Банкротство на подлете. Авиакомпании просят расширить программу господдержки
Новый проспект
Статьи

Банкротство на подлете. Авиакомпании просят расширить программу господдержки

Прочитано: 891
Банкротство на подлете. Авиакомпании просят расширить программу господдержки
Совокупный операционный убыток авиаторов в первом полугодии 2020 года составил более 120 млрд рублей. При участии Росавиации и Российского союза промышленников и предпринимателей перевозчики лоббируют расширение программы господдержки. Без этого восстановление отрасли отложится на неопределенный срок, а билеты сильно подорожают.

Неожиданно длительный период негативного влияния

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), объединяющая российских авиаперевозчиков, направила в правительство России письмо, подписанное большинством российских авиакомпаний. Текст обращения есть в распоряжении «НП». Ассоциация просит изменить правила выдачи компенсаций, предусмотренных Постановлением правительства РФ от 13 мая 2020 №661. Согласно этому документу авиакомпании, чьи полеты были остановлены из-за всемирного локдауна, должны были получить из Резервного фонда 23,4 млрд рублей в качестве компенсации недополученной прибыли.

На деле сумма господдержки, которую получила отрасль, оказалась на 10 млрд рублей меньше. «С 14 мая по 20 сентября в Росавиацию поступило 154 заявки от большинства российских авиакомпаний, осуществляющих пассажирские перевозки. Ряд авиакомпаний подавал заявки несколько раз, отдельно по месяцам. Принято положительное решение о предоставлении субсидий по 119 заявкам на сумму 13,62 млрд рублей», — разъяснили «Новому проспекту» в Росавиации.

Дело в том, что в программу господдержки попали только шесть месяцев — с февраля до конца июля 2020 года, но период негативного влияния пандемии на отрасль оказался неожиданно длительным, говорят в авиакомпании «Уральские авиалинии», которая тоже есть среди подписантов письма АЭВТ. «Восстановление отрасли ожидается не ранее весны 2021 года», — рассказали в авиакомпании.

Как утверждает Борис Шокуров, заместитель исполнительного директора АЭВТ, авиакомпании просто не в состоянии выбрать материальную помощь в полном объеме: «Это не значит, что авиакомпаниям эти деньги не нужны. Беда в том, что они останутся нераспределенными по тем критериям, которые установило правительство. Еще в мае, спустя несколько дней после выхода постановления, ассоциация направила в правительство обращение с просьбой изменить правила выдачи компенсации», — объясняет эксперт.

Согласно постановлению правительства компенсацию выделяют в размере 365 рублей за каждого пассажира, потерянного в период с февраля по июль относительно аналогичного месяца прошлого года. В АЭВТ подсчитали, что даже при полном обнулении трафика авиакомпании могут получить лишь 15 млрд рублей. «Минимум 9,7 млрд рублей авиакомпаниям не выплатят никогда. Поэтому мы попросили дополнительные средства. Просим также включить в программу, раз деньги остаются, и все последующие месяцы вплоть до конца года», — разъясняет эксперт.

Инициативу перевозчиков поддержала Росавиация, которая уже подготовила и направила на межведомственное согласование предложения об увеличении периода субсидирования. Об этом «Новому проспекту» рассказали в пресс-службе ведомства. Оно предлагает увеличить ставку расходов на одного потерянного пассажира до 840 рублей и продлить срок действия программы до конца сентября, а также включить в перечень компенсируемых расходы по статьям «Затраты на техническое обслуживание парка воздушных судов и авиационных двигателей» и «Затраты на авиационные ГСМ». Дополнительно при расчете субсидии предложено применять корректирующий коэффициент в размере 1,35 для авиакомпаний, которые по итогам 2019 года перевезли более 500 тыс. пассажиров и доля полетов которых на регулярных воздушных линиях составляет более 50%; в размере 2,1 — для российских авиакомпаний, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории Дальневосточного федерального округа.

Добавленная стоимость в условиях нестабильности

Еще одно письмо с просьбой о послаблениях для отрасли с подачи авиаторов направил в правительство РФ Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). В нем содержится просьба отложить повышение ставки НДС при продаже билетов на авиаперелеты через Москву до 2024 года.

