Балтийские порты заправляют СПГ
Новый проспект
Статьи

Балтийские порты заправляют СПГ

Прочитано: 339
Балтийские порты заправляют СПГ

Первый пошел

ООО «Криогаз­ Высоцк» входит в группу «НОВАТЭК» российского миллиардера Леонида Михельсона. Реализованный в Высоцке проект включает в себя собственно СПГ­производство мощностью 660 тыс. тонн в год на ресурсной базе магистрального газопровода «Ленинград — Выборг — Госграница», резервуары для хранения и перевалочный терминал. 90% продукции предприятия предназначено к отправке в страны Евросоюза. В конце 2018 года заместитель председателя правления «НОВАТЭКа» Марк Джетвей отметил, что еще до окончания строительства около 30% объемов СПГ будущего завода уже имели заключивших контракты покупателей. ПАО «НОВАТЭК» и нидерландская компания Fluxys создали СП, которое будет заниматься реализацией проекта перевалочного терминала СПГ мощностью около 300 тыс. тонн в год в порту Росток (Германия).

По данным консалтинговой компании Vostock Capital, в России сегодня производится 4% мирового сжиженного природного газа, в списке экспортеров этого вида топлива страна занимает 8­е место после США и Алжира. Всего на планете сегодня 19 стран, которые экспортируют сжиженный природный газ. Лидерами экспорта являются Катар и Австралия (46,8% экспорта СПГ). Но, по прогнозам Минпромторга РФ, уже к 2035 году наша страна должна производить и экспортировать до 20% СПГ в мире.

С вводом предприятия в Высоцке совокупная мощность северо­западных производите­ лей СПГ увеличилась в 9 раз. До апреля этого года в регионе функционировало только четыре малотоннажных завода: в Кингисеппе (10 тыс. тонн топлива в год, подконтролен группе компаний «Криогаз»), Пскове (23 тыс. тонн в год, ООО «Криогаз­ Псков»), Калининграде (21 тыс. тонн СПГ в год) и Петергофе (20 тыс. тонн в год) — оба завода эксплуатирует ООО «Газ­пром Газомоторное топливо».

На подходе и первый в регионе крупно­тоннажный завод СПГ. В марте этого года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подтвердил намерение госкорпорации ВЭБ профинансировать строительство одного из крупнейших в мире комплексов по производству СПГ в районе морского порта Усть­-Луга. Глава правительства отметил, что проект имеет существенное значение для укрепления конкурентоспособности страны. Сырьем для предприятия станет природный газ, поступающий с месторождений «Газпрома» в НАО. Проект реализует ООО «РусХим­Альянс», которое принадлежит ООО «Газпром инвест РГК» и АО «Русгаздобыча». В сентябре «РусХимАльянс» и НИПИГАЗ заключили договор на проектирование объектов будущего комплекса. Изначально проект «Газпром» планировал реализовать вместе с Shell, но затем он был переформатирован, а Shell его покинула. Проектная мощность предприятия составит 13 млн тонн СПГ в год. Если все нынешние планы будут реализованы, доля СЗФО в российском производстве сжиженного природного газа может возрасти до 26,7%.

Сливай мазут

Расположение производственных мощностей в портовых зонах на Балтике имеет значение не только с точки зрения укрепления места России на мировом рынке СПГ, но и позволяет дать мощный стимул для роста локальной отрасли бункировки судов. Поэтому участники портового бизнеса активно прорабатывают возможности размещения мощностей по сжижению газа на своих причалах. Так ООО «СПГ Горская» сообщало о намерении разместить мощности на 1,3 млн тонн в год в районе Горской, а ООО «Кировский завод Газовые технологии» рассматривало возможность реализовать проект на 200 тыс. тонн СПГ в год рядом с причалами Кировского завода.

Дело в том, что с 1 января 2020 года в Мировом океане будет запрещено плавание судов на тяжелых мазутах, содержание серы в которых превышает 0,5%. Запрет касается всех морских держав. Производители судового топлива пытаются решить эту проблему: одни переходят на дизельное топливо, которое в 2 раза дороже мазутов, что отражается на стоимости морских грузоперевозок, другие оборудуют корабли установками для обессеривания мазута — скрубберами. При этом, по словам ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, многих российских судовладельцев смущает финансовая составляющая — один скруббер стоит сегодня около $1 млн.

