БАДы без контроля. Как работает система «Честный знак» на фармрынке
Рынок биологических активных добавок растет в хорошем темпе, но задел для дальнейшего его развития остается большим. Власти уделяют много внимания легализации рынка, но доля серых производителей здесь всё еще велика.
Как рассказал на Российском фармацевтическом форуме им. Семашко исполнительный директор Союза производителей БАД Александр Жестков, с 2018 года рынок динамично развивается: за прошлый год его емкость составила 130 млрд рублей, рост — 13%. «Однако оценивая рынок в количестве упаковок, а не в деньгах, легко заметить его некоторую стагнацию. Хотя российские производители активно замещают продукцию иностранных компаний, которые ушли с рынка. В частности, свои торговые марки активно развивают аптечные сети», — добавил эксперт.
По мнению вице-президента по направлению безрецептурных препаратов ГК «Нижфарм» Романа Дулесова, российский рынок БАД развивается в соответствии мировыми тенденциями. «Тренд на увеличение потребления препаратов подстегнула эпидемия ковида. Позже он продолжился, потому что пациенты заинтересованы в профилактике заболеваний», — отметил он.
По данным исследований компании Stada среди людей, покупающих БАД, 39% принимают биологически активные добавки регулярно и 85% отмечают положительный эффект от такого приема.
Рост в геометрической прогрессии
По словам генерального директора компании «Випилаб» Юрия Клюшенкова, в России действует 1,2 тыс. производителей БАД, 3,6 тыс. брендов, а также 17 тыс. SKU в аптеках и 55 тыс. SKU на маркетплейсах. При этом 81% брендов приходится на российские компании. Интересно, что за последний год на рынок вышли еще 300 производителей.
Такой рост рынка вызывает у экспертов опасения. По мнению руководителя товарной группы «Фарма» ЦРПТ Егора Жаворонкова, в розничной несетевой торговле БАДами царит хаос. «Производители препаратов продолжают приходить. Регистрация новых производителей идет в геометрической прогрессии. Но некоторые компании на самом деле производителями не являются. Часто это просто блогеры со своей торговой маркой или маленькие производства, делающие красивую упаковку, но на деле арендующие производственные площадки. Таких на рынке всё больше, и мы пока не видим, чтобы процесс их появления затухал», — констатировал он.
Честность и серость
В попытке отрегулировать обращение на рынке БАДов власти в конце прошлого года ввели регистрацию этих препаратов в системе «Честный знак». Задача эксперимента — не допустить попадание продажу БАД без госрегистрации. Однако на сегодняшний день меры урегулирования рынка не сработали. «Маркировка пока не способна в полной мере решить вопрос с качеством препаратов и с контролем за их продажей», — признает Александр Жестков.
«Пока механизм привязки «Честного знака» к свидетельству о госрегистрации препаратов не реализован, и это проблема», — согласен Юрий Клюшенков. По его словам, сегодня практически любой поставщик БАДов может попасть на маркетплейс и «нарисовать себе регистрационный знак».
Некоторые способы обхода закона на рынке БАДов довольно распространены. Например, компания может назвать свой препарат комплексной пищевой добавкой и получить на него лишь сертификат соответствия, а госрегистрацию для выпуска пищевых добавок получать не нужно.
Или можно назвать свой БАД спортивным питанием. «В этом случае не будет вообще никакого регистрационного фильтра», — отмечает Юрий Клюшенков.
Кроме того, сейчас нет обмена данными «Честного знака» со странами ЕврАзЭС. «Ты ввез продукцию, например, в Белоруссию или Армению, где нет обязательной маркировки БАДов, а оттуда импортировал товар в Россию и спокойно продаешь его на маркетплейсе», — описывает Юрий Клюшенков.
По его словам, проект маркировки БАДов классный. «Но пока он создал нам много проблем и привел к удорожанию продукции. Тем не менее мы влились в данную систему в надежде, что это поможет нам бороться с недобросовестными конкурентами», — добавил эксперт.
По оценке Егора Жаворонкова, в результате введения системы «Честный знак» на рынке БАДов законопослушные компании стали еще более легальными и прозрачными. «БАДы, зарегистрированные в системе «Честный знак», представлены в основном в аптечных сетях, а также в сетевой продуктовой (гипермаркеты «Ашан» и др.) и непродуктовой рознице («Золотое яблоко», «Рив Гош» и др.). А серый сегмент как жил, так и живет», — констатирует эксперт.
Касса не пропустит, Роспотребнадзор накажет
По мнению Егора Жаворонкова, есть несколько механизмов, которые позволят обелить рынок БАДов. В частности, может быть эффективен запрет на продажу немаркированной продукции через кассы. «Касса в режиме онлайн-подключения уточняет наличие у товара регистрации. Если свидетельства нет, продажа автоматически запрещается», — поясняет он.
Режим онлайн-проверки наличия регистрации у БАД станет обязательным с 1 ноября 2024 года. Позже будет введен и запрет на продажу БАД без регистрации и в офлайн-режиме.
Кроме того, можно будет использовать уже широко применяемый механизм по блокировке продажи партии товара, не отвечающего требованиям законодательства. «К проверке продажи БАДов на маркетплейсах в ближайшее время планирует подключиться Роспотребнадзор», — заключил Егор Жаворонков.