Банкротство на подлете. Авиакомпании просят расширить программу господдержки
Поделитесь публикацией!

Банкротство на подлете. Авиакомпании просят расширить программу господдержки

Алёна Алёшина 10 ноября 2020
Банкротство на подлете. Авиакомпании просят расширить программу господдержки
Совокупный операционный убыток авиаторов в первом полугодии 2020 года составил более 120 млрд рублей. При участии Росавиации и Российского союза промышленников и предпринимателей перевозчики лоббируют расширение программы господдержки. Без этого восстановление отрасли отложится на неопределенный срок, а билеты сильно подорожают.

Неожиданно длительный период негативного влияния

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), объединяющая российских авиаперевозчиков, направила в правительство России письмо, подписанное большинством российских авиакомпаний. Текст обращения есть в распоряжении «НП». Ассоциация просит изменить правила выдачи компенсаций, предусмотренных Постановлением правительства РФ от 13 мая 2020 №661. Согласно этому документу авиакомпании, чьи полеты были остановлены из-за всемирного локдауна, должны были получить из Резервного фонда 23,4 млрд рублей в качестве компенсации недополученной прибыли.

На деле сумма господдержки, которую получила отрасль, оказалась на 10 млрд рублей меньше. «С 14 мая по 20 сентября в Росавиацию поступило 154 заявки от большинства российских авиакомпаний, осуществляющих пассажирские перевозки. Ряд авиакомпаний подавал заявки несколько раз, отдельно по месяцам. Принято положительное решение о предоставлении субсидий по 119 заявкам на сумму 13,62 млрд рублей», — разъяснили «Новому проспекту» в Росавиации.

Дело в том, что в программу господдержки попали только шесть месяцев — с февраля до конца июля 2020 года, но период негативного влияния пандемии на отрасль оказался неожиданно длительным, говорят в авиакомпании «Уральские авиалинии», которая тоже есть среди подписантов письма АЭВТ. «Восстановление отрасли ожидается не ранее весны 2021 года», — рассказали в авиакомпании.

Как утверждает Борис Шокуров, заместитель исполнительного директора АЭВТ, авиакомпании просто не в состоянии выбрать материальную помощь в полном объеме: «Это не значит, что авиакомпаниям эти деньги не нужны. Беда в том, что они останутся нераспределенными по тем критериям, которые установило правительство. Еще в мае, спустя несколько дней после выхода постановления, ассоциация направила в правительство обращение с просьбой изменить правила выдачи компенсации», — объясняет эксперт.

Согласно постановлению правительства компенсацию выделяют в размере 365 рублей за каждого пассажира, потерянного в период с февраля по июль относительно аналогичного месяца прошлого года. В АЭВТ подсчитали, что даже при полном обнулении трафика авиакомпании могут получить лишь 15 млрд рублей. «Минимум 9,7 млрд рублей авиакомпаниям не выплатят никогда. Поэтому мы попросили дополнительные средства. Просим также включить в программу, раз деньги остаются, и все последующие месяцы вплоть до конца года», — разъясняет эксперт.

Инициативу перевозчиков поддержала Росавиация, которая уже подготовила и направила на межведомственное согласование предложения об увеличении периода субсидирования. Об этом «Новому проспекту» рассказали в пресс-службе ведомства. Оно предлагает увеличить ставку расходов на одного потерянного пассажира до 840 рублей и продлить срок действия программы до конца сентября, а также включить в перечень компенсируемых расходы по статьям «Затраты на техническое обслуживание парка воздушных судов и авиационных двигателей» и «Затраты на авиационные ГСМ». Дополнительно при расчете субсидии предложено применять корректирующий коэффициент в размере 1,35 для авиакомпаний, которые по итогам 2019 года перевезли более 500 тыс. пассажиров и доля полетов которых на регулярных воздушных линиях составляет более 50%; в размере 2,1 — для российских авиакомпаний, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории Дальневосточного федерального округа.

Добавленная стоимость в условиях нестабильности

Еще одно письмо с просьбой о послаблениях для отрасли с подачи авиаторов направил в правительство РФ Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). В нем содержится просьба отложить повышение ставки НДС при продаже билетов на авиаперелеты через Москву до 2024 года.

Как подсчитали в РСПП, совокупный операционный убыток перевозчиков в первом полугодии текущего года составил более 120 млрд рублей. Повышение ставки НДС, запланированное с 1 января 2021 года, может усугубить эту ситуацию. «Рост ставки НДС приведет к росту налоговой нагрузки на авиакомпании на 30 млрд рублей, что в условиях кризиса и закрытого международного авиасообщения несет в себе риски банкротств в отрасли, масштабных сокращений персонала, резкого снижения доступности воздушных перевозок для населения, в том числе для жителей регионов», — говорится в письме РСПП.

«Пассажиропоток на Москву всегда выше. Отложить повышение НДС экономически выгодно: благодаря транзитным пассажирам можно уменьшить расходы на авиаперелет. Да, в высокий сезон авиакомпании предлагают и прямые направления. Но это только в высокий сезон! Авиакомпании разорятся, если будут перевозить воздух!» — утверждает Борис Шокуров.

Однако эту инициативу не поддерживает Минфин. В ответе министерства на обращение РСПП, полученном в конце октября, говорится о необходимости сбалансировать доходы государства от авиационной отрасли и расходы на ее поддержку, которые несет бюджет. Минфин считает «нецелесообразным откладывать повышение ставки НДС на авиаперелеты через Москву на период после 2024 года», так как в этом случае выпадающие доходы бюджета составят более 36 млрд рублей. 

В авиакомпаниях отмечают, что рост ставки НДС неизбежно отразится на тарифах, так что компенсировать убытки авиационной отрасли придется немногочисленным пассажирам. 

Возврат к списку