"Билайн" в цветах российского флага
Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ
Сотовый оператор «Билайн» становится полностью российским. Голландский владелец Veon договорился о продаже акций компании ее российским топ-менеджерам. «Новый проспект» рассказывает, как развивались события, предшествующие сделке объемом 130 млрд рублей, и почему топ-менеджерам, скорее всего, не придется тратить на покупку свои деньги.
Дела минувших дней
«Билайн» практически всегда на протяжении своего существования принадлежал иностранцам. Когда в 1991 году Дмитрий Зимин придумал сеть сотовой связи в стенах радиотехнического института имени академика Минца, его партнером сначала выступал американский бизнесмен Оги Фабела, владелец семейной фирмы Plexsys (а сейчас, к слову, член совета директоров Veon). Официально юрлицо АО «ВымпелКом», брендом которого является «Билайн», было зарегистрировано 15 сентября 1992 года. Одно время контрольным пакетом акций компании владела АФК «Система», в 1998 году 25% +1 акцию компании приобрел норвежский Telenor, а в 2010 году «ВымпелКом» объединил усилия с украинским сотовым оператором «Киевстар», следствием чего стало появление нового холдинга — VimpelCom Ltd., который был зарегистрирован на Бермудских островах, а его штаб-квартира располагалась в Амстердаме. В 2017 году VimpelCom был переименован в Veon. Помимо России, компания работает в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Пакистане, Бангладеш и на Украине.
Россия, на выход
В начале февраля 2022 года Veon сообщил о переводе материнского холдинга с Бермуд в Британию. Еще тогда Veon не думала, что ей придется расставаться с российским бизнесом. «Изменение должно обеспечить необходимую гибкость в условиях текущего и будущего ужесточения нормативных требований на многих рынках, включая Россию», — говорили в компании.
Всё поменялось после 24 февраля. В отношении основателей владеющей 47,85% акций Veon компании LetterOne, в числе которых бизнесмен Михаил Фридман, начали вводиться международные санкции. Да и в целом бизнес потребовал срочной реструктуризации, ведь в портфеле холдинга содержались крупные российские и украинские активы.
Уже после по итогам I квартала 2022 года материнская компания почувствовала, что с российским бизнесом что-то не то: из-за повышения коэффициента странового дисконтирования он обесценился почти на $ 550 млн. По итогам 8 месяцев 2022 года доля России в общей выручке Veon составляла 57%. В III квартале 2022 года общая выручка бизнес-единицы «Россия» компании Veon снизилась на 6,1% по сравнению с прошлым годом. Ранее аналитик «Финама» Леонид Делицын оценивал бизнес «ВымпелКома» в $ 5 млрд.
В начале ноября Veon официально объявила о начале процесса продажи российского бизнеса так, чтобы «обеспечить достижение оптимального результата для всех соответствующих заинтересованных сторон».
Судя по решениям сторон, оптимальный результат выразился в том, что компанию выкупят российские топ-менеджеры «Билайна» во главе с генеральным директором компании Александром Торбаховым.
«Команде топ-менеджмента в лице меня, Светланы Кирсановой, Максима Зайкова, Валерия Шоржина и Рената Насретдинова удалось сформировать наиболее сбалансированное предложение для группы Veon, что обеспечило его победу в конкурентном процессе по продаже актива», — сообщил Александр Торбахов.
По условиям сделки Veon получит от продажи актива 130 млрд рублей. Ожидается, что сделка будет завершена не позднее 1 июня 2023 года с правом сторон на продление данного срока в случае, если не будут получены необходимые лицензии и разрешения регулирующих органов.
Финансовым советником холдинга Veon по сделке выступил инвестиционный банк Aspring Capital, юридическими консультантами по сделке стали: со стороны холдинга Veon — юридическая фирма «Алруд», со стороны покупателей — юридическая фирма Level Legal Services.
Кто не прогадал
Аналитики инвестбанка «Синара» отмечают, что по условиям выкупа расчетная стоимость предприятия составит приблизительно 370 млрд рублей, что соответствует коэффициенту EV/EBITDA 2022П в 3,2. На сумму в 130 млрд рублей, которую именно выручит (но не факт, что получит) «ВымпелКом», считают эксперты, главным образом примет на себя определенные долги Veon.
«Сделка по продаже нам представляется логичной, если учесть сегодняшние сложности с переводом денежной наличности, полученной от деятельности в России, на уровень корпоративного центра. Она также позволит разгрузить баланс Veon от долгов, поэтому мы расцениваем новость как исключительно позитивную с точки зрения ее потенциального влияния на акции Veon», — сообщили в банке «Синара».
Для российского актива сделка также, с учетом всех внешних обстоятельств, выгодна. Обрусение «ВымпелКома» поддерживает, к примеру, глава Минцифры Максут Шадаев, напоминая, что из-за сложной структуры владения компания имеет ограничения по доступу к госзакупкам.
Дело в том, что еще в 2021 году в России появились поправки к закону о госзакупках, по которым с 2023 года структуры международных компаний, ведущих бизнес в России с долей прямого или косвенного иностранного владения более 10%, не смогут участвовать в госзаказе.
В начале сентября этого года Максут Шадаев лично писал премьеру Михаилу Мишустину письмо с просьбой заблокировать это требование закона в отношении «ВымпелКома» на срок до 1 января 2024 года. По его словам, на сегодняшний день «ВымпелКом» работает с более чем 8 тыс. госзаказчиками, и их потеря может обойтись оператору в 5,5 млрд рублей.
Другие коллеги оператора по бизнесу давно находятся в куда более спокойной позиции на этот счет. Например, основным владельцем МТС является российский холдинг АФК «Система»; крупнейший акционер «МегаФона» — USM Group Алишера Усманова.
Говоря о своих клиентах ؙ— физических лицах, которых у «ВымпелКома» насчитывается 46 млн, стороны сделки утверждают, что происходящее на них никак не отразится.