Белый общепит. Рестораторам предлагают выйти из сумрака за отмену НДС
Федеральная налоговая служба разработала программу «Белый общепит». Ее задача — полностью вывести из серой зоны ресторанный рынок. Чтобы ускорить процесс, Федерация рестораторов и отельеров России предложила отменить НДС для тех игроков рынка, которые добровольно согласятся работать по-белому.
Большая стирка
По задумке инициаторов, программа «Белый общепит» будет разделена на несколько этапов. Первый этап «Предупреждение» уже завершился: государственные органы проинформировали всех рестораторов, что начали работу по выявлению недобросовестных плательщиков.
Второй этап — «Соблюдение кассовой дисциплины» — начался 1 апреля. Налоговая собирает информацию по заведениям, проверяет, как они принимают, выдают и хранят деньги. «Разговор жесткий: первый раз — штраф, второй — штраф, третий — остановка работы на 90 дней и лишение директора права заниматься своей деятельностью», — рассказывает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Сергей Миронов.
Впереди главный, третий этап. Он называется «Дробление». Заведениям доначислят НДС, посчитают налог на прибыль и насчитают штрафы. К субсидиарной ответственности будут привлекать директоров и собственников. Если они не смогут заплатить, будут возбуждать уголовные дела.
«Всё это, конечно, грустно. Ведь 20 лет такая форма работы считалась вполне нормальной, а сегодня уже нет. При этом весь ранок работает как привык, а на перестройку времени не дают», — констатирует Сергей Миронов.
Белизна для больших и маленьких
К счастью, ФРиО удалось объяснить госорганам —Министерству экономического развития, ФНС и Министерству финансов, — что ресторанный рынок не может измениться за один день. Первые две структуры уже поддерживают откорректированную программу, предложенную ФРиО. С третьей переговоры подходят к концу, как надеются рестораторы, также с положительным результатом.
Скорректированная программа предлагает обнулить НДС для предприятий ресторанного рынка, чья выручка не доходит до 2 млрд рублей в год. Они 3 года смогут работать, не платя НДС.
Кроме того, программа предлагает изменить критерии малых и средних предприятий (МСП) — ограничения по выручке и количеству персонала за год. Сейчас под критерии МСП попадают фирмы, чьи доходы за год по правилам налогового учета не превышают 120 млн рублей для микропредприятий, 800 млн рублей для малых предприятий и 2 млрд рублей для средних предприятий. Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год должно составлять 15 человек для микропредприятий, 16-100 человек для малых и 101-250 человек для средних.
Те предприятия, которые впишутся в эти критерии, смогут платить сниженные страховые взносы и получать много субсидий. ФРиО добивается, чтобы конкретно для ресторанной отрасли изменили критерии МСП, и количество людей в компании могло бы доходить до 1,5 тыс. человек.
«Если выручка предприятия суммарно, независимо от количества точек, не превышает 2 млрд рублей, оно попадет под эту программу, не будет платить налоги с пробивки чеков вообще и будет платить сниженные налоги по заработной плате», — говорит Сергей Миронов. За это, как объясняет эксперт, предприятие гарантирует ФНС, что пробивает всё и проводит белую зарплату.
Пока программа утверждается, ФРиО договаривается с ФНС о том, что предприятия, готовые к ней присоединиться и гарантирующие ее соблюдение, передадут федерации свои ИНН, и третий этап «Дробление» на них распространяться не будет.
«Налоговая не придет к ним завтра. Она 3 года гарантированно не будет трогать эти предприятия. А с теми, кто не присоединится к программе, налоговая будет работать. Даже если они сию минуту решат стать белыми и пушистыми, их, конечно, за это похвалят, но попросят показать, что было 3 года назад», — объясняет Сергей Миронов. Он подчеркнул, что обелить общепит реально. «Он сегодня серый, потому что не существует реальных условий для его работы по-другому. Если такие условия появятся, работать будет гораздо проще», — заявил он.
Другого выхода нет
Похожий путь обеления в России уже прошел клининговый рынок. В 2017 году на нем трудилось около 2 млн человек, которые получали деньги по-серому. После обеления с рынка ушла половина предприятий, но 90% оставшихся работают сегодня без давления налоговых органов.
Нечто похожее, судя по всему, ждет и ресторанный рынок, где трудится много мигрантов, которые никак не оформлены. Это быстро закончится, поскольку рестораторов обяжут декларировать свои человеческие ресурсы. Их зарплатные проекты будут очень весомые.
«Экономическая модель, конечно, должна быть вменяемой. Потому что ты можешь заплатить все налоги и заработные платы, оставшись при этом с 10 тыс. рублей в кармане: кому это надо? Поэтому мы сегодня обговариваем понятную экономическую модель. Но, думаю, даже при этом условии, останутся серые и черные рестораторы где-нибудь в регионах. Они не захотят работать правильно, потому что сидели на горшке в детском саду с руководителем местной налоговой или полиции», — прогнозирует президент ФРиО Игорь Бухаров.
Но крупные рестораторы считают, что программа обеления бизнеса с наступлением цифровой экономики не только неизбежна, но и выгодна отрасли в целом и каждому ее игроку в отдельности.
«Сейчас наступает настоящая цифровая экономика, когда нас со всех сторон за наш же счет обложили инструментами контроля: кассами, ЕГАИС, «Меркурий» и др. Дистанционно аналитически будут просчитаны все доходы и все расходы. И если к этому не подготовиться, то будут показательные посадки», — предупреждает основатель многих московских ресторанов Роман Рожниковский.
Он рассказал, как в период пандемии на его предприятиях проводились налоговые проверки. Уже по факту руководители узнавали, что опрашивались линейные сотрудники: водители, кассиры. «Нас спасло то, что мы давно работаем по-белому. Но у государства действительно нет другого выхода, чтобы привести рынок в чувство!» — считает Рожниковский.
«Если сейчас мы не включимся в эту программу и не попытаемся создать условия, чтобы наша отрасль развивалась именно как бизнес, то нам в любом случае навяжут условия, которые стопроцентно будут для нас невыгодны. Другого варианта просто нет», — согласен с коллегой Алексей Васильчук, московский ресторатор, работающий с примерно 50 проектами.
«Как только вы покажете белую выручку, у вас появится огромная возможность выстроить развитие вашего бизнеса!» — подчеркивает преимущества работы вбелую Ростислав Ордоевский-Танаевский Бланко, основатель холдинга «Росинтер». Его холдинг давно прошел этот путь, став публичной компанией. «Мы платим налоги, но экономим за счет доступа к финансированию», — объясняет он.
А как же отели?
Федерация рестораторов и отельеров России планировала подключить к программе и отели. Но эти предприятия структурно сложнее, чем рестораны, так что пока программа коснется только ресторанов при отелях.
«Мы должны сначала решить один вопрос, а потом подходить к другому. Но когда ресторанная отрасль выйдет из тени, гостиничной индустрии по проторенной дорожке будет пройти достаточно просто, присоединившись к белому рынку», — заключил Сергей Миронов.
По мотивам дискуссии в рамках бизнес-форума «Продуктив-2021: HoReCa&Retail»