Банкротный узел. "Медполимер" закидали исками
Крупный игрок российского фармацевтического рынка ОАО «Фирма «Медполимер» оказался на грани банкротства. Арбитраж уже рассматривал несколько заявлений о несостоятельности компании. На днях был подан еще один — от ООО «Персонал груп». «Медполимер» постепенно сдает рыночные позиции и остро нуждается в инвестициях для расширения номенклатуры.
По данным Единого федерального реестра юридически значимых сведений о деятельности юрлиц, ООО «Персонал груп» направило в арбитраж заявление с просьбой признать банкротом петербургское ОАО «Фирма «Медполимер».
Это не первое намерение контрагента обанкротить предприятие за последние несколько лет. Так, в 2018 году «Медполимер» пыталось обанкротить ООО «Рэмос-Альфа». Тогда дело завершилось мировым соглашением. «Но требования многих кредиторов остались не рассмотренными», — напомнил Сергей Бакешин, руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal. Например, Минбанк возражал против заключения мирового соглашения, обжаловал определение о его утверждении и сейчас пытается вновь ввести в отношении «Медполимера» процедуру банкротства. Рассмотрение заявления назначено на 23 марта.
Параллельно в процедуре банкротства находятся другие компании, которые могут повлиять на судьбу «Медполимера». Речь идет об основном кредиторе — ООО «ЭСТМедикал» (сумма требований — 3,2 млрд рублей, по данным картотеки арбитражных дел), на котором введено наблюдение.
В свою очередь, по заявлению «ЭСТМедикал» в отношении бывшего собственника «Медполимера», ставропольского ОАО «НПК «Эском», введена процедура внешнего управления.
«Вероятно, все эти три банкротства переплетены между собой в сложный узел, и действия, совершаемые в одной процедуре, могут так или иначе повлиять на другую процедуру», — комментирует Сергей Бакешин. По его словам, вероятность банкротства «Медполимера» во многом зависит от размера требования Минбанка и от того, сможет ли должник погасить долг и выполнить условия мирового соглашения, которым закончилось прошлое банкротство. Ранее Минбанк заявлял о требованиях в размере 1,5 млрд рублей. «Судя по всему, у банка есть еще какие-то требования к должнику, но их размер пока неизвестен», — говорит Сергей Бакешин.
СССР и банкиры
Предприятие «Медполимер» более 70 лет выпускает полимерные изделия медицинского назначения, а также лабораторную посуду и инфузионные растворы.
Когда-то компания входила в структуру банкирского дома «Санкт-Петербург» Владимира Когана, но в 2005 году была продана структурам Владимира Свиньина в рамках реструктуризации активов при присоединении Промышленно-строительного банка к ВТБ.
В 2011 году собственником «Медполимера» стало ставропольское фармацевтическое НПК «Эском». Еще одна смена собственников произошла в 2016 году. Тогда акционерами стали Нурутдин Газиков (54,9%) и Зелимхан Чахкиев (45%). Представители «Эскома» говорили, что работали с Чахкиевым и Газиковым в части поставок сырья и материалов. По данным СПАРК, за 2020 год выручка «Медполимера» составила 938 млн рублей, прибыль — 9 млн рублей.
Работа на низкой марже
Оценивая перспективы развития «Медполимера», участники рынка отмечают, что компания работает в сегменте с невысокой прибылью.
По данным директора по развитию RNC Pharma Николая Беспалова, в прошлом году «Медполимер» производил пять торговых марок лекарственных препаратов. Всего за год было выпущено 28,4 млн штук инфузионных флаконов, что на 28% меньше, чем в 2020 году. При этом 98% от общего объема приходится на натрия хлорид (физраствор). В деньгах объем продукции сократился на 41% из-за сокращения выпуска более дорогих препаратов, например глюкозы.
По объемам производства в натуральном выражении «Медполимер» занимает седьмое место среди российских производителей инфузионных растворов. На первом месте — петербургский «Гротекс» с объемом выпуска в 5,6 раза больше, чем у «Медполимера», подсчитали в RNC Pharma.
«Медполимер последние несколько лет специализируется на довольно низкомаржинальной продукции. С одной стороны, она пользуется стабильным и достаточно высоким спросом, ведь инфузионные растворы — абсолютный базис работы любого лечебно-профилактического учреждения. С другой стороны, издержки тут высокие и постоянно растут, а прибыль сокращается», — комментирует Николай Беспалов.
«К тому же на рынке сейчас много конкурентов в этом сегменте», — напоминает гендиректор компании «Полисан» Дмитрий Борисов. По его мнению, далее «Медполимеру» нет большого смысла развивать производство инфузионных растворов.
Миллиард на реновацию
Перспективы у компании появятся, если ее владельцы решат модернизировать производство и работать над развитием портфеля, считают эксперты. «Но это длительный и сложный процесс. Пока же приходится наблюдать некоторую деградацию как портфеля, так и общего объёма выпускаемой продукции. После пика в 2019 году объём отгрузок завода сокращается 2 года подряд», — комментирует Николай Беспалов. По его словам, если ничего не делать, то, скорее всего, предприятие относительно скоро прекратит своё существование, как минимум в виде независимой структуры.
По оценкам другого собеседника «Нового проспекта», модернизацию «Медполимера» по нынешним временам можно оценить минимум в 1 млрд рублей. «Вопрос, готовы ли собственники вкладывать такие деньги», — говорит он.
Вместе с тем фармрынок знает примеры, когда заводы, работавшие еще с советских времен, смогли адаптироваться к новым условиям и работать успешно. В их числе компании «Синтез», «Нижфарм», «Валента», «Акрихин», «Фармстандарт» и другие предприятия. Встанет ли «Медполимер» в их ряд — покажет время.