Ажиотаж на колесах и гусеницах. "Кировский завод" на треть увеличит выпуск тракторов

Фото: ПТЗ
Отечественные производители сельхозтехники наращивают объемы производства на фоне санкций и ухода из страны иностранных поставщиков. По разным оценкам, на долю российской продукции уже приходится от 50% до 70% внутреннего рынка. Один из лидеров отрасли, Петербургский тракторный завод (ПТЗ), входящий в ГК «Кировский завод», по итогам года планирует рост выпуска тракторов на 30%. Однако прогнозы на следующий год производители сельхозтехники дают осторожно: всё будет зависеть от инвестиционных возможностей представителей аграрного сектора.
Отрасль сельскохозяйственного машиностроения в 2022 году, как ожидается, станет одним из секторов промышленности, сумевшим воплотить в жизнь идею о том, что кризис — это время возможностей.
Глава Минпромторга Денис Мантуров еще в начале года прогнозировал, что по итогам года объемы производства сельхозтехники вырастут на 5% относительно высокой базы 2021 года и достигнут «почти 229 млрд рублей».
Российские сельхозмашиностроители успешны и в импортозамещении. Доля отечественной продукции на внутреннем рынке, по данным Минпромторга, уже составляет 70%. Правда, оценки отраслевой ассоциации «Росспецмаш» несколько менее оптимистичны: «На сегодня российские производители сельхозтехники занимают более половины внутреннего рынка». «Но имеющийся производственный потенциал, недозагруженность мощностей и высокие темпы развития позволяют нарастить эту долю», — рассказал «Новому проспекту» представитель ассоциации.
Трактора разогнались
По данным Росстата, одним из самых быстрорастущих сегментов сельхозмашиностроения является производство тракторов. В январе-сентябре 2022 года российские предприятия произвели 6,8 тыс. тракторов для сельского хозяйства, что на 28,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам сентября в стране был выпущен 961 трактор, что в 1,8 раза превышает аналогичный показатель 2021 года.
По данным рейтинга наиболее популярной самоходной техники, составленного «Росагролизингом», по итогам 9 месяцев 2022 года самыми востребованными у отечественных аграриев тракторами в этом году стали «Кировец» от Петербургского тракторного завода (входит в ГК «Кировский завод») и минский «Беларус».
Петербургский тракторный завод за 10 месяцев 2022 года произвел 3,3 тыс. тракторов для сельхозклиентов, что на 34% выше аналогичного показателя прошлого года», — рассказал «Новому проспекту» председатель совета директоров группы компаний «Кировский завод» Георгий Семененко. Динамика выпуска, по его прогнозу, до конца года не изменится. «Рассчитываем на объем производства в 4,2-4,3 тыс. машин, что примерно на 30% больше, чем в 2021 году», — отметил Георгий Семененко.
Хорошая машина
Потребители отмечают, что качество отечественной сельхозтехники, в частности в сегменте энергонасыщенных тракторов, находится на высоком уровне. Так, один из крупнейших агрохолдингов России, «Агросила», «закупает трактора производства ПТЗ для своих нужд».
«Их действительно можно считать достойным аналогом импортной техники», — говорит генеральный директор АО «Агросила» Светлана Барсукова.
«Мы закупили у ПТЗ уже шесть тракторов. Эту технику можно считать достойным аналогом импортных тракторов, в первую очередь мощных», — согласен Алексей Жданов, глава семейной животноводческой фермы из Пролетарского района Ростовской области.
Неосвоенные технологии
Однако российским производителям сельхозтехники есть куда расти: успешно соревноваться с импортными сельхозмашинами удается пока не во всех сегментах.
«У нас в хозяйстве есть и российская, и импортная техника. Причем по некоторым видам продукции российских аналогов либо просто нет (они не производятся в стране), либо качество отечественной техники сильно уступает зарубежной. Это касается кормоуборочной техники, техники для обработки почвы, тех же плугов и машин для подачи корма животным», — отметил генеральный директор племзавода «Первомайский» (Ленинградская область) Алексей Павлов.
«Есть некоторые сложности с приобретением широкозахватной техники, технология производства которой не отработана в России. Кроме того, есть вопросы по приобретению мощных тракторов от 400 л.с. и выше», — добавила Светлана Барсукова.
Как горячие пирожки
В этом году жизнь рынка сельхозтехники во многом определили санкции и уход подавляющего большинства иностранных производителей.
«Обычно рынок во второй половине февраля начинает раскачиваться и к марту-апрелю выходит на сезонный пик. В этом году всё было иначе», — вспоминает Георгий Семененко. По его словам, после 24 февраля примерно на 2-3 недели всё буквально замерло, а с 12 марта начался ажиотажный спрос: стало понятно, что иностранные компании уйдут из России, поэтому, опасаясь дефицита, все спешили закупиться техникой.
«С тех пор спрос плавно снижается, осенний пик полевых работ прошел спокойно, в плановом режиме. Объявленная частичная мобилизация в конце сентября имела краткосрочный эффект: примерно 2 недели после 21 сентября контрактов с потребителями было меньше, чем обычно. Но это быстро прошло. Видимо, людям на какое-то время стало просто не до техники», — отметил Георгий Семененко.
Что год грядущий нам готовит
Несмотря на ударный для сельхозмашиностроителей 2022 год, участники рынка осторожно смотрят в будущее. «В следующем году российские аграрии, вероятно, возьмут «инвестиционную паузу», стараясь сэкономить в первую очередь на покупке сельхозтехники», — считает председатель правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Александр Алтынов.
По его словам, сейчас много операционных вопросов, много проблем с обеспечением рентабельности бизнеса и много грядущих затрат. «Поэтому, вероятно, техника не будет задачей номер один», — заявил он в ходе конференции «Российское растениеводство. Осень 2022».
«Прогнозировать, каким будет 2023 год, пока сложно. Всё зависит от того, с какими результатами аграрный сектор закончит этот год», — отметил Георгий Семененко. По его мнению, многое зависит от действий государства. «До октября экспорт зерна был «зажат», а цены на внутреннем рынке, соответствующие прошлогоднему уровню, не компенсировали производителям сельхозпродукции возросшие издержки. Из-за этого экономика многих предприятий и целых регионов начала проседать. Но в октябре экспорт пошел активнее. Если так же продолжится и в ноябре-декабре, есть шанс, что аграрии смогут закончить год с прибылью и, следовательно, задуматься об инвестициях в технику в следующем году», — пояснил Георгий Семененко.
Справка «Нового проспекта»
В январе-сентябре 2022 года объем производства сельскохозяйственной техники в Российской Федерации составил 174 млрд рублей, что на 6% больше, чем за аналогичный период 2021 года. За 9 месяцев 2022 года отгрузки сельхозмашин выросли на 19%, до 168 млрд рублей.
Производство жаток увеличилось на 25%, до 2 134 штук, опрыскивателей — на 23%, до 1 665 штук, машин для внесения удобрений — на 20%, до 644 штук, косилок — на 9%, до 1 756 штук, плугов — на 9%, до 3 177 штук. Выпуск тракторов по итогам 9 месяцев показал рост на 0,7%, до 4 395 штук.
Экспорт российской сельхозтехники за 9 месяцев 2022 года сократился на 18%, до 14,2 млрд рублей.
По-прежнему фиксируется рост экспорта сельхозтехники в денежном выражении в Венгрию, Египет, Монголию, Армению. Увеличивается объем поставок в Азербайджан, ЮАР, Австралию, Францию. При этом существенно сократились отгрузки техники в направлении Германии, Польши, Литвы, Киргизии, Словакии, Румынии.