Бетонный финиш. Последний финский производитель бетона уходит из Петербурга

05 Октября 2021

Фото: lujabetoni.fi

Рынок Петербурга готовится покинуть один из крупнейших его игроков — компания «ЛуяБетомикс». Долгие годы она входила в пятерку лидеров по производству бетона и задавала планку качества, на которое делали ставку финские собственники компании. Покупателем последнего актива «ЛуяБетомикс» называют ГК «Монолит», которая благодаря агрессивной политике расширения бизнеса остаётся лидером рынка последние 7 лет.

Информацию о готовящейся сделке по продаже двух бетонных узлов и производства «ЛуяБетомикс» на участке площадью около 1,8 га на Лапинском пр. в Петербурге подтвердили два не связанных друг с другом собеседника «Нового проспекта». В самой компании за последние 2 дня трубку никто не поднял. А генеральный директор «ЛуяБетомикс» Роман Беспалов, которому дозвонился «Новый проспект», после мхатовской паузы произнёс только одно: «Без комментариев».

Последний финский бетонщик

ООО «ЛуяБетомикс» появилось на рынке в марте 2014 года в результате союза двух финских производителей бетона — Rudus и Lujabetoni. Компания «ЛуяБетомикс» работала со всеми типами бетона: товарным, гидротехническим и фибробетоном. По данным СПАРК, последние 4 года для компании были убыточными. Чистую прибыль в «ЛуяБетомикс» последний раз получали в 2016 году: тогда при выручке в 1,077 млрд рублей компания заработала 4,9 млн рублей. В 2020 году оборот компании составил 997 млн рублей, но был зафиксирован убыток размером 42 млн рублей.

«Финны уже не первый год в минусе. Представительство в России едва ли как-то помогает им увеличивать капитализацию кампании на мировом рынке, скорее наоборот может вредить. А держать нерентабельную кампанию на токсичном рынке себе дороже. Они планомерно закрывали свои узлы, продавали, сдавали в аренду. А последняя площадка на Лапинском у них в собственности», — сообщил один из источников «Нового проспекта».

По его словам, привыкшие к «белой» работе финны могли просто проиграть конкуренцию на низкомаржинальном рынке из-за того, что российские компании более гибкие в вопросах соблюдения законодательства и стандартов качества. «Другие крупные производители бетона зачастую везут цемент вагонами, а «Луя Бетомикс» использует для этого автотранспорт. Могла сыграть свою роль и система выбора менеджмента, которая в первую очередь ориентирована на презентабельного кандидата с образованием MBA, умеющего делать красивые отчеты, а не на человека, понимающего, как работать в России», — говорит другой собеседник «Нового проспекта».

Гендиректор Агентства исследования рынков Александр Дубодел рассказал, что ещё несколько лет назад «ЛуяБетомикс» входила в топ-5 крупнейших производителей бетона, но за последние годы несколько уступила свои позиции, при этом оставаясь в топ-10. По его словам, компания делает действительно качественный бетон. О возможной продаже последней площадки «ЛуяБетомикс» он говорить отказался.

Плохо, когда уходят иностранцы

Возможным покупателем бетонного производства «ЛуяБетомикс» участники рынка называют ГК «Монолит», одного из лидеров рынка в последние годы. В ГК «Монолит» на официальный запрос «Нового проспекта» не ответили.

«Для этой компании покупка узла на Лапинском стратегически является удачным решением. Сейчас производство у ГК «Монолит» есть на севере и на юге города. Площадка на востоке позволит покрыть новый район», — говорит один из собеседников «Нового проспекта».

В состав ГК «Монолит» входят два производственных комплекса: первый представляет собой три бетонных завода на площади 2,5 га, второй объединяет два завода на площади 3,5 га. Компания является лидером рынка по объёму произведённой продукции. В 2019 году, по признанию самой компании, выручка составила 4 млрд рублей. Юрлица «Монолита», где генеральным директором является Игорь Константинов, по данным СПАРК, за 2021 год суммарно показали 2,7 млрд рублей выручки и чуть больше 100 млн рублей чистой прибыли. Как отмечает Александр Дубодел, сейчас ГК «Монолит» возглавляет топ-3 производителей бетона. На втором месте «ЛСР.Бетон», на третьем — компания «Беатон».

«На этом рынке нет монополистов, и не думаю, что будут. Я наблюдаю за поставщиками бетона довольно долгое время. Ротация компаний, которые приходили, уходили, разорялись, перепродавались, довольно высокая. Бетонное производство не является каким-то уникальным. Это не производство цемента, которое требует технологии обжига, подгонки, настройки. На рынке полно мелких компаний, которые демпингуют, продают товар дешевле. Их ареал обитания — периферия Петербурга, Ленобласть. Там это очень распространено», — говорит директор ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» Алексей Белоусов.

Но, по его словам, уход с рынка любой компании, необязательно иностранной, — это плохо. «Это нехороший сигнал. Иностранцы приносят на наш рынок свои технологии, особый порядок, культуру бизнеса. У них всё налажено более европейски, более жёстко, более контролируемо. И это, без сомнения, позитивно влияет на качество», — добавил Алексей Белоусов.

Потребление товарного бетона для нужд жилищного строительства в Петербурге в этом году выросло на 10% на фоне активного строительства и льготных ипотечных программ. В городе на сегодняшний день насчитывается около 50 производств товарного бетона, но еще 5 лет назад их было почти в 3 раза больше. Ёмкость рынка его участники оценивают в 15-20 млрд рублей в год.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Lujabetoni Oy создана в 1953 году. На данный момент ей принадлежат 30 заводов в Финляндии, Швеции и России. В Петербурге компания работает под брендом «ЛуяБетомикс», объединяющим двух крупнейших финских производителей бетона — Rudus и Lujabetoni. Еще 2 года назад у компании в Петербурге было пять предприятий с общим объемом мощностей более 500 м³ бетона в час (в промзоне Парнас, в Горелово, в Коломягах, в Янино, на Софийской ул. и на Лапинском пр.).


Актуально сегодня