-погрузчиков (–9%), автогрейдеров (–9%), мини-погрузчиков (–6%). Иностранные производители дорожно-строительной и спецтехники увеличили, по данным Ассоциации европейского бизнеса, объем продаж на территории России в 2020 году на 0,3%, до 13,82 тыс. машин. Наибольший прирост был достигнут в сегменте самоходных грейдеров (+3,8%, до 710 машин) и гусеничных экскаваторов (+2,6%, до 4,2 тыс. машин).

По оценкам генерального директора «Болотин и партнеры. Индустриальный консалтинг» Виктора Четверикова, в ближайшие 5 лет спрос на бронетехнику будет составлять 300 и более машин в год. Это справедливая оценка, считает Дмитрий Кумановский. Объем рынка защищённой спецтехники не превышает сотен единиц в год, и это с учётом увеличения интенсивности разработок месторождений природных ископаемых в России, рассуждает эксперт. Выход в новую нишу для ПМЗ оправдан и проблем со сбытом у предприятия не будет, считают аналитики. «Поскольку речь при продаже такой техники идет о госзаказе, вероятно, Петербургский машиностроительный завод имеет какие-то договоренности, позволяющие рассчитывать на поставку этой продукции», — уверен аналитик ИК «Фридом Финанс» Евгений Миронюк.

ПМЗ успешно выпускает востребованную продукцию — сельскохозяйственную и дорожно-строительную технику. Диверсификация линейки положительно скажется на экономике предприятия, говорит он. Рентабельность производства подобных машин выше, чем у «обычных» тракторов, согласен Дмитрий Кумановский. Он полагает, что цена на броневик будет выше, чем на «обычную спецтехнику, но ниже, чем на импортные аналоги и военные изделия, стоимость которых составляет десятки миллионов рублей».

Читайте также по теме
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня