Бизнес родных кровей Полтавченко
В ближайшем окружении российских губернаторов всегда есть люди, обладающие недюжинным предпринимательским талантом. Как выяснил «НП», семья Георгия Полтавченко не исключение. Успешным бизнесменом стал не только его сын Алексей, но и более дальние родственники. Подробнее об этом — в расследовании Ирины Панкратовой и Марины Васильевой.
Свято место
Иерей Дионисий в вышитой золотом ризе уверенно взмахнул кропилом. Несколько капель святой воды упали на заросший травой участок. Молебен подготовил территорию особой экономической зоны (ОЭЗ) «Новоорловская» к приему новых резидентов. Одним из таких новичков стала компания «СмитХелскеа», которая в 2019 году начнет строить завод по производству диализаторов (фильтров для крови) на участке площадью 1,24 га.
Контрольным пакетом АО «СмитХелскеа», которое реализует этот проект, владеют Николай Кузнецов (32%), его теща Елена Челнокова (32%) и супруга Мария Кузнецова (4%).
Николай Кузнецов, который также является и гендиректором «СмитХелскеа», встретился и пообщался с корреспондентом «НП», но отказался согласовывать свою прямую речь, поэтому редакция не публикует цитаты или интервью с ним. Однако факты и мнения, высказанные собеседником, учтены в публикации.
Весной этого года Николай Кузнецов сам рассказал о начале проектирования завода в «Новоорловской» журналистам. На страницах «Делового Петербург» и «Коммерсанта» он подробно описал параметры проекта, рассказал, как сложно подобрать проектировщика для такого объекта, остановился на вопросах импортозамещения. Однако ни словом не обмолвился об источнике инвестиций в проект.
Меж тем сумма необходима значительная — 915,4 млн рублей. Она указана в бизнес-плане: его наличие — обязательное условие для получения площадки под строительство в ОЭЗ, резиденты которой могут ввозить оборудование без пошлин и получают налоговые преференции (см. инфографику в конце текста).
В «Новоорловской» не смогли оперативно ответить на запрос «НП». В процессе проектирования завода диализаторов объем инвестиций вырос до 1,7 млрд рублей, уточнил собеседник «НП», участвующий в строительстве. Он добавил, что запуск перенесли на год позже — его запланировали на 2021 год. На предприятии появится около 150 рабочих мест. Деньги вкладывает непосредственно АО «СмитХелскеа», утверждает собеседник «НП». То же самое сообщал и сам Николай Кузнецов. «Инвестор — мы, компания «СмитХелскеа», — говорил он журналистам.
Под стройку выделен участок 1,24 га. Площадь завода составит 5 тыс. м2. Он будет производить фильтры для крови двух видов. Во-первых, диализаторы — расходный материал для процедуры гемодиализа, которая необходима людям с почечной недостаточностью и дисфункцией почек. Во-вторых, плазмофильтры — их используют для сепарации крови и очищения плазмы.
Перспективный рынок
Запуская проект, его инициаторы рассчитывали, что доля госзаказа составит не менее 70% от объемов производства предприятия, рассказывает собеседник, знакомый с ходом дела. И в этом есть своя логика. Объем российского рынка диализаторов в 2017 году составил 6,47 млн штук, или $80,98 млн, по оценке аналитиков Discovery Research Group (полностью исследование см. в кейсе). За год рынок вырос на 7% в штуках и на 21% в деньгах. При этом в России было произведено лишь 3,2 тыс. фильтров.
Производственная мощность «СмитХелскеа» составит 2 млн диализаторов в год с перспективой увеличения до 5 млн. Это означает, что к моменту запуска в 2021 году завод будет претендовать на четверть российского рынка.
Доля госзаказа в производстве «СмитХелскеа» вполне может быть подавляющей, так как государственные медучреждения сегодня приобретают большую часть гемодиализаторов в Германии, Италии и Японии в среднем по цене 1,5 тыс. рублей за штуку. Учитывая курс страны на импортозамещение, все больницы могут переключиться на продукцию российского производителя, особенно если получат соответствующие рекомендации сверху.
Фильтры входят в состав госзакупок наряду с другими наименованиями, поэтому подсчитать точный объем госзаказа достаточно трудно. «НП» запросил эту информацию в комитете по здравоохранению Смольного, а также попросил прокомментировать перспективы перевода государственных клиник на отечественные расходники для гемодиализа, но ответа пока не получил.
Так или иначе, проект «СмитХелскеа» со всех сторон перспективный и полезный для страны. Осталось понять, кто же выделил на его реализацию более 1,5 млрд рублей.
Мы, «СмитХелскеа»
Инициатор грандиозного проекта — «СмитХелскеа» — несколько лет присутствует на рынке медицинского оборудования. Но до недавнего времени компания ничем не выделялась из ряда многочисленных дистрибьюторов средней руки, выступая дилером Miele, Olympus, Mindray, Merivaara, Rudolf Medical и других зарубежных марок.
Первые данные о юрлице с таким названием в ЕГРЮЛ датированы 2012 годом, когда было зарегистрировано ООО «СмитХелскеа Северо-Запад» (см. материалы в кейсе). Его учредителем выступил Александр Ильин, совладелец небольшой петербургской группы компаний «Эксперта» (предоставляет бухгалтерские услуги).
Реализующее проект в «Новоорловской» акционерное общество, где контрольный пакет принадлежит семье Кузнецовых, было внесено в ЕГРЮЛ в сентябре 2017 года. У Александра Ильина в этой компании тоже есть миноритарная доля 32%. Кроме того, в июле 2018 года Николай Кузнецов зарегистрировал еще и ООО «СмитХелскеа» со специализацией «деятельность больничных организаций», для каких целей — пока неизвестно.
Товарный знак SmithHealthcare с 2014 года принадлежит ООО «Экспертина» Александра Ильина. ООО «СмитХелскеа Северо-Запад» прописано на Караванной, 1, этот же адрес указан на сайте «СмитХелскеа» и по нему же зарегистрирована ГК «Эксперта» Ильина. Однако бизнес-партнер Николая Кузнецова не похож на крупного инвестора. Чистая прибыль компаний с его участием в 2017 году составила 73 млн рублей, а их совокупная выручка не превысила 450 млн рублей.
Тем не менее опыт работы с госзаказом у Кузнецова и Ильина имеется. По данным портала госзакупок, связанные с ними компании регулярно, начиная с 2015 года, поставляли оборудование в городские поликлиники, подведомственные комитету по здравоохранению Смольного. Объем заказов варьировался от 10 млн до 70 млн рублей.
В 2017 году принадлежащая Кузнецову «СК Альянс» (до него компанией так же владел Ильин) вошла в число подрядчиков ГКУ «Управление строительства Ленинградской области», подведомственного областному комитету по строительству. В 2017 году ГКУ заказало у «СК Альянс» медоборудование на 128 млн рублей (по данным портала госзакупок), при этом выручка компании по итогам года составила 130,4 млн рублей (по данным СПАРК). Но даже с учетом этих подрядов собственных средств компаний Ильина и Кузнецова явно недостаточно для реализации проекта.
Губернаторская династия
В поисках источника инвестиций «НП» углубился в изучение бизнес-контактов родственников Николая Кузнецова. И выяснил, что в начале 2017 года он породнился с бывшим губернатором Петербурга, сыграв свадьбу с Марией Челноковой, которая приходится сводной сестрой Дарье Нещадимовой — жене Алексея Полтавченко и невестке Георгия Сергеевича.
Мария Кузнецова (Челнокова) — выпускница Санкт-Петербургского политехнического университета и Российской академии хозяйства и госслужбы при Президенте РФ (РАНХиГС), указано на ее страничке «ВКонтакте». В 2016 году она возглавляла благотворительный фонд «Светлое время», учредителями которого являются Дарья Нещадимова и Тамара Цацуа, супруга главы аппарата губернатора Давида Адамии. Согласно бухгалтерской отчетности «Светлого времени» за 2017 год, стоимость активов на балансе фонда составила 561 тыс. рублей, других данных не представлено.
Этот пост Мария покинула в феврале 2017 года, а в сентябре вместе с мужем и матерью она стала учредителем АО «СмитХелскеа». Она не ответила на сообщение корреспондента «НП» с просьбой пояснить, какие функции, помимо держателя доли, выполняет в этой компании.
Елена Челнокова, мать Марии, тоже ранее никогда не занималась связанным с медициной бизнесом: 34% в АО «СмитХелскеа» — ее первый бизнес-актив, следует из данных СПАРК. «НП» направил ей вопросы через соцсеть «ВКонтакте», в ответ она добавила нашего корреспондента в черный список.
Супруг Елены Челноковой Герман Нещадимов (отец Дарьи Нещадимовой) тоже с медициной не связан. Он занимался малым бизнесом в начале 2000-х: был соучредителем нескольких небольших фирм, в свое время взял в кредит 5 млн рублей у банка «Санкт-Петербург» под поручительство петербургского Фонда содействия кредитованию малого бизнеса, но прогорел (решение арбитражного суда см. в кейсе). Чем именно занимается Герман Нещадимов последние 10 лет, установить не удалось. Информация о его участии в роли топ-менеджера или совладельца в каких-либо компаниях в базах данных OpenCorporates и СПАРК отсутствует. Но, судя по фотографиям в соцсетях, Герман Нещадимов и Елена Челнокова ведут активный образ жизни, появляются на светских мероприятиях, много путешествуют.
Таинственный инвестор
Источник инвестиций в строительство завода «СмитХелскеа» остается загадкой. По данным «НП», небольшую их часть действительно составляют собственные средства семьи Кузнецовых, часть они могли взять в кредит. А оставшуюся сумму, по данным источников «НП», выделила некая крупная инвестиционная компания.
О какой компании идет речь, не уточняется. Но в семейном окружении Кузнецовых есть потенциальный инвестор — это Алексей Полтавченко, сын экс-губернатора Георгия Полтавченко. Он занялся бизнесом задолго до его отставки и оказался способным предпринимателем.
Сейчас Алексей активно вкладывается в собственные новые проекты. Например, компания «Инвестбугры», где 50% принадлежит Полтавченко, инвестирует 2 млрд рублей в строительство индустриального парка в Буграх Ленобласти. Еще 50% в компании принадлежат Ирае Гильмутдиновой, супруге соучредителя Русского Афонского общества Константина Голощапова, основавшего СМП-Банк вместе с Аркадием Ротенбергом. «Инвестбугры» управляют складским комплексом STC площадью 300 тыс. м2 на севере Петербурга.
Кроме того, в мае 2018 года Алексей Полтавченко купил долю 25% в ООО «Монолит-строй». Компания владеет заводом Latat в Томске, крупнейшим российским предприятием по производству МДФ, также на заводе производятся малотоксичные смолы. Одновременно с Полтавченко долю 25% получила Ирая Гильмутдинова.
Оставшиеся 50% принадлежат кипрскому офшору Entomo Ltd. С конца 2017 года через цепочку кипрских офшоров им владеют киприоты Александр Бурченко (75%) и Константинос Закхеос (25%), свидетельствуют выписки из кипрского реестра юрлиц. На момент публикации материала на заводе Latat не ответили на запрос «НП». Александр и Константинос являются исполнительными директорами компании SZC Management, которая помогает бизнесменам, в основном российским, вести работу через офшоры на Кипре и Британских Виргинских островах. Такие киприоты часто выполняют роль номинальных владельцев, когда истинный бенефициар хочет скрыть свое имя.
Алексей Полтавченко, говоря о своем бизнесе, всегда заявляет, что построил его самостоятельно, без помощи административного ресурса. Такой же позиции придерживается и Николай Кузнецов. Он указывает на то, что получил профильное высшее медицинское образование, долго работал в крупных компаниях-дистрибьюторах медоборудования и получил необходимый опыт. Оба предпринимателя талантливы и успешно строят свою карьеру. Теперь, когда их высокопоставленный родственник покинул губернаторский пост, у них как раз появляется возможность это доказать.
Текст: Ирина Панкратова, Марина Васильева
Инфографика: Константин Мшагский