Новый проспект
Статьи

Бренды всех святых

Прочитано: 1176

Дружище Иисус (Buddy Christ). Фото: кадр из фильма «Догма» (1999)

В использовании товарных знаков с именами мучеников усмотрели оскорбление чувств верующих. Борьба с аморальными коммерческими обозначениями активизировалась в последний год. Причем при поддержке священнослужителей её ведут сами участники рынка с целью использования спорных брендов.

Действующий Гражданский кодекс РФ исключает регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали. Но в отсутствие четких определений эти требования применяются в ущерб добросовестной конкуренции.

Без вина виноватые

Одно из последних таких решений 11 июля вынес президиум Суда по интеллектуальным правам. Спор разгорелся вокруг марки San Lorenzo, зарегистрированной импортером вина — компанией «Александровы погреба». Требуя аннулировать эту регистрацию, его конкурент ООО «Винный стиль» утверждал, что использование имени христианского мученика святого Лаврентия «оскорбляет религиозные чувства верующих, противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали». В подтверждение заявитель представил письмо правового управления Московской патриархии, а также заключение доктора церковной истории протоиерея Владислава Цыпина.

В Роспатенте признали, что святой Лоренцо (он же Лаврентий) является святым мучеником, почитаемым верующими Русской православной церкви и Римско-католической церкви. «На имя одного лица [правообладателя] в качестве товарного знака не может быть зарегистрировано обозначение, которое является частью духовной культуры всего общества в целом», — заключило патентное ведомство, аннулируя регистрацию спорного обозначения.

Подтверждая это решение Роспатента, Суд по интеллектуальным правам апеллировал к позиции Русской православной церкви, которая «является крупнейшей и одной из наиболее влиятельных в мире православных автокефальных поместных церквей, а также возглавляет верующих данной конфессии в России». «Догматы, обычаи, каноны вероисповедания, а также круг святых, почитаемых православными верующими, определяются самой Русской православной церковью, как и источники теологического знания данной конфессии», — отмечается в решении суда.

Перевод с французского на православный

Ранее по иску того же ООО «Винный стиль» была аннулирована правовая охрана бренда Saint Vincent. По утверждению заявителя, святой Викентий является покровителем французских виноделов, а в Бургундии в его честь ежегодно проводится винное мероприятие, тогда как российский правообладатель спорного товарного знака (компания «Александровы погреба») с Францией не связан. «Тот факт, что верующие будут воспринимать оспариваемое обозначение в качестве имени разных святых [Викентий и Винсент], не имеет значения, поскольку все перечисленные святые являются частью религиозной культуры, а значит относятся к культурным ценностям общества в целом», — заключил Верховный суд России.

Попытка владельца винных брендов доказать неопределенность действующей нормы Гражданского кодекса РФ не увенчалась успехом: Конституционный суд России отказал ООО «Александровы погреба» в рассмотрении его жалобы.

Бесовские споры

В свою очередь, ООО «Бесогон» удалось отстоять товарный знак, включающий изображение почитаемого исключительно старообрядцами Никиты Бесогона. Суд по интеллектуальным правам согласился с заключением Московской духовной академии, что это обозначение относится «к сюжету о побивании беса из непризнанных священными апокрифических текстов». «У суда отсутствуют сведения, что спорное обозначение является предметом почитания верующих, а его использование в качестве заявленного товарного знака может вызвать оскорбительные ассоциации», — констатировали служители Фемиды.

О субъективности отношения патентного ведомства к религиозным брендам свидетельствует успешная регистрация товарных знаков «Рождество», «Успение», «Пасхальная», «Троица» и ряда других.

По словам партнера фирмы «Городисский и Партнеры» Сергея Васильева, субъективное мнение эксперта, даже если он является верующим, не может отражать отношение общества в целом к возможности использования содержащих религиозную символику обозначений. «Такие выводы должны основываться только на изучении общественного мнения или мнения представителя соответствующей конфессии. С другой стороны, сам факт использования имен святых для обозначения алкогольной продукции может оскорбить религиозные чувства верующих», — констатирует Сергей Васильев.

Патентный поверенный и партнер компании Claims Алексей Петров отмечает, что на практике Роспатент зачастую произвольно расширяет границы понятия «общественные интересы». «В отсутствие четких критериев судьба товарного знака всецело находится в зависимости от субъективного восприятия его правоприменителем, что повышает риск принятия некорректного решения. Равно как и сомнительны ссылки в таких спорах на «экспертные мнения»: основным вопросом в противоречии общественным интересам должно быть мнение самого общества в целом, а не его отдельной части в виде той или иной общественной организации или даже конфессии», — полагает патентный поверенный.

Символические споры

Согласно инструкции по регистрации товарных знаков, к «аморальным» обозначениям относятся антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера и даже слова, написание которых нарушает правила орфографии.

Под этим предлогом Роспатент отказался регистрировать обозначение «Медный всадник». Чиновники апеллировали к одноименной поэме Александра Пушкина, гравюре Алексея Мельникова, стихотворениям Валерия Брюсова и Анны Ахматовой. В заключении указывалось, что «использование наименования объекта культурного наследия в товарном знаке без согласия компетентного органа противоречит принципам законодательства и общественным интересам». В целом подтвердив эти выводы служители Фемиды признали отказ в регистрации обозначения незаконным, поскольку Роспатент не исследовал, вызывает ли обозначение у современного российского потребителя негативные ассоциации с памятником Петру I. Такое же решение Суд по интеллектуальным правам принял в отношении словосочетания «Гром-камень».

Спор разгорелся и вокруг обозначения «Белая рука». Эксперты патентного ведомства связали его с названием сербской террористическо-националистической организации, созданной в начале прошлого века. Тогда как оспаривающий такие выводы индивидуальный предприниматель Рустам Схаляхо утверждал, что на адыгейском языке это словосочетания ассоциируется с «белой рекой», чистотой, свежестью, прохладой, легкостью, водой. Не усмотрев доказательств ни одной из версий, служители Фемиды предписали чиновникам повторно рассмотреть заявления бизнесмена.


суд бренды Право религия
Другие статьи автора Читайте также по теме
Топ-менеджеров и владельцев разорившихся кредитных организаций всё чаще привлекают к субсидиарной ответственности не только за намеренные действия, но и за ошибки и финансовые просчеты. Основным истцом в таких спорах выступает Госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов».
Морской конгресс во Владивостоке прошел 30 и 31 мая. Судоремонтники и судостроители со всей России приехали поделиться опытом, проблемами и рассказать о новинках. Команда «Нового проспекта» посетила экспозицию и узнала, как будет выглядеть новая верфь ССК «Звезда», что такое каршеринг для яхт и какие специалисты сегодня нужны в судостроении больше всего.
Трубная компания «Санеста-Металл» подала в арбитраж шесть исков к Балтийскому заводу. Так она пытается получить с контрагента 74 млн рублей за поставленную по контрактам продукцию. Желание крупных предприятий «бесплатно кредитоваться» за счет поставщиков стало новой экономической реальностью, говорят участники рынка.

Минюст объявил иноагентом комика Данилу Поперечного и еще четырех человек
14.06.2024
Пошлина на экспорт пшеницы из России с 19 июня снизится на 3,2%
14.06.2024
Картаполов: характер боев не изменится в случае отказа Киева от условий России
14.06.2024
В Петербурге появится первый апарт-отель бренда Cosmos Stay Apartments
14.06.2024
В России предложили зачислять детей студенток в детсады без очереди
14.06.2024
«Яндекс» открыл в Петербурге школу вождения для электросамокатчиков
14.06.2024
Требования кредиторов к QIWI Банку выросли до 36 млрд рублей
14.06.2024
Профсоюзы теряют дворец на площади Труда в Петербурге
14.06.2024
В этом году Военно-морской салон в Петербурге посетят делегации 15 стран мира
14.06.2024
Осенью на российском рынке появится еще один китайский автомобильный бренд Soueast
14.06.2024
Компания The Coca-Cola Company решила вернуться в Россию
14.06.2024
Голкипер из калининградской футбольной команды «Балтика» перешел в «Зенит»
14.06.2024
РАД продал склад на юге Петербурга за 480 млн рублей
14.06.2024
Самыми дорогими брендами мира остаются Apple, Google и Microsoft
14.06.2024
Москва назвала условия мира на Украине. Но Киев их отверг
14.06.2024
Петербургский грузоперевозчик купил пермского IT-разработчика
14.06.2024
В границы морского порта Усть-Луга войдут дополнительные земельные участки
14.06.2024
Дача Кушелевых-Безбородко превратится в офисный центр
14.06.2024
Реставрация канатного цеха "Красного гвоздильщика", произведенная Setl Group в Петербурге, признана лучшим ESG-проектом России
14.06.2024
На «Госуслугах» может появиться раздел «Мои SIM-карты»
14.06.2024
Таиланд уведомил Россию о намерении вступить в БРИКС
14.06.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки