Бонд, да не тот. Владельцы евробондов оказались в тупике
Президент России предписал всем отечественным корпорациям, которые владеют валютными облигациями, до конца года выпустить так называемые замещающие бумаги. А 29 июня упростили порядок получения разрешения правительственной комиссии для прямых валютных выплат по евробондам.
Эмитированные от имени отечественных компаний (включая таких монстров как «Газпром», «Роснефть», ВЭБ, Московский кредитный банк и других) валютные облигации числились в Национальном расчетном депозитарии (НРД). Его счета в европейских депозитариях Euroclear и Clearstream были заморожены в рамках очередного пакета санкций ЕС. Банк России оценил стоимость зависших активов в 6 трлн рублей.
Многочисленные попытки вывести ценные бумаги не увенчались успехом. На сегодняшний день известно только про две индивидуальные лицензии, выданных частным российским инвесторам. Их имена и сумма разблокированных накоплений не разглашаются, а невозмещаемые расходы на юристов оцениваются в десятки тысяч евро.
В подписанном еще год назад указе Президент России ввел возможность проведения прямых выплат держателям евробондов, а также возможность провести эмиссию замещающих облигации. В мае этого года глава государство предписал выпустившим заблокированные ценных бумаг компании исполнить свои обязательства до 1 января 2024 года.
На службе её Величества
Многие добросовестные отечественные корпорации воспользовались этим правом. Так, держатели облигаций Gazprom-34 уже октябре получили идентичные бумаги ООО «Газпром капитал» (дочерняя структура ПАО «Газпром»), номинированные в долларах с доходом в 8,5% годовых.
Исполнила свои обязательства перед частными инвесторами и федеральная казна: 23 мая министр финансов Антон Силуанов подписал приказ о перевод купонного дохода по государственным облигациям через НРД, минуя европейские депозитарии и платежных агентов. Общая сумма выплат составил 19,6 млрд рублей (эквивалент $ 234,8 млн).
По словам нескольких держателей государственных валютных бумаг в тот день «живые» деньги поступили на их брокерские счета. Более того, «в целях неукоснительного соблюдения взятых Российской Федерацией обязательств» выплаты будут индексироваться по текущему рыночному курсу валюты номинала до момента фактических расчетов с держателями бумаг.
«Владельцы еврооблигаций вправе распоряжаться полученными рублевыми средствами по своему усмотрению, в том числе конвертировать их в валюту номинала», — заявили в финансовом ведомстве.
Перемешать, но не взбалтывать
Иные эмитенты не так ответственно относятся к своим обязательствам. Например, год назад генеральный директор «ФосАгро» Михаил Рыбников заверил журналиста «Нового проспекта», что держатели его валютных облигаций получат купонный доход «в самое ближайшие дни». Однако этого так и не произошло. Более того, в апреле компания погасила один из выпусков, но деньги опять же «зависли».
"Мы все, что должны были сделать — сделали, все свои обязательства выполнили», — констатировал Михаил Рыбников в кулуарах Петербургского международного экономического форума этого года.
Сложную схему реализует и Московский кредитных банк (МКБ, CBOM). Инвесторам предлагается проголосовать за предложение, изложенное на английском языке в 80-страничном документе. Функции финансового посредника делегируются ООО «Лигал Кэпитал Инвестор Сервисез» (LCPIS) с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, которое не является профессиональным участником финансового рынка. Также инвесторы должны согласиться отсрочить выплату купонного дохода.
«Данный шаг вызван необходимостью, среди прочего, обеспечить МКБ большей гибкостью для выполнения своих обязательств по еврооблигациям в быстро развивающейся и резко меняющейся обстановке», — отмечается в уведомлении. При этом разъяснить, когда же держатели бондов получат не выплачиваемые уже больше года купоны и смогут управлять своими бумагами, ни в LCPIS, ни в МКБ, разъяснить не пожелали. Проигнорировала пресс-служба банка и запрос журналиста «Нового проспекта».
Лунный гонщик
Судебные перспективы восстановления прав держателей евробондов эксперты оценивают критически. Ведь формально их эмитентами являются иностранные, порой даже оффшорные компании. Например — кипрские HeadHunter Group PLC и CIAN PLC ADR, ирландская VEB Finance PLC, британская Gaz Finance PLC., люксембургская GPN Capital S.A. голландская Yandex N.V. и другие. Судиться с ними надо в соответствующих юрисдикциях.
Партнер юридической фирмы BGP Litigation Сергей Гландин не верит в перспективу предъявления исков и в российских судах. «Брокеры и депозитарии не несут ответственности за невыплату купонного дохода или блокировку ценных бумаг, имевшую место по независящим от них обстоятельствам. В свою очередь сами эмитенты ссылаются на форс-мажорные обстоятельства и суды, чаще всего, признают введенные санкции таковыми», — полагает эксперт.
Ищи — свищи
Пока немногочисленная судебная практика подтверждает эти выводы. Так, купивший четыре облигации BrockerCreditServis Иван Ромашов предъявил к ООО «Компания Брокеркредитсервис» (БКС) иск о расторжении договора.
«В действиях ООО «Компания БКС» отсутствуют какие-либо противоправные действия, препятствующие истцу получить выплаты по купонам за 2022 год. При этом, именно истец, являясь инвестором, несет возможные негативные риски, связанные с невыплатой купонов по приобретенным еврооблигациям», — заключил суд, отклоняя доводы потерпевшего.
С фактическими эмитентами пытались судиться и профессиональные участники рынка. Убытки из-за не выплаченного ирландской RZD Capital PLC купона с ОАО «Российские железные дороги» пыталась взыскать управляющая компания «Лидер». Арбитражный суд подтвердил, что еврооблигации выпускались с целью финансирования кредита «РЖД», которая получила все вырученные от инвесторов средства. Однако, эмиссионная документация не предусматривала права взыскивать убытки в случае просрочки выплаты купонного дохода. Кроме того, ирландская компания не является дочерней структурой ОАО «РЖД» и железнодорожники не несут ответственности за её действия.
Банк «Санкт-Петербург» возложил вину за блокировку своих активов в Euroclear на «Национальный расчетный депозиторий» (НРД), против которого были введены санкции. Отклоняя иск кредитной организации служители Фемиды указали на закрепленную в Условиях осуществления депозитарной деятельности НРД третейскую оговорку, которая делегирует рассмотрение подобных споров Арбитражному центру при Российском союзе промышленников и предпринимателей.