Бизнес на автопилоте. Технический прогресс выживает водителей с рынка
Новый проспект
Статьи

Бизнес на автопилоте. Технический прогресс выживает водителей с рынка

Прочитано: 363

Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Созданием транспортных средств с возможностью полного автономного вождения уже не первый год занимаются крупнейшие автопроизводители вместе с IT-разработчиками, в том числе и в России. По данным консалтинговой компании KPMG, в 2020 году по уровню готовности стран к появлению и внедрению технологий автономного вождения Россия занимала 26-е место из 30. Эксперты отмечают, что в стране есть заинтересованность и со стороны государства, и со стороны частных компаний, но нет достаточного доступа к новым технологиям. Возможно, благодаря ряду ограничительных законов Россия создает эти проблемы себе сама. На первом же месте в рейтинге находится Сингапур, который в прошлом году сместил на второе место Нидерланды. Третье место у Норвегии, четвертое — у США. В 2019 году в мире насчитывалось около 330 тыс. беспилотных транспортных средств, по данным Gartner. К 2023 году количество самоуправляемых машин может достичь примерно 750 тыс. единиц. В первых рядах по приросту будут Северная Америка, Западная Европа и Китай.


Знакомые имена

В России о беспилотных автомобилях стали задумываться чуть более 5 лет назад. В 2015 году Cognitive Technologies и «КамАЗ» начали совместный проект. Сейчас «КамАЗ» продолжает, тестируя свой беспилотник на заводской территории, а вот Cognitive Technologies в этом году отошла от автотранспортного рынка. СП со Сбербанком, Cognitive Pilot, теперь занимается беспилотными системами управления сельхозтехникой, умными системами рельсового транспорта и т. д. Сам же «Сбер» тестирует свои беспилотники на базе Kia Ceed.

«Яндекс» испытал первые прототипы беспилотных автомобилей весной 2017 года. В 2020 году компания выделила направление в отдельное юрлицо, анонсировав инвестиции в размере $ 150 млн. По данным компании, на сегодняшний день 130 беспилотных машин ездят по дорогам общего пользования в России, США и Израиле. В автономном режиме они проехали более 7 млн км. А в Иннополисе работает служба беспилотного такси, которое перевозит пассажиров без водителя за рулём.

В прошлом году «Таксовичкоф» начал тестировать беспилотный автомобиль вместе с компанией «СтарЛайн». Тогда же «ВкусВилл» стал пробовать на хетчбеке Kia Soul, оснащенном системой автопилота, доставлять продукты из супермаркетов в районе Южное Бутово.

Весной этого года первый самоуправляемый автомобиль на базе универсала Lada Vesta поехал по территории Городской клинической больницы №1 им. Н.И. Пирогова в Москве. Его разработали ученые из научно-исследовательского института «МосТрансПроект» вместе с коллегами из МАДИ. Работа авто — доставлять анализы пациентов между разными корпусами.

Столицы — полигон для испытаний

В Москве на городских площадках пилотные проекты по вождению без участия человека проводятся с 2019 года. К середине апреля 2021-го прошло более 50 таких испытаний, тестирование еще 30 продолжается. Здесь апробируют свои прототипы «Яндекс» и «СберАвтоТех». Как правило, в качестве основы служат автомобили Hyundai и Kia.

На данном этапе стратегией развития беспилотной автотехники в России уже озаботился Минтранс. В 2022 году экспериментаторы хотят запустить беспилотные грузовики на трассе М-11 «Нева». На большую дорогу выйдут продукты «КамАЗа», «СберАвтоТеха», «Деловых линий», Globaltruck, X5 Group и др.

В ведомстве планируют, что к 2035 году доля автомобильных грузовых и пассажирских городских перевозок в крупнейших 20 городах, выполняемых высокоавтоматизированным и беспилотным транспортом, достигнет 30%. А междугородние автоперевозки без водителей должны достичь 50%, если речь идет о грузах, и 30% в случае перевозки пассажиров.

В Минтрансе также уже посчитали, что такие перевозки позволят к 2030 году увеличить коммерческую скорость доставки грузов на 25%, а себестоимость перевозки снизить на 10%. При этом чиновники уверены, что и аварийность снизится на 20%. На развитие этого проекта потребуется около 500 млрд бюджетных рублей плюс около 400 млрд внебюджетных средств.

Помимо Москвы и Петербурга автопилотные авто к 2025 году появятся в Татарстане, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской и Самарской областях, Чувашской республике, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, в Краснодарском крае, а также в Мурманской и Новосибирской областях.

Параллельно с этим в Минэкономразвития разработана программа по запуску коммерческих сервисов беспилотного такси на территории РФ. Документ создавался вместе с «Яндексом».

Как устроен беспилотник

Весь фокус появления нового рынка кроется в создании автопилота, который ведет транспорт по заданной траектории, как это делается в самолетах или поездах на дальних расстояниях. Правда, там движение происходит в пространстве без препятствий, тогда как на дорогах общего пользования всё гораздо сложнее.

Массовое внедрение беспилотных автомобилей предусматривает, помимо разработки самого автомобиля, серьезную интеграцию в транспортную инфраструктуру. Информацию о состоянии дороги, качестве покрытия, погодных условиях и других автомобилях на трассе беспилотники получают через сотовые сети. «Во время движения высокоавтоматизированный транспорт использует специальные карты — цифровую модель дороги (ЦМД), — объясняет руководитель проекта «Беспилотный автомобиль StarLine» Борис Иванов. — С помощью такой модели беспилотник прокладывает маршрут между заданными точками и динамически меняет его при возникновении препятствий на дороге. Цифровая модель дороги также нужна, чтобы беспилотный автомобиль мог, например, не зависеть от наличия разметки, так как информация о разметке, скоростных ограничениях уже заложена в картах. Мы можем сравнить ЦМД с навигатором, который использует сейчас каждый водитель».

«Глаза» большинства беспилотных автомобилей — лидары, камеры и радары. «С их помощью беспилотная система распознаёт окружающий мир, например сигналы светофоров, автомобили и людей, измеряет размеры окружающих объектов, их скорости и расстояния до них», — говорят в «Яндексе».

Недавно «Яндекс» оборудовал все беспилотные автомобили четвёртого поколения на базе Hyundai Sonata лидарами собственного производства. Лидар — это сенсор, который сканирует пространство лазерными лучами и составляет трёхмерную карту окружающего мира. В компании отмечают, что собственные лидары позволят получать необработанную информацию и анализировать ее, тогда как «готовые» лидары других производителей дают уже готовые данные. «Благодаря дополнительным знаниям мы можем улучшать различные компоненты нашей беспилотной технологии», — поясняет руководитель группы разработки лидаров «Яндекса» Дмитрий Соломенцев.

У прототипа беспилотника «ВкусВилла» лидар разработан компанией Moove! А, например, у проекта «Таксовичкофф», который компания «Ралиент» делала на базе автомобиля «СтарЛайн» использавались не лидары и радары, а одна камера. В компании поясняют, что отказ от лидаров и радаров стал возможен благодаря применению модуля 3D-распознавания, что, в свою очередь, позволяет в несколько раз снизить стоимость разработки беспилотного автомобиля.

По данным Бориса Иванова, сегодня стоимость дооборудования обычного автомобиля в беспилотный составляет примерно одну-две стоимости самого автомобиля.

«Что касается легкового транспорта, сегодня беспилотные технологии увеличивают стоимость автомобиля кратно, — согласен руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрий Минкин. — А если мы говорим про локомотивы, трамваи, комбайны — это считанные проценты от стоимости».

Однако, напоминает Борис Иванов, сейчас беспилотные автомобили представлены только в виде тестовых образцов. «Все в мире работают над удешевлением сенсорных датчиков, которые пока остаются очень дорогими. И очевидно, что с массовым внедрением стоимость беспилотного автомобиля значительно снизится за счет эффекта масштаба», — поясняет он.

Рынок на горизонте

«Рынок так называемых беспилотных автомобилей сейчас — это прототипы, опытные образцы или варианты, работающие в очень ограниченных условиях, — говорит Юрий Минкин. — Сферы применения такой техники ограничены закрытыми территориями типа складов или карьеров».

По мнению руководителя проекта «Беспилотный автомобиль StarLine», первый экономический эффект стоит ждать, когда стоимость и обслуживание автономного автомобиля, например, за год будет не выше стоимости обычного автомобиля с учетом зарплаты водителя за тот же период. «Но внедрение беспилотных технологий не всегда должно быть оправдано именно экономически, — уточняет Борис Иванов. — Наиболее перспективными направлениями для внедрения беспилотных технологий в первую очередь станут отрасли с опасными или некомфортными для человека условиями труда, например добывающая, нефтяная и мусороперерабатывающая промышленность.

По мнению Юрия Минкина, сейчас много решений в этом направлении находится в стадии разработки, которые в 10-15-летней перспективе могут стать реальным коммерческим беспилотным автомобилем.

По данным эксперта StarLine, сегменты, где российские беспилотные технологии работают уже в реальных «боевых» условиях, — карьерная, горнодобывающая и сельскохозяйственная техника.

«Комбайны, автономно собирающие урожай, — очень окупаемая коммерческая история, которая сокращает бизнесу издержки: время сбора урожая, затраты на топливо. Эти вещи выгодны бизнесу», — согласен с коллегой представитель Cognitive Technologies.

Еще один экономически оправданный пример — использование беспилотников на внутренних дорогах. Этой осенью «Газпром нефть» рассказала, что использует электромобиль с автопилотом «ГАЗель NEXT», который ежедневно совершает рейсы по внутрипромысловым дорогам Южно-Приобского месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе. Автомобиль двигается по заранее оцифрованным маршрутам. Также компания тестирует беспилотный автомобиль КамАЗ и тяжелый беспилотный вертолет «Аэромакс». В «Газпром-нефти» посчитали, что использование в логистике инноваций позволяет на 40% оптимизировать складские площади, на 50% ускорить доступ на места хранения и на 30% снизить операционные затраты предприятия. «Беспилотные автомобили работают круглосуточно, значит совершают больше рейсов, чем пилотируемые», — привел простой пример генеральный директор компании «Газпромнефть-Снабжение» Дмитрий Потапов.

Не всё так просто


Несмотря на то, что сами технологии уже позволяют машинам обходиться без «ручного труда», пока российские законы не разрешают беспилотникам передвигаться без водителей на открытых трассах. И все тестовые авто в этом случае сопровождает бортинженер, находящийся за рулем.

«Сложности для развития беспилотных авто упираются в юридические ограничения, — отмечает Юрий Минкин. — Пока только появляются первые подвижки, чтобы эти авто могли реально функционировать без человека за рулем».

Буквально на днях правила использования беспилотных автомобилей в виде экспериментального правового режима появились все в той же Москве. В Мосгордуме считают, что они помогут в дальнейшем написать законопроект, который будет регулировать правила эксплуатации беспилотников по всей России.


IT логистика транспорт
Другие статьи автора Читайте также по теме
В этом году участники рынка информационных технологий получили беспрецедентные привилегии. Но эти льготы могут использоваться также для отмывания доходов и сокрытия налогов. В борьбе с такими схемами государство ужесточает требования к добросовестным IT-компаниям.
В России на государственном уровне создается кадровый резерв IT-специалистов. Беспрецедентные меры поддержки отрасли не решают проблему дефицита профессионалов в области информационных технологий, который особенно заметен в госсекторе.
Умные трамваи, компьютерное зрение в автобусах и искусственный интеллект на всём пассажирском транспорте — такие планы всё еще озвучивает Россия на государственном уровне. Но импортозамещение в этой сфере IT идет непросто.

Первая леди США Джилл Байден заболела ковидом
16.08.2022
На военном аэродроме под Симферополем произошли взрывы. С утра бомбило на севере Крыма
16.08.2022
Шоколада Lindt больше не будет. Производитель объявил об уходе с российского рынка
16.08.2022
Не больше, чем 60 тысяч рублей. Росфинмониторинг предложил ввести лимит на денежные переводы без открытия счета
16.08.2022
На военно-техническом форуме "Армия-2022" ФСИН представила бюсты Путина, Сталина и Берии, изготовленные заключенными
16.08.2022
Средняя рыночная заработная плата плиточников за 6 лет выросла в 2 раза. За последний год на 10%
16.08.2022
В Петербурге соберут трамваи для Череповца. По контракту их сделает ПК Транспортные системы
16.08.2022
В Петербурге 60% положительно оценили состояние пассажирского транспорта
16.08.2022
Олег Мотовилов назначен генеральным директором компании IBS DataFort
16.08.2022
Шевчук признан виновным в дискредитации ВС РФ
16.08.2022
Центробанк: Годовая инфляция продолжает снижаться и вернется к 4% в 2024 году
16.08.2022
На севере Крыма серия взрывов на складе боеприпасов и пожар на трансформаторной станции
16.08.2022
Шойгу назвал "абсолютной ложью" информацию о подготовке применения ядерного оружия в Украине
16.08.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки