Баба с возу. Игрокам ресторанной отрасли отменяют НДС
На ПМЭФ–2021 объявили об отмене НДС для игроков ресторанной отрасли с выручкой до 2 млрд рублей в год и численностью работников до 1,5 тыс. человек. До 1 января 2022 года уже созданная рабочая группа должна уточнить все детали нового законопроекта. «Новый проспект» разбирался, кому в результате станет проще жить и работать.
НДС превращается в налог с продаж
Свершилось то, чего давно добивалась Федерация рестораторов и отельеров России (ФРиО России): Федеральная налоговая служба (ФНС)
отменит НДС предприятиям общественного питания.
«Что мы теперь имеем? Отмену НДС для ресторанной отрасли при выручке до 2 млрд в год (в категорию попадет весь малый и средний бизнес) и пониженные страховые взносы для компаний с численностью работников до 1,5 тыс. человек. Я считаю, что это победа не только ресторанной отрасли, а всех предпринимателей в целом: так мы доказали, что умеем идти вперёд, а законы, по которым живем, вполне можем писать для себя сами!» — сразу же написал на своей страничке в Facebook (принадлежит Meta Platforms Inc., — компания признана экстремистской организацией в РФ, деятельность запрещена) Сергей Миронов, владелец сети «Мясо & Рыба», вице-президент ФРиО России.
Сразу развеем слухи о том, что отмена НДС коснется лишь неких «500 экспериментальных предприятий». Сергей Миронов заверил «Новый проспект» в том, что это фейк, и речь идет на самом деле обо всём ресторанном бизнесе, кроме самых крупных предприятий с годовым оборотом свыше 2 млрд рублей.
Руководство ФРиО России несколько лет объясняло и доказывало чиновникам, почему ресторанная отрасль не имеет возможности платить налог на добавленную стоимость. «На выходе продукция ресторанов облагается НДС в 20%, а на входе НДС у нас фактически нет, ведь большинство наших поставщиков — ООО, работающие в основном на упрощенке. Соответственно, НДС у них нет, поэтому зачёт мы не принимаем («зачесть НДС» — принять его к вычету, то есть снизить сумму налога. — Прим. «НП»). Часть поставщиков — ИП. А те немногочисленные поставщики, которые работают на НДС (сельхозпроизводители), имеют НДС всего в 10%, и зачесть его мы не можем тоже. По упрощенке работают и арендодатели. Кроме того, наша отрасль очень человекоемкая, и доля затрат на оплату труда (а эти затраты не образуют входящего НДС) может достигать 35% от выручки. Вот так НДС для ресторанов превращается фактически в налог с продаж», — пояснили в ФРиО РФ.
Цены ресторатор поднять не может: он потеряет гостей. И чтобы не платить НДС, а оставаться на упрощенной системе налогообложения, под каждый новый ресторан до сих пор создавалось новое юрлицо, и так продолжалось 20 лет. Сейчас налоговая служба называет это дроблением бизнеса, и чтобы его не допускать, объявляет о намерении штрафовать такие предприятия, требует заплатить налоги за предыдущие 3 года и начинает создавать прецеденты.
Стимул для развития
«Отмена НДС действительно является препятствием дроблению бизнеса», — согласен Леонид Гарбар, президент ФРиО Северо-Запад.
Но дело не только в злонамеренном дроблении. «Рестораторы регистрировали разные юрлица с разными партнерами по разным причинам. Кто-то таким образом действительно уходил от налогов, а кто-то просто продавал франшизу», — объясняет Александр Марков, глава представительства ФРиО в Санкт-Петербурге.
Впрочем, налоговая исходила из того, что это всё одна компания, и высказывала твердое намерение объединить ее в одно юрлицо с угрозой штрафа и обязательством выплатить недоплаченный за 3 года НДС. Таким образом фактически любая компания попадала не только под штраф, но весь ее бизнес оказывался под угрозой. В такой же ситуации находились и совсем маленькие предприниматели, работающие по франшизе: имея фактически малый бизнес, они оказывались в ответе за «старшего брата» — бренд, под которым работали.
«И человек должен был постоянно ловить баланс, чтобы не выйти с оборотом до НДС. А 2 млрд рублей оборота и 1,5 тыс. сотрудников — это хорошая перспектива для развития! Теперь угроза снята: нет разницы, одно это юрлицо или нет», — говорит Александр Марков.
Он считает, что НДС для предприятий общественного питания сдерживал рост рынка в целом. Средние ресторанные группы не могли развиваться, потому что при росте оборота над ними начинал висеть дамоклов меч НДС.
«Кажется, что эта инициатива касается только сетевых ресторанов и ресторанных групп, которые теперь могут спокойно работать дальше. Но на самом деле она касается всех, в том числе и самых мелких предприятий, потому что любой бизнес нацелен на развитие. До сих пор, как только человек начинал развиваться и переходил за определенный оборот, он сразу вместо 10% рентабельности получал 15% убытков. Теперь барьеры для развития исчезают: люди заинтересованы в масштабировании своего бизнеса, в развитии франшизы, создании ресторанной группы и могут делать это без оглядки на то, что их потом подведут под НДС. Это является огромным стимулом для развития и окажет крайне положительное воздействие на рынок!» — считает эксперт, называя данную инициативу улучшением рентабельности ресторанного бизнеса, а значит и всей бизнес-среды, и инвестиционного климата страны в целом.
Сказал «А», скажи и «Б»
На сегодня уже создана рабочая группа, которая до 1 января 2022 года уточнит детали законопроекта, за бортом которого могут остаться самые крупные игроки рынка.
Однако и они называют событие знаковым: впервые за много лет государство не ухудшает положение бизнеса, а улучшает, создавая для его развития и существования цивилизованные условия. «На мой взгляд, это правильный шаг к консолидации и обелению бизнеса общественного питания», — говорит Виталий Свидовский, генеральный директор компании «Теремок» (Петербург).
«Теремок», являясь крупным работодателем и налогоплательщиком (выручка компании в 2019 году составляла около 5,5 млрд рублей, в 2020-м — около 3,67 млрд рублей), не попадает под данную инициативу. По словам Виталия Свидовского, воспользоваться данной возможностью в структуре «Теремка» может только одна компания, которая занимается уличными киосками.
«Теремок» вместе с «Макдоналдсом» и другими крупными игроками рынка входит в экспертную комиссию, которая призывает к снижению НДС для крупного бизнеса в отрасли общественного питания хотя бы до 10%. «И мы надеемся, что наш призыв будет услышан», — отмечает Виталий Свидовский.
Эксперт считает, что будет правильно ввести градацию бизнеса: оборот до 2 млрд рублей — 0% НДС, до 10 млрд рублей — 10%, а свыше 10 млрд рублей — 20% НДС. Таким образом создается плавный переход: сначала предприниматель открывает малое предприятие и работает по упрощенной системе налогообложения; потом переходит на обычное налогообложение, но без НДС; далее начинает платить 10% НДС, а когда становится по-настоящему крупным — 20%.
«Мы поддерживаем инициативу правительства РФ и президента и надеемся, что при формировании проекта данного закона будут учтены пожелания всего бизнеса, и крупного в том числе», — заключает Виталий Свидовский.