Остается третий путь — перевод судов на СПГ. Судовладельцы все чаще делают выбор в пользу сжиженного газа. И это создает новые перспективы для развития бункеровочного бизнеса в морских портах Петербурга и Ленинградской области, объем которого оценивается примерно в $800 млн в год. Новые суда строятся сейчас таким образом, чтобы их двигатели могли работать и на сжиженном природном газе, и на нефтяном топливе. «Поэтому для сохранения конкурентоспособности «Большому порту Санкт­-Петербург» не помешает иметь бункеровочный СПГ­ терминал», — отмечает директор аналитического центра «Дорн» Андрей Карпов.

«Перспективы СПГ­-бункеровок в регионе значительны, поскольку уже сейчас есть спрос на этот вид судового топлива», — соглашается директор по развитию ИАА «ПортНьюс» Надежда Малышева. По ее словам, один из лидеров мирового танкерного рынка, «Совкомфлот», в прошлом году ввел в эксплуатацию два танкера, работающих на СПГ. И эта серия будет продолжена, что открывает широкие перспективы для участников рынка бункеровки, обладающих специализированной инфраструктурой для заправки судов СПГ.

В ООО «Газпром инвест» сообщили, что единый оператор группы «Газпром» по реализации СПГ конечным потребителям тоже разрабатывает собственный проект судна­бункеровщика. «Кроме того, с 2020 года фидерные контейнерные линии начнут переходить на СПГ. Потребует специализированного портового сервиса и проект строительства двух паромов на СПГ для линии «Усть­Луга — Балтийск». Бункеровка станет дополнительным аргументом в конкурентной борьбе портов за грузы», — резюмирует Надежда Малышева.

Газовый форум СПГ НОВАТЭК
Другие статьи автора Читайте также по теме
Без газа у транспортной отрасли будущего «по сути нет» считает глава совета директоров ПАО «Газпром».
08.10.2021
Зампредседателя правления ПАО «Газпром» Елена Бурмистрова рассказала о том, какие риски для экономики несут высокие цены на газ в Европе.
08.10.2021

Для полковника Захарченко по делу о взятках на 1,4 миллиарда рублей прокурор запросил 17 лет колонии д
27.04.2022
Правительство Петербурга пытается изменить Устав города и разрешить губернатору избираться больше двух сроков подряд
27.04.2022
Российский госбюджет ждет дефицит. Минимум 1,6 трлн рублей
27.04.2022
В Петербурге Роспотребнадзор запретил первомайское шествие, но разрешил "Бессмертный полк"
27.04.2022
"Переставляю". В центре Петербурга появилась надпись на хорватском
27.04.2022
«Удары будут молниеносными». Путин пригрозил помощникам Украины
27.04.2022
Против России объединилось 40 стран. Они договорились помогать Украине
27.04.2022
СК завел уголовное дело о реабилитации нацизма на участника «Что? Где? Когда?» Ровшана Аскерова
27.04.2022
Россия обменяла американца, подравшего с полицией, на летчика-наркоторговца, арестованного в США
27.04.2022
В День победы ветераны ВОВ получат право бесплатного проезда и открытку от Беглова
27.04.2022
Журналистку отправили в СИЗО по делу о фейках, чтобы пресечь её общение с дочерью-свидетелем
27.04.2022
"Этот кризис больше кризиса 2009 года". Кудрин рассказал про инфляцию в 20% и очень сложную ситуацию в РФ в ближайшие год-два
27.04.2022
Канцлер Австрии опроверг информацию ТАСС о согласии Австрии платить за газ в рублях
27.04.2022
Германия впервые заявила о поставках оружия в Украину
27.04.2022
Петербуржец потребовал от Sony 10,8 млн рублей за уход из России
27.04.2022
Путин посетит заседание совета Законодателей в Петербурге
27.04.2022
Курс доллара на Мосбирже упал ниже 73 рублей
27.04.2022
Газпром объяснил приостановку поставок газа в Болгарию и Польшу отсутствием оплаты в рублях
27.04.2022
В Петербурге СК возбудил уголовное дело из-за видео в заблокированной соцсети. На кадрах двое целуются на фоне храма
26.04.2022
Нидерланды прекратили выдавать россиянам туристические визы
26.04.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки