Банк «Санкт-Петербург» пошел лесом
Вице-президент банка «Санкт-Петербург» Михаил Гаврилов стал совладельцем ПГ «Союз», одной из крупнейших деревоперерабатывающих компаний России, подконтрольной семье экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. Теперь ему принадлежит доля в 55%. Оставшимися 45% владеет Юлия Багиева, племянница Анатолия Сердюкова. Свои доли в начале 2020 года Михаилу Гаврилову продали Александр Усов и Ярослав Кошицкий — давние партнеры экс министра обороны по лесному бизнесу. Судя по данным системы «КоммерсантЪ Картотека», сделка была закрыта в феврале.
«Если исходить из оценки региональных компаний в 0,6 годовой выручки, минимальная цена 55% ПГ «Союз» могла составить около 2 млрд. руб. Если же учитывать возможную премию за современное оборудование предприятий и работу в высокомаржинальном импортозамещающем сегменте (мебель и стеновые панели с тиснением из российского ламинированного МДФ), то пакет может стоить 4,7 млрд. рублей (1,2 годовой выручки)», — считает Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела ЗАО «Инвестиционная компания ЛМС».
С Александром Усовым связаться не удалось: корреспондент НП передал ему вопросы через его партнеров.
В ПГ «Союз», банке «Санкт-Петербург», куда НП направил вопросы для руководства банка и Михаила Гаврилова, а также в госкорпорации «Ростех», где Анатолий Сердюков занимает пост индустриального директора авиационного кластера, на запросы НП не ответили. Не ответил Михаил Гаврилов и на личное сообщение в соцсетях. Так что точно выяснить, является ли Михаил Гаврилов окончательным бенефициаром сделки или, возможно, банк забрал актив, планируя его развивать как инвестиционный проект, не удалось.
Интересно, что в банке «Санкт-Петербург», подконтрольном миллиардеру Александру Савельеву, 8,4% принадлежит Сергею Сердюкову, старшему сыну от первого брака Анатолия Сердюкова. Так что семейных рук, владеющих компанией, стало даже больше.
О причинах продажи активов на рынке догадываются. Как рассказал НП один из собеседников, «Усову предложили большие деньги, но еще и аргументы привели, чтобы он согласился, но такие — хорошие аргументы, а не то, что вы подумали». Другой собеседник, который знает о сделке, считает, что в истории нет двойного дна: «Усов решил выйти из бизнеса, заняться другими проектами. А банк, у которого уже есть под контролем ЦБК в Карелии, давно интересовался лесными активами, чтобы создать многопрофильный проект замкнутого цикла, так что все сложилось», — предполагает он.
«Скорее всего, покупка совершена для передачи активов в портфель банка, который достаточно опытен для управления предприятиями ПГ «Союз» с оборотом около 6 млрд. рублей», — отмечает другой участник рынка. «Лесная промышленность — это следующая точка роста экономики РФ, способная заместить падающие доходы нефтегазовой отрасли. Отрасль — циклична, падение спроса происходит каждые 3 года. Прошлый пик пришёлся на 2016-2018 годы. Видимо, из этой же логики исходит Банк «Санкт-Петербург», инвестирующий на нижней точке цикла, в разгар кризиса, в ожидании восстановления в 2021-2022 годах», — рассуждает Дмитрий Кумановский.
Алексей Коренев, аналитик ФИНАМ, наоборот, полагает, что приобретение доли в группе «Союз» — это личная инвестиция Михаила Гаврилова, направленная на диверсификацию его собственного бизнеса. «Судя по его предыдущим приобретениям, он старается иметь достаточно широкий инвестиционный портфель. В этом случае, покупка ПГ «Союз» выглядит вполне разумной», — говорит эксперт.
«DIY-ритейл, равно как и производство мебели или строительных материалов, пользуется стабильным спросом даже в непростые времена. Достаточно посмотреть, у каких ритейлеров резко выросла выручка, когда были сняты карантинные ограничения, чтобы убедиться, что данное направление будет востребовано всегда. Так что инвестирование в покупку достаточно успешной компании, работающей на рынке обустройства жилья — это, вероятнее всего, хорошо продуманный и выверенный шаг», — добавляет Алексей Коренев
В землю с головой
Вышедший ПГ «Союз» Александр Усов, судя по данным «КоммерсантЪ Картотека», увлечен недвижимостью и сельским хозяйством. Так, ему вместе с партнерами принадлежит ООО «ОП Деловой Квартал». Компания предлагает в аренду склады, производственные, торговые и офисные площади. Так же Александр Усов считается конечным бенефициаром ООО «Выборжец» — это крупный производитель тепличных овощей в Ленинградской области с объемом производства 24 тыс. тонн овощей и грибов. Ежегодно компания делает многомиллиардные инвестиции в расширение тепличного хозяйства, площадь которого насчитывает 32 га. Два года назад вместе с Александром Заклепкиным, партнером по «Выборжцу», Александр Усов зарегистрировал ООО «Пшеничное», которое занимается производством пшеницы, а также зарегистрировало одноименный товарный знак пива.
Александр Усов и миноритарии ПГ «Союз» являлись младшими партнерами по лесному бизнесу скандально известного экс-министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Официально это стало ясно весной 2018 года, когда совладелицей ООО «ПГ «Союз» (головная компания всех лесопромышленных активов группы) стала Юлия Багиева, племянница Анатолия Сердюкова, дочь его сестры Галины и Валерия Пузикова. Теперь семье Сердюковых-Пузиковах официально принадлежит 45% в группе «Союз».