Как подсчитали в РСПП, совокупный операционный убыток перевозчиков в первом полугодии текущего года составил более 120 млрд рублей. Повышение ставки НДС, запланированное с 1 января 2021 года, может усугубить эту ситуацию. «Рост ставки НДС приведет к росту налоговой нагрузки на авиакомпании на 30 млрд рублей, что в условиях кризиса и закрытого международного авиасообщения несет в себе риски банкротств в отрасли, масштабных сокращений персонала, резкого снижения доступности воздушных перевозок для населения, в том числе для жителей регионов», — говорится в письме РСПП.

«Пассажиропоток на Москву всегда выше. Отложить повышение НДС экономически выгодно: благодаря транзитным пассажирам можно уменьшить расходы на авиаперелет. Да, в высокий сезон авиакомпании предлагают и прямые направления. Но это только в высокий сезон! Авиакомпании разорятся, если будут перевозить воздух!» — утверждает Борис Шокуров.

Однако эту инициативу не поддерживает Минфин. В ответе министерства на обращение РСПП, полученном в конце октября, говорится о необходимости сбалансировать доходы государства от авиационной отрасли и расходы на ее поддержку, которые несет бюджет. Минфин считает «нецелесообразным откладывать повышение ставки НДС на авиаперелеты через Москву на период после 2024 года», так как в этом случае выпадающие доходы бюджета составят более 36 млрд рублей. 

В авиакомпаниях отмечают, что рост ставки НДС неизбежно отразится на тарифах, так что компенсировать убытки авиационной отрасли придется немногочисленным пассажирам. 

авиаперевозки
Другие статьи автора Читайте также по теме
В России теперь разрешается регистрировать самолеты, находящиеся в лизинге, и ограничивать заход в российские порты морских судов из иностранных государств.
14.03.2022
В России нет малой авиации для грузоперевозок. Всё что было — загубили. Результат не заставил себя ждать: огромные очереди бизнесменов с товарами на самолеты, высокая стоимость перевозок. Председатель совета директоров компании «СДЭК» Евгений Цацура рассказал «НП», что может исправить ситуацию.
Минувший год стал одним из самых тяжелых в истории авиации: крупные магистральные авиакомпании потеряли возможность зарабатывать на международных перелетах, зато рынок частных авиаперевозок переживает настоящий расцвет.

Сергей Воронков обратился к Владимиру Путину. Конгрессно-выставочная отрасль получит поддержку
25.04.2024
В ЗакСе представили кандидатов на звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга»
25.04.2024
"АвтоВАЗ" работает над внедрением беспилотных систем в Lada
25.04.2024
Путин подтвердил свой визит в Китай в мае
25.04.2024
Прокуратура выявила нарушения сроков реконструкции набережной реки Фонтанки
25.04.2024
В России массовые спам-звонки запретят законодательно
25.04.2024
Коммунальных аварий станет меньше, если все участники процесса ответственно подойдут к делу
25.04.2024
Фармацевтическая компания «Вертекс» с начала года инвестировала в развитие бизнеса в Петербурге 400 млн рублей
25.04.2024
Коррозии не будет, если использовать российские покрытия
25.04.2024
В отрасль ЖКХ будет привлечено более 1 трлн рублей
25.04.2024
«Кингисеппский машиностроительный завод» будет производить литые лопатки газовых турбин
25.04.2024
Идея строительства 10 плавучих домов в Галерной гавани Петербурга вызвала интерес прокуратуры
25.04.2024
Путин: безработица в России держится ниже 3%
25.04.2024
Верным курсом: вектор развития энергетической отрасли определит дискуссия
25.04.2024
Петербургский завод «Биокад» создал первый в истории препарат для лечения болезни Бехтерева
25.04.2024
Российский бизнес бренда Hugo Boss купит сеть гипермаркетов «Стокманн»
25.04.2024
Компания «Абсолют Строй Сервис» вложит 10 млрд рублей в новый проект в Ленобласти
25.04.2024
Новым президентом девелоперской группы «Эталон» стал Михаил Бузулуцкий
25.04.2024
Девелопер Setl Group собрал 270 кг гуманитарной помощи для жертв наводнения в Оренбуржье
25.04.2024
Торговая сеть «Лента» открывает в Петербурге и Ленобласти магазины нового формата «Вингараж»
25.04.2024
Будущий судебный квартал в Петербурге получил градплан
25.04.2024
В «Левашовском хлебозаводе» откроется выставка в честь классика авангардной фотографии Александра Родченко
25.04.2024
Летом в Петербурге откроется караоке-бар Григория Лепса
25.04.2024
Девелопер LEGENDA дебютировал на рынке «зеленого» проектного финансирования
25.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки