Бренды всех святых

Дружище Иисус (Buddy Christ). Фото: кадр из фильма «Догма» (1999)

В использовании товарных знаков с именами мучеников усмотрели оскорбление чувств верующих. Борьба с аморальными коммерческими обозначениями активизировалась в последний год. Причем при поддержке священнослужителей её ведут сами участники рынка с целью использования спорных брендов.

Действующий Гражданский кодекс РФ исключает регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали. Но в отсутствие четких определений эти требования применяются в ущерб добросовестной конкуренции.

Без вина виноватые

Одно из последних таких решений 11 июля вынес президиум Суда по интеллектуальным правам. Спор разгорелся вокруг марки San Lorenzo, зарегистрированной импортером вина — компанией «Александровы погреба». Требуя аннулировать эту регистрацию, его конкурент ООО «Винный стиль» утверждал, что использование имени христианского мученика святого Лаврентия «оскорбляет религиозные чувства верующих, противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали». В подтверждение заявитель представил письмо правового управления Московской патриархии, а также заключение доктора церковной истории протоиерея Владислава Цыпина.

В Роспатенте признали, что святой Лоренцо (он же Лаврентий) является святым мучеником, почитаемым верующими Русской православной церкви и Римско-католической церкви. «На имя одного лица [правообладателя] в качестве товарного знака не может быть зарегистрировано обозначение, которое является частью духовной культуры всего общества в целом», — заключило патентное ведомство, аннулируя регистрацию спорного обозначения.

Подтверждая это решение Роспатента, Суд по интеллектуальным правам апеллировал к позиции Русской православной церкви, которая «является крупнейшей и одной из наиболее влиятельных в мире православных автокефальных поместных церквей, а также возглавляет верующих данной конфессии в России». «Догматы, обычаи, каноны вероисповедания, а также круг святых, почитаемых православными верующими, определяются самой Русской православной церковью, как и источники теологического знания данной конфессии», — отмечается в решении суда.

Перевод с французского на православный

Ранее по иску того же ООО «Винный стиль» была аннулирована правовая охрана бренда Saint Vincent. По утверждению заявителя, святой Викентий является покровителем французских виноделов, а в Бургундии в его честь ежегодно проводится винное мероприятие, тогда как российский правообладатель спорного товарного знака (компания «Александровы погреба») с Францией не связан. «Тот факт, что верующие будут воспринимать оспариваемое обозначение в качестве имени разных святых [Викентий и Винсент], не имеет значения, поскольку все перечисленные святые являются частью религиозной культуры, а значит относятся к культурным ценностям общества в целом», — заключил Верховный суд России.

Попытка владельца винных брендов доказать неопределенность действующей нормы Гражданского кодекса РФ не увенчалась успехом: Конституционный суд России отказал ООО «Александровы погреба» в рассмотрении его жалобы.

Бесовские споры

В свою очередь, ООО «Бесогон» удалось отстоять товарный знак, включающий изображение почитаемого исключительно старообрядцами Никиты Бесогона. Суд по интеллектуальным правам согласился с заключением Московской духовной академии, что это обозначение относится «к сюжету о побивании беса из непризнанных священными апокрифических текстов». «У суда отсутствуют сведения, что спорное обозначение является предметом почитания верующих, а его использование в качестве заявленного товарного знака может вызвать оскорбительные ассоциации», — констатировали служители Фемиды.

О субъективности отношения патентного ведомства к религиозным брендам свидетельствует успешная регистрация товарных знаков «Рождество», «Успение», «Пасхальная», «Троица» и ряда других.

По словам партнера фирмы «Городисский и Партнеры» Сергея Васильева, субъективное мнение эксперта, даже если он является верующим, не может отражать отношение общества в целом к возможности использования содержащих религиозную символику обозначений. «Такие выводы должны основываться только на изучении общественного мнения или мнения представителя соответствующей конфессии. С другой стороны, сам факт использования имен святых для обозначения алкогольной продукции может оскорбить религиозные чувства верующих», — констатирует Сергей Васильев.

Патентный поверенный и партнер компании Claims Алексей Петров отмечает, что на практике Роспатент зачастую произвольно расширяет границы понятия «общественные интересы». «В отсутствие четких критериев судьба товарного знака всецело находится в зависимости от субъективного восприятия его правоприменителем, что повышает риск принятия некорректного решения. Равно как и сомнительны ссылки в таких спорах на «экспертные мнения»: основным вопросом в противоречии общественным интересам должно быть мнение самого общества в целом, а не его отдельной части в виде той или иной общественной организации или даже конфессии», — полагает патентный поверенный.

Символические споры

Согласно инструкции по регистрации товарных знаков, к «аморальным» обозначениям относятся антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера и даже слова, написание которых нарушает правила орфографии.

Под этим предлогом Роспатент отказался регистрировать обозначение «Медный всадник». Чиновники апеллировали к одноименной поэме Александра Пушкина, гравюре Алексея Мельникова, стихотворениям Валерия Брюсова и Анны Ахматовой. В заключении указывалось, что «использование наименования объекта культурного наследия в товарном знаке без согласия компетентного органа противоречит принципам законодательства и общественным интересам». В целом подтвердив эти выводы служители Фемиды признали отказ в регистрации обозначения незаконным, поскольку Роспатент не исследовал, вызывает ли обозначение у современного российского потребителя негативные ассоциации с памятником Петру I. Такое же решение Суд по интеллектуальным правам принял в отношении словосочетания «Гром-камень».

Спор разгорелся и вокруг обозначения «Белая рука». Эксперты патентного ведомства связали его с названием сербской террористическо-националистической организации, созданной в начале прошлого века. Тогда как оспаривающий такие выводы индивидуальный предприниматель Рустам Схаляхо утверждал, что на адыгейском языке это словосочетания ассоциируется с «белой рекой», чистотой, свежестью, прохладой, легкостью, водой. Не усмотрев доказательств ни одной из версий, служители Фемиды предписали чиновникам повторно рассмотреть заявления бизнесмена.


Актуально сегодня