Балтийский завод остался без «Лидера». И без масштабной модернизации

23 Декабря 2020

Лицензию на строительство атомоходов «Лидер» получил дальневосточный судостроительный комплекс «Звезда». Он стал единственным предприятием, которое будет выполнять заказы на эти суда, что окончательно похоронило надежды петербургского Балтийского завода на участие в амбициозном проекте и на модернизацию стоимостью более 10 млрд рублей.

Судостроительный комплекс «Звезда» получил лицензию на строительство атомоходов в соответствии с действующими в РФ нормами. Верфь успешно прошла проверки Межрегионального территориального управления по Сибири и Дальнему Востоку Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. «Звезда» стала единственной российской верфью, которая может строить атомные ледоколы проекта 10510 «Лидер», говорится в сообщении НК «Роснефть». 

Таким образом Балтийский завод, который до последнего времени был единственной судоверфью, обладающей лицензией на право работы с атомными установками, лишился этого конкурентного преимущества и потерял все шансы на участие в проекте «Лидер».

Этот факт также поставил крест на давних планах предприятия о масштабной модернизации. Ее проект был разработан еще в 2018 году Центром технологии судостроения и судоремонта. Он предусматривал строительство нового сухого дока на месте неиспользуемого стапеля. Это дало бы предприятию возможность освоить технологию крупноблочного строительства судов, которая повышает спусковой вес строящихся судов, снижает их себестоимость и сокращает сроки строительства. Например, при крупноблочном строительства в док могут поступать блоки весом до 800 т, а степень спусковой готовности судна при такой технологии достигает 85%. Сейчас же Балтийский завод работает по технологии секционного строительства с секциями весом до 120 т, а спусковая готовность судна составляет 50%. Стоимость модернизации оценивалась в 12,5 млрд рублей. 

«Звезда» получила столь крупный подряд именно потому, что провела свою модернизацию раньше», — считает аналитик ИК «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. Он напомнил, что теперь на «Звезде» стоит новое оборудование, работают современные автоматизированные линии, широко используются западные технологии сборки. «Строительство «Лидера» на базе «Балтийского завода» потребовало бы больше времени и денег, потому что инфраструктура на предприятии хромает», — отмечает он. 

А нужна ли модернизация?

Контракт на строительство ледокола «Лидер», самого мощного атомного ледокола в истории российского судостроения, был подписан «Звездой» и «Атомфлотом» 23 апреля. В июне 2020 года «Звезда» приступила к резке стали для исполнения заказа и сейчас занимается изготовлением секций будущего судна. Об этом говорится в сообщении «Роснефти». Согласно планам «Росатома», к 2033 году госкорпорация планирует получить три ледокола «Лидер»: головной — в конце 2027 года, первый серийный — в 2030 году и второй серийный — в 2032 году. Предельная стоимость строительства головного ледокола — почти 127,6 млрд рублей.

«Без перспектив на строительство ледокола «Лидер» масштабная модернизация на Балтийском заводе не нужна. Пока будет достаточно точечных изменений», — говорит начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский. 

Сейчас в планах предприятия — строительство нового трубомедницкого цеха и модернизация цеха изготовления секций, на что в 2022–2027 годах планируется направить 4 млрд рублей из федерального бюджета. 

«Потеря заказа на ледоколы проекта «Лидер» не приведет к остановке модернизации Балтийского завода, но она окажется более растянутой во времени», — согласен Валерий Емельянов. 

В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) на вопрос «Нового проспекта» о том, как повлияет потеря контракта на ледокол «Лидер» на планы по модернизации Балтийского завода, не ответили.

«Недофинансирование судоверфей Петербурга и Ленобласти — это больше организационная, чем денежная проблема: государство выделяет средства на обновление инфраструктуры, но тратить их приходится относительно малыми суммами и точечно, латая дыры. А иногда, как получилось со «Звездой», проще построить верфь с нуля, чем перестраивать многокомплексный завод, заложенный 150 лет назад», — отмечает Валерий Емельянов. 

Полный портфель

В настоящее время в портфеле заказов Балтийского завода четыре атомных ледокола мощностью 60 МВт проекта 2220 типа «Арктика». «И предприятие может рассчитывать еще на заказ двух подобных судов», — говорит Дмитрий Кумановский. Он полагает, что необходимость в дополнительной модернизации предприятия появится не раньше, чем это вопрос будет решен.

«Атомные и дизель-электрические ледоколы будут нужны для восстановления грузопотока по Северному морскому пути. Кроме того, необходимо постоянное восполнение ледокольного флота, поэтому услуги Балтийского завода по строительству таких судов окажутся востребованными», — уверен Дмитрий Кумановский. 

На X международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» заместитель генерального директора по флоту ФГУП «Росморпорт» Василий Стругов сообщил, что в рамках «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры до 2030 года» запланировано строительство 10 ледоколов общей стоимостью свыше 70 млрд рублей. Среди них два ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker 7, два вспомогательных ледокола мощностью 12–14 МВт ледового класса Icebreaker 7, четыре мелкосидящих ледокола мощностью 6 МВт проекта 22740М для замерзающих портов Каспийского и Азовского бассейнов и два портовых ледокола мощностью 6–8 МВт для обеспечения круглогодичной работы замерзающих портов Дальневосточного бассейна.

Справка «Нового проспекта»:

Проект ледокола «Лидер» 10510

разработан петербургским ЦКБ «Айсберг». Длина нового атомохода составит 210 м, ширина — 47 м, осадка — 13 м. Ледокол будет оснащен двумя атомными реакторами типа РИТМ-400, четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями. Суммарная мощность энергоустановок ледокола составит 120 МВт, что позволит судну преодолевать льды толщиной более 4 м со скоростью 2 узла, а при толщине льда 2 м скорость ледокола составит до 12 узлов.

Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ

Актуально сегодня