Банкир с амбициями
Новый держатель долей в группе Михаил Гаврилов работает в банке «Санкт-Петербург» с 2015 года. Он окончил Казанский государственный университет по специальности «математик-экономист», затем работал в сфере IT и управленческого консалтинга. За пять лет работы в банке с должности советника вырос до поста вице-президента. Одновременно топ-менеджер стал делать успехи в бизнесе — чуть ли не каждый год он открывает новые направления.
С 2015 года через ООО «Карелия» Михаил Гаврилов владеет долей в ООО «Карелия Палп» (крупнейший российский экспортер газетной бумаги с выручкой по итогам 2018 года 27,2 млрд рублей), который забрал под контроль активы обанкротившегося в 2013 году ОАО «Кондопога». Тогда стратегическим инвестором ОАО «Кондопога» с долгами 12,5 млрд рублей в стал банк «Санкт–Петербург», который занимается урегулированием ситуации с банкротством и развитием актива.
С 2017 года Михаил Гаврилов владеет компанией «Строим великий город», у которой доля в 15% в ООО «Мегалит-Охта-Групп», подконтрольной Александру Бреге и Владимиру Свиньину. Банк «Санкт-Петербург» выступает финансовым партнером застройщика. В компании вопрос НП о роли акционера в бизнесе оставили без ответа.
Банк «Санкт-Петербург», подконтрольный Александру Савельеву, не раз брался за активы со сложной судьбой. Помимо нашумевшей истории с «Севкабелем», в 2018 году подконтрольные банку структуры выкупили обанкротившийся тепличный комплекс по производству цветов «Мосроза» в Московской области и начали его развивать. Тогда же банк взял под управление завод по переработке аккумуляторов «Экорусметалл» в Сланцевском районе Ленобласти (предприятие не смогло выплатить кредит в 750 млн рублей). Также банк планировал принять участие в реформе мусорной отрасли, но затем отказался от этих планов.
Сложный союз
ПГ «Союз», согласно официальным данным, включает в себя три завода. Это ООО «Союзбалткомплект», ОАО «Лесплитинвест», а также ООО КМДК «Союз-центр». Предприятия группы занимаются производством ДВП, ДСП, межкомнатных дверей, пиломатериалов и погонажа, домов из клееного бруса, МДФ плит, мебельных комплектующих, спичек и т.д. Группа также владеет собственной сетью торговых домов, складских комплексов, занимается заготовкой сырья (один из крупнейших арендаторов леса в Ленобласти). Совокупная выручка юрлиц, относящихся к группе «Союз» в 2018 году (более свежих данных в базах пока нет) превысила 9 млрд рублей.
В начале 2020 года предприятие запустило пеллетное производство. При этом «Лесплитинвест» с начала года преследуют неприятности. Так, в феврале прокуратура внесла компании представление из-за задолженности по зарплате перед 213 работниками в 5 млн рублей. А в апреле карельское предприятие «Кареллеспром» через суд потребовал у него 24 миллиона рублей.
Коронавирус мешает
По данным ЛМС, объем мирового рынка МДФ — это 101,5 млн м3, российский рынок — около 3 млн м3. На азиатских производителей приходится 58% производственных мощностей, 25% МДФ производится в Европе. ПГ «Союз» производит 0,32 млн м3 продукции, занимая 0,3% на мировом рынке и 7% на российском. В России её основные конкуренты — это компании «Кроношпан», «Свисс Кроно», «Жешартский ЛПК», «Шекснинский КДП». Рынок МДФ ежегодно растёт на 10%, а новые производства открываются раз в 2-3 года. Игроки слышали, что новый совладелец при покупке заявлял большие планы на развитие ПГ «Союз». Однако аккурат после закрытия сделки началась пандемия коронавируса и приостановилась работа многих предприятий, что изменило планы многих инвесторов.
Как отмечает Тимур Иртуганов, генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, «сильно пострадали производители древесных плит — здесь падение производства и продаж составило почти 50%».
«Экспортеры почувствовали существенное сжатие экспортных рынков, где один из основных потребителей — это Китай, который пока так и не вернулся к нормальной работе. Отдельно стоит сказать о проблемах предприятий, которые занимаются производством мебели, которые несколько месяцев не имели возможности продавать свою продукцию. Однако на фоне ситуации в других секторах экономики ЛПК не рассматривается государством как пострадавшая отрасль. Более того, теми немногими мерами поддержки в виде кредитов, которые государство предложило ЛПК, на практике воспользоваться удалось мало кому. Это связано с тем, что уполномоченным банкам перечислили недостаточно средств из бюджета. Преференции по отсрочке налоговых платежей нас и вовсе не коснулись. Думаю, самые серьезные проблемы, по сравнению с которыми двухмесячный карантин покажется цветочками, нас ждут впереди», — добавляет Тимур Иртуганов.
Александр Шестаков, генеральный директор «Первой мебельной фабрики», также отмечает, что мебельная промышленность чувствует себя крайне плохо из-за пандемии коронавируса и последовавших за этим ограничительных мер. «Из всех мер государственной поддержки нашему сектору выделили пока только кредиты на выплату заработной платы. Думаю, в ближайшее время мы увидим волну банкротств», — прогнозирует Александр Шестаков.
Фото: Александр Коряков/Коммерсантъ