Новый проспект
Статьи

Бренды всех святых

Прочитано: 176

Дружище Иисус (Buddy Christ). Фото: кадр из фильма «Догма» (1999)

В использовании товарных знаков с именами мучеников усмотрели оскорбление чувств верующих. Борьба с аморальными коммерческими обозначениями активизировалась в последний год. Причем при поддержке священнослужителей её ведут сами участники рынка с целью использования спорных брендов.

Действующий Гражданский кодекс РФ исключает регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали. Но в отсутствие четких определений эти требования применяются в ущерб добросовестной конкуренции.

Без вина виноватые

Одно из последних таких решений 11 июля вынес президиум Суда по интеллектуальным правам. Спор разгорелся вокруг марки San Lorenzo, зарегистрированной импортером вина — компанией «Александровы погреба». Требуя аннулировать эту регистрацию, его конкурент ООО «Винный стиль» утверждал, что использование имени христианского мученика святого Лаврентия «оскорбляет религиозные чувства верующих, противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали». В подтверждение заявитель представил письмо правового управления Московской патриархии, а также заключение доктора церковной истории протоиерея Владислава Цыпина.

В Роспатенте признали, что святой Лоренцо (он же Лаврентий) является святым мучеником, почитаемым верующими Русской православной церкви и Римско-католической церкви. «На имя одного лица [правообладателя] в качестве товарного знака не может быть зарегистрировано обозначение, которое является частью духовной культуры всего общества в целом», — заключило патентное ведомство, аннулируя регистрацию спорного обозначения.

Подтверждая это решение Роспатента, Суд по интеллектуальным правам апеллировал к позиции Русской православной церкви, которая «является крупнейшей и одной из наиболее влиятельных в мире православных автокефальных поместных церквей, а также возглавляет верующих данной конфессии в России». «Догматы, обычаи, каноны вероисповедания, а также круг святых, почитаемых православными верующими, определяются самой Русской православной церковью, как и источники теологического знания данной конфессии», — отмечается в решении суда.

Перевод с французского на православный

Ранее по иску того же ООО «Винный стиль» была аннулирована правовая охрана бренда Saint Vincent. По утверждению заявителя, святой Викентий является покровителем французских виноделов, а в Бургундии в его честь ежегодно проводится винное мероприятие, тогда как российский правообладатель спорного товарного знака (компания «Александровы погреба») с Францией не связан. «Тот факт, что верующие будут воспринимать оспариваемое обозначение в качестве имени разных святых [Викентий и Винсент], не имеет значения, поскольку все перечисленные святые являются частью религиозной культуры, а значит относятся к культурным ценностям общества в целом», — заключил Верховный суд России.

Попытка владельца винных брендов доказать неопределенность действующей нормы Гражданского кодекса РФ не увенчалась успехом: Конституционный суд России отказал ООО «Александровы погреба» в рассмотрении его жалобы.

Бесовские споры

В свою очередь, ООО «Бесогон» удалось отстоять товарный знак, включающий изображение почитаемого исключительно старообрядцами Никиты Бесогона. Суд по интеллектуальным правам согласился с заключением Московской духовной академии, что это обозначение относится «к сюжету о побивании беса из непризнанных священными апокрифических текстов». «У суда отсутствуют сведения, что спорное обозначение является предметом почитания верующих, а его использование в качестве заявленного товарного знака может вызвать оскорбительные ассоциации», — констатировали служители Фемиды.

О субъективности отношения патентного ведомства к религиозным брендам свидетельствует успешная регистрация товарных знаков «Рождество», «Успение», «Пасхальная», «Троица» и ряда других.

По словам партнера фирмы «Городисский и Партнеры» Сергея Васильева, субъективное мнение эксперта, даже если он является верующим, не может отражать отношение общества в целом к возможности использования содержащих религиозную символику обозначений. «Такие выводы должны основываться только на изучении общественного мнения или мнения представителя соответствующей конфессии. С другой стороны, сам факт использования имен святых для обозначения алкогольной продукции может оскорбить религиозные чувства верующих», — констатирует Сергей Васильев.

Патентный поверенный и партнер компании Claims Алексей Петров отмечает, что на практике Роспатент зачастую произвольно расширяет границы понятия «общественные интересы». «В отсутствие четких критериев судьба товарного знака всецело находится в зависимости от субъективного восприятия его правоприменителем, что повышает риск принятия некорректного решения. Равно как и сомнительны ссылки в таких спорах на «экспертные мнения»: основным вопросом в противоречии общественным интересам должно быть мнение самого общества в целом, а не его отдельной части в виде той или иной общественной организации или даже конфессии», — полагает патентный поверенный.

Символические споры

Согласно инструкции по регистрации товарных знаков, к «аморальным» обозначениям относятся антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера и даже слова, написание которых нарушает правила орфографии.

Под этим предлогом Роспатент отказался регистрировать обозначение «Медный всадник». Чиновники апеллировали к одноименной поэме Александра Пушкина, гравюре Алексея Мельникова, стихотворениям Валерия Брюсова и Анны Ахматовой. В заключении указывалось, что «использование наименования объекта культурного наследия в товарном знаке без согласия компетентного органа противоречит принципам законодательства и общественным интересам». В целом подтвердив эти выводы служители Фемиды признали отказ в регистрации обозначения незаконным, поскольку Роспатент не исследовал, вызывает ли обозначение у современного российского потребителя негативные ассоциации с памятником Петру I. Такое же решение Суд по интеллектуальным правам принял в отношении словосочетания «Гром-камень».

Спор разгорелся и вокруг обозначения «Белая рука». Эксперты патентного ведомства связали его с названием сербской террористическо-националистической организации, созданной в начале прошлого века. Тогда как оспаривающий такие выводы индивидуальный предприниматель Рустам Схаляхо утверждал, что на адыгейском языке это словосочетания ассоциируется с «белой рекой», чистотой, свежестью, прохладой, легкостью, водой. Не усмотрев доказательств ни одной из версий, служители Фемиды предписали чиновникам повторно рассмотреть заявления бизнесмена.


суд бренды Право религия
Другие статьи автора Читайте также по теме
Государство активно поддерживает оборонку — это внешняя сторона медали. Предприятия ОПК могут развалиться в любой момент — это оборотная сторона. Управляющий партнер производственного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» Михаил Даниленко рассказал «Новому проспекту», почему гособоронзаказ всё больше напоминает финансовую пирамиду.
Петербургский Речной яхт-клуб пытается исключить свою территорию из зоны зеленых насаждений. Из-за этого треть площади яхт-клуба оказалась непригодной для эксплуатации. В городе много примеров, когда бизнес успешно оспаривал такие решения власти, говорят юристы.
Регистрация недвижимости не защищает собственника от признания постройки самовольной. Спорные вопросы уничтожения незаконно возведенных объектов разъяснил Верховный cуд России. Дополнительные привилегии от сноса он предоставил только жилым строениям.

У петербуржцев на депозитах на копилось 2,9 трлн рублей
30.11.2022
Умер экс-глава КНР Цзян Цзэминь. Ему было 96
30.11.2022
Совет Федерации утвердил досрочное увольнение Кудрина с должности главы Счетной палаты
30.11.2022
В Петербурге открыто движение по Биржевому мосту. Он был закрыт чуть больше года
30.11.2022
В Ленобласти утвердили тарифы на электричество. Они выросли на 9-15%
29.11.2022
Генпрокуратура подготовила проект приказа о приостановки работы СМИ в случае нарушений
29.11.2022
Определилась первая пятерка сборных, вышедших в плей-офф Чемпионата мира по футболу
29.11.2022
РАД продал на аукционе раритетные образцы Гоголя, Толстого и личные вещи императорской семьи
29.11.2022
Храм в честь снятия блокады Ленинграда появится неподалеку от станции метро "Бухарестская"
29.11.2022
Литва перестала пропускать грузовики, находящиеся в аренде у калининградских первозчиков
29.11.2022
На VIII биеннале «Архитектура Петербурга» показали проекты, которые никогда не будут реализованы
29.11.2022
Суд дважды отклонил апелляцию петербуржца, не согласившегося с мобилизацией
29.11.2022
Starlink повысил тарифы на Украине
29.11.2022
При губернаторе Петербурга появится совет семей мобилизованных
29.11.2022
Apple может недосчитаться около шести миллионов смартфонов из-за бунта китайских рабочих
29.11.2022
Госдеп США одобрил продажу оружия Финляндии на $323 млн
29.11.2022
Более 80% российских предпринимателей не чувствуют себя защищенными
29.11.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки