Новый проспект
Статьи

Бренды всех святых

Прочитано: 1048

Дружище Иисус (Buddy Christ). Фото: кадр из фильма «Догма» (1999)

В использовании товарных знаков с именами мучеников усмотрели оскорбление чувств верующих. Борьба с аморальными коммерческими обозначениями активизировалась в последний год. Причем при поддержке священнослужителей её ведут сами участники рынка с целью использования спорных брендов.

Действующий Гражданский кодекс РФ исключает регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали. Но в отсутствие четких определений эти требования применяются в ущерб добросовестной конкуренции.

Без вина виноватые

Одно из последних таких решений 11 июля вынес президиум Суда по интеллектуальным правам. Спор разгорелся вокруг марки San Lorenzo, зарегистрированной импортером вина — компанией «Александровы погреба». Требуя аннулировать эту регистрацию, его конкурент ООО «Винный стиль» утверждал, что использование имени христианского мученика святого Лаврентия «оскорбляет религиозные чувства верующих, противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали». В подтверждение заявитель представил письмо правового управления Московской патриархии, а также заключение доктора церковной истории протоиерея Владислава Цыпина.

В Роспатенте признали, что святой Лоренцо (он же Лаврентий) является святым мучеником, почитаемым верующими Русской православной церкви и Римско-католической церкви. «На имя одного лица [правообладателя] в качестве товарного знака не может быть зарегистрировано обозначение, которое является частью духовной культуры всего общества в целом», — заключило патентное ведомство, аннулируя регистрацию спорного обозначения.

Подтверждая это решение Роспатента, Суд по интеллектуальным правам апеллировал к позиции Русской православной церкви, которая «является крупнейшей и одной из наиболее влиятельных в мире православных автокефальных поместных церквей, а также возглавляет верующих данной конфессии в России». «Догматы, обычаи, каноны вероисповедания, а также круг святых, почитаемых православными верующими, определяются самой Русской православной церковью, как и источники теологического знания данной конфессии», — отмечается в решении суда.

Перевод с французского на православный

Ранее по иску того же ООО «Винный стиль» была аннулирована правовая охрана бренда Saint Vincent. По утверждению заявителя, святой Викентий является покровителем французских виноделов, а в Бургундии в его честь ежегодно проводится винное мероприятие, тогда как российский правообладатель спорного товарного знака (компания «Александровы погреба») с Францией не связан. «Тот факт, что верующие будут воспринимать оспариваемое обозначение в качестве имени разных святых [Викентий и Винсент], не имеет значения, поскольку все перечисленные святые являются частью религиозной культуры, а значит относятся к культурным ценностям общества в целом», — заключил Верховный суд России.

Попытка владельца винных брендов доказать неопределенность действующей нормы Гражданского кодекса РФ не увенчалась успехом: Конституционный суд России отказал ООО «Александровы погреба» в рассмотрении его жалобы.

Бесовские споры

В свою очередь, ООО «Бесогон» удалось отстоять товарный знак, включающий изображение почитаемого исключительно старообрядцами Никиты Бесогона. Суд по интеллектуальным правам согласился с заключением Московской духовной академии, что это обозначение относится «к сюжету о побивании беса из непризнанных священными апокрифических текстов». «У суда отсутствуют сведения, что спорное обозначение является предметом почитания верующих, а его использование в качестве заявленного товарного знака может вызвать оскорбительные ассоциации», — констатировали служители Фемиды.

О субъективности отношения патентного ведомства к религиозным брендам свидетельствует успешная регистрация товарных знаков «Рождество», «Успение», «Пасхальная», «Троица» и ряда других.

По словам партнера фирмы «Городисский и Партнеры» Сергея Васильева, субъективное мнение эксперта, даже если он является верующим, не может отражать отношение общества в целом к возможности использования содержащих религиозную символику обозначений. «Такие выводы должны основываться только на изучении общественного мнения или мнения представителя соответствующей конфессии. С другой стороны, сам факт использования имен святых для обозначения алкогольной продукции может оскорбить религиозные чувства верующих», — констатирует Сергей Васильев.

Патентный поверенный и партнер компании Claims Алексей Петров отмечает, что на практике Роспатент зачастую произвольно расширяет границы понятия «общественные интересы». «В отсутствие четких критериев судьба товарного знака всецело находится в зависимости от субъективного восприятия его правоприменителем, что повышает риск принятия некорректного решения. Равно как и сомнительны ссылки в таких спорах на «экспертные мнения»: основным вопросом в противоречии общественным интересам должно быть мнение самого общества в целом, а не его отдельной части в виде той или иной общественной организации или даже конфессии», — полагает патентный поверенный.

Символические споры

Согласно инструкции по регистрации товарных знаков, к «аморальным» обозначениям относятся антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера и даже слова, написание которых нарушает правила орфографии.

Под этим предлогом Роспатент отказался регистрировать обозначение «Медный всадник». Чиновники апеллировали к одноименной поэме Александра Пушкина, гравюре Алексея Мельникова, стихотворениям Валерия Брюсова и Анны Ахматовой. В заключении указывалось, что «использование наименования объекта культурного наследия в товарном знаке без согласия компетентного органа противоречит принципам законодательства и общественным интересам». В целом подтвердив эти выводы служители Фемиды признали отказ в регистрации обозначения незаконным, поскольку Роспатент не исследовал, вызывает ли обозначение у современного российского потребителя негативные ассоциации с памятником Петру I. Такое же решение Суд по интеллектуальным правам принял в отношении словосочетания «Гром-камень».

Спор разгорелся и вокруг обозначения «Белая рука». Эксперты патентного ведомства связали его с названием сербской террористическо-националистической организации, созданной в начале прошлого века. Тогда как оспаривающий такие выводы индивидуальный предприниматель Рустам Схаляхо утверждал, что на адыгейском языке это словосочетания ассоциируется с «белой рекой», чистотой, свежестью, прохладой, легкостью, водой. Не усмотрев доказательств ни одной из версий, служители Фемиды предписали чиновникам повторно рассмотреть заявления бизнесмена.


суд бренды Право религия
Другие статьи автора Читайте также по теме
Пользователей соцсетей, блогов или иных интернет-ресурсов, разместивших много лет назад безобидные сообщения, могут привлечь к административной или даже уголовной ответственности. Возможность штрафов за публикацию информации, объявленной впоследствии запрещенной, подтвердил Конституционный суд России.
Ушедшие из России иностранные компании рискуют лишиться права на товарные знаки. Тогда любой желающий сможет совершенно законно открыть в стране закусочные «Макдоналдс» и продавать технику Ericsson. Пресечь это может только официальное возобновление поставок.
Производители мясных изделий Петербурга и Ленобласти испытывают серьезные финансовые сложности. Для увеличения продаж им стоит активней работать с региональными торговыми сетями и общепитом, говорят аналитики.

В Петербурге раскрыта схема фиктивной регистрации более 400 мигрантов
19.04.2024
Путин обновил состав рабочей группы по увековечению памяти жертв политрепрессий
19.04.2024
В Казахстане запретили продажу вейпов
19.04.2024
Опрос: по выходным работают 70% россиян
19.04.2024
Петербургские отели перед майскими праздниками оказались загружены на 70%
19.04.2024
За год в России на 35% выросло число проектов комплексного развития территорий
19.04.2024
В Ленобласти ужесточат правила продажи алкоголя для 700 заведений общепита
19.04.2024
Петербургская компания стала соинвестором крупнейшего перерабатывающего комплекса России
19.04.2024
«Группа ЛСР» экс-сенатора Андрея Молчанова заплатит дивиденды за 2023 год
19.04.2024
Объединились «Партия роста» и «Новые люди»
19.04.2024
МТС-банк планирует привлечь в рамках IPO до 10 млрд рублей
19.04.2024
На майские праздники между двумя столицами запустят дополнительные «Сапсаны»
19.04.2024
С начала СВО за фейки и дискредитацию российской армии осудили 132 человека
19.04.2024
Трехчасовой обыск у журналистки Ксении Клочковой закончился. У нее изъяли технику и пригласили на допрос
19.04.2024
Торговая сеть «Лента» может оказаться банкротом из-за долгов за услуги ЖКХ
19.04.2024
Плохая погода стала причиной переноса общегородского субботника в Петербурге на 27 апреля
19.04.2024
С начала года вторичное жилье в Петербурге подешевело почти на 9%
19.04.2024
Следователи пришли с обыском домой к журналистке "Фонтанки" и "Ротонды" Ксении Клочковой
19.04.2024
США заблокировали принятие Палестины в состав ООН
19.04.2024
Доля иностранных брендов в моллах Петербурга с начала СВО сократилась до 37%
19.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки