Беззубый бизнес. Сеть клиник «Стома» сокращает присутствие в Петербурге

Петербургские стоматологические сети начали закрывать медцентры. Как выяснил «Новый проспект», сеть «Стома», один из самых крупных игроков сегмента, уже закрыла три отделения. В следующем году рынок стоматологических услуг города может рухнуть на 20–30%. 

О том, что сеть стоматологических клиник «Стома» закрыла три своих центра в Петербурге, «Новому проспекту» сообщили участники рынка. По их данным, закрытые клиники располагались в помещениях, принадлежащих самой «Стоме»: на 26-й линии Васильевского острова (в бизнес-центре «Биржа»), на Мичуринской ул. и наб. канала Грибоедова. Источники, знакомые с ситуацией, утверждают, что «Стома» продала эти медицинские центры, и новые собственники бизнеса теперь занимают их помещения на правах арендаторов. Каждый из проданных медцентров эксперты оценили в 20 млн рублей. Но, по данным источников, бизнес был продан с большим дисконтом — цена каждого центра в итоге оказалась в 3–4 раза ниже среднерыночной. Зато компания оптимизировала бизнес, закрыв наименее прибыльные филиалы.

Минус три 


Информация о смене собственников клиник по указанным адресам отражена в СПАРК. Кроме того, представители новых, открывшихся на месте «Стомы» медцентров, подтвердили «НП», что теперь работают под новыми брендами. На 26-й линии открылась клиника «Белая медведица» (оператор ООО «Стома Эст», собственник — Варвара Висленко), на Мичуринской улице — центр DentaLab (ООО «Стома Проф», владелец — Галина Харитошина), а на канале Грибоедова — центр Ortholove (ООО «Стома плюс», принадлежит Елизавете Тихомировой).

 Перезапуск медцентров состоялся в мае этого года. «Новый проспект» направил запрос в компанию «Стома» с просьбой прокомментировать сделки и дальнейшие планы развития сети. Но пока не получил ответ.

 На данный момент сеть «Стома» включает в себя 10 филиалов. Ее собственниками, по данным СПАРК, выступает семья Васильевых: Анатолий (45,75%), Павел (45,75%), Андрей (4%), Надежда (3%) и Александр (1,5%). Общей финансовой отчетности у компании нет. Выручка сети за 2019 год, по данным СПАРК, превысила 500 млн рублей.

«Малыши» не выдерживают напряжения


Емкость рынка стоматологических услуг в Петербурге оценивается в 15 млрд рублей. В городе работают несколько крупных сетевых стоматологий. Это «Интан», «Меди», «Вероника», «Праймед», «33 зуб». Они занимают около 30% рынка. Остальное — небольшие несетевые игроки.

«Малому бизнесу сейчас очень непросто. Небольшие стоматологии-одиночки уходят и будут уходить с рынка из-за сокращения платежеспособности населения, уменьшения спроса и невозможности оплачивать свои постоянные расходы», — говорит директор по операционному управлению сети «Интан» Ирина Сапожникас. По ее прогнозу, рынок стоматологических услуг в Петербурге может уже в следующем году сократиться на 20%. А глава холдинга «Праймед» Сергей Лобанов считает, что сокращение будет даже больше — на 30%. С ним согласен директор по стратегическому планированию компании «Меди» Максим Шадрин. «Запрет Роспотребнадзора на оказание плановой медицинской помощи во время карантина тоже очень больно ударил по сегменту», — поясняет он. 

Системные проблемы


Есть ряд проблем, которые приходится решать как небольшим стоматологиям, так и сетевым компаниям. Одна из них — резкий рост затрат на импортные расходные материалы после очередного ослабления рубля. При этом повышать цены на свои услуги компании не спешат, жертвуя собственной рентабельностью.
«После снятия карантина мы увидели короткий всплеск активности клиентов — так реализовался отложенный спрос. Но сейчас мы видим откат ситуации назад, и дальнейшее снижение покупательной способности населения неизбежно», — рассуждает Сергей Лобанов. 

По его прогнозу, в ближайшее время посетители будут экономить на высокомаржинальных услугах (эстетическая стоматология, протезирование, имплантация, ортодонтия), которые приносят основную часть доходов клиникам, но не являются экстренным вмешательством, то есть могут быть отложены «до лучших времен». «А лечение кариеса и пульпита, которые востребованы всегда, — это услуги, на которых много не заработаешь», — поясняет Сергей Лобанов. Поэтому, по его прогнозу, тяжело будет и сетевым компаниям, особенно тем, кто закредитован и работает на арендованных площадях.

«Мы не исключаем, что сетевые стоматологии в ближайшее время начнут сокращать филиалы. На фоне «ковидных» потрясений последнего времени решение оптимизировать бизнес и закрыть неприбыльные точки может оказаться очень разумным», — заключил глава Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев.




Актуально сегодня