Автономное плавание. Как пандемия изменила круизный туризм

Пандемия приостановила развитие круизного туризма и показала тем самым, насколько важную роль он играет в экономике городов и стран. «Новый проспект» выяснил, как из Петербурга отправиться в Арктику и на Северный полюс, зачем морские путешествия должны начинаться в нашем городе и каковы возможности речных круизов.

Спрос возвращается, нужны предложения

«Мы являемся точкой старта и точкой финиша самых популярных речных маршрутов в Российской Федерации, у нас расположен один из лучших пассажирских портов для приема морских круизов, и в связи с пандемией спрос на всё это в прошлом году не был реализован. Однако мы видим, что он не исчез, он просто отложен и сейчас возвращается», — говорит Сергей Корнеев, председатель комитета по туризму Санкт-Петербурга.

Одним из самых важных для всей туристической отрасли качеств круизного туризма является то, что до 80% людей, путешествующих по воде, совершают не разовые поездки, а возвращаются за новыми впечатлениями. Но, как сказал Корнеев, если Петербург хочет получать разные категории гостей, надо улучшать туристские продукты на берегу, представляя для посещения не только великие музеи, но и новые объекты и всячески расширяя предложение.

«Мы видим, как меняется отношение к роли круизного туризма в жизни города и в экономике индустрии гостеприимства. 20 лет назад, когда появился упрощенный безвизовый режим для международных круизов и паромов, многие сомневались в целесообразности приема этих туристов: мол, они и живут, и едят, и ночуют на борту, не принося пользу городу. Сейчас все понимают, что туристы, выбирающие морские круизы, потратят на берегу ровно столько, сколько им предложат. Они покупают не только сувениры за $ 1, но и произведения искусства за многие тысячи долларов», — отметил Корнеев.

Он подчеркнул, что в 2019 году круизный турист тратил в Санкт-Петербурге в среднем 11 тыс. рублей в день. Число пассажиров, прибывших в Санкт-Петербург в 2019 году на международных круизных судах и паромах, составило около 647,5 тыс. человек, из которых 29% были представителями Германии, 20% — США, 12% — Великобритании. «Хорошей растущей тенденцией стало то, что на наши круизы стали приходить азиатские туристы», — сказал он.

Эта цифра может увеличиваться, а общий объем вклада круизного туризма в экономику города, судя по ней, может составлять не менее 9 млрд рублей ежегодно.

Из Петербурга на Северный полюс

Отдельно Сергей Корнеев выделил возможности, которые открывает для города арктический экспедиционный туризм. «Санкт-Петербург является туристским хабом — точкой путешествия в российскую Арктику, и арктические круизы также могут внести свой вклад в экономику города», — сказал он.

Сегодня Россия вступает в эру председательства в Арктическом совете — центральной организации сотрудничества в Арктике в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития региона, образованной странами «Арктической восьмерки», в которую входят Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Дания, Финляндия, Норвегия, Исландия, Швеция.

«Это председательство имеет для нас мировое значение, и наша задача — показать арктическое направление в масштабном формате», — подчеркнула Татьяна Меньшикова, врио начальника управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Ростуризма.

Экспедиции в Арктику, Антарктику, на Северный полюс — довольно новое направление экспедиционных круизов, начало которому положили «лихие 90-е», когда потеряли актуальность научные исследования и множество научных судов ледового класса осталось без работы.

Экспедиционные круизы отличаются от обычных, которые проходят на больших белых пароходах с сотнями и тысячами туристов на борту, со множеством баров и ресторанов, с казино и развлекательными программами. «А потом, как в анекдоте, турист в конце круиза падает и восклицает: «О! Да тут, оказывается, еще и море есть!» — смеется Николай Савельев, основатель и президент Клуба полярных путешествий «Посейдон Экспедишнс».

Компания Николая Савельева уже 20 лет организует путешествия в Арктику и Антарктику, и экспедиционный круиз, по словам ее основателя, отличается меньшим количеством на судне туристов и ресторанов, но большей приближенностью к природе. «Это полярное сафари, благодаря чему люди оказываются в центре животного мира полярных регионов. Тысячи пингвинов, сотни китов, а также моржи, альбатросы, белые медведи — их всех можно увидеть фактически на расстоянии вытянутой руки», — объясняет он.

Это не исключает наличия на судне ресторанов, баров и проведения развлекательных мероприятий. «В Арктике интересно, тепло и безопасно», — утверждает Николай Савельев.

Притяжение Балтики

В целом количество международных перемещений в мире упало не менее чем на 70-80%, но при этом круизный туризм в мировой экономике продолжает оставаться одним из самых динамично развивающихся и перспективных направлений туристской индустрии. По данным Международной ассоциации круизных линий CLIA, на 2019 год индустрия круизного туризма предоставляла 1,7 млн прямых рабочих мест, общий объем пассажиропотока — 30 млн человек, а суммарный экономический эффект индустрии — $ 150 млрд в год.

10% мирового круизного рынка по объему судов в регионе приходится на долю Балтийского региона. По итогам 2019 года он принял 2785 судозаходов и 6 млн пассажиров. Такие данные привел Александр Горохов, коммерческий директор АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад». «За 15 лет на Балтийском море количество круизных пассажиров значительно выросло: средний ежегодный прирост составляет более 9,5%», — рассказал он.

Ведущей дестинацией Балтийского моря Александр Горохов назвал Санкт-Петербург, отметив, что более 85% туристов выбирают круиз по Балтике, если в него включен заход в этот город.

Продолжительность пребывания круизных туристов в Петербурге составляет 2-3 дня, в отличие от 1,5 дней в других европейских портах. Выручка АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» от операций с пассажирскими судами (предоставление инфраструктуры и оказание дополнительных услуг), по словам Александра Горохова, за летнюю навигацию 2019 года составила 1 млрд рублей, вдвое увеличившись по сравнению с выручкой 2015 года — 0,5 млрд рублей.

Путешествия должны начинаться в Петербурге

Эти явно большие возможности ставят перед круизной отраслью Петербурга ряд задач, и прежде всего — создание порта начала и окончания круизов.

«Сегодня Петербург принимает туристов, которые начали свое путешествие и заканчивают его в других местах. И если опустить тот печальный период, в котором мы находимся сейчас (ноль заходов в порт, туристов нет вообще), то нишу для развития мы видим в создании порта начала и окончания круизов. Турист тогда, как говорится, платит дважды — когда прилетает и когда улетает, плюс само круизное путешествие и программа, которая предусмотрена для него на берегу в течение 2-3 дней», — утверждает Александр Горохов.

Предпосылками для такого развития Александр Горохов назвал внедрение электронной визы, включающей в себя 52 страны с большой долей Юго-Восточной Азии, а также создание развитой транспортной инфраструктуры и удобной логистики. «Сейчас европейцам проще начинать круиз в том же Киле или Копенгагене, где не нужна виза и есть множество круизных компаний с адаптированным для европейского туриста продуктом», — говорит он.

Спрос на Петербург как город начала и окончания круизов, по словам Александра Горохова, есть, и прежде всего у граждан нашей страны, которым удобно отправляться в круиз именно отсюда, а также жителей Азиатско-Тихоокеанского бассейна, которые совсем недавно открыли для себя круизный рынок и еще мало путешествовали по Балтике.

«Развитие круизного туризма и продвижение России как морской державы — это межведомственная задача, в которую вовлечены многие федеральные структуры. Но совершенно очевидно, что нужно сокращать сроки выдачи разрешений на заход круизных лайнеров, на выдачи электронных виз и на прочие нормативные процедуры, которые сейчас тормозят развитие туризма», — поддержал коллег Григорий Добромелов, член попечительского совета Фонда Фёдора Ушакова.

Россия с борта «России»

Однако круизный туризм может быть не только морским: огромную его долю составляет речной. По словам экспертов, 97-98% наиболее популярных маршрутов сосредоточены на Волге и ее притоках: это маршруты выходного дня «Москва — Углич», «Москва — Тверь», а также недельные программы «Москва — Санкт-Петербург».

«Понимая, что россияне в ближайшее время не смогут поехать за рубеж, мы решили предложить им замену норвежским фьордам», — рассказывает Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму ОАО «Мостурфлот».

Светлана говорит о Ладожских шхерах — архипелаге скалистых островов на Ладожском озере в Карелии, о которых мало кто знает и куда, по ее словам, никогда не ходили теплоходы. В этом году впервые планируется сделать по ним два круиза на теплоходе класса люкс «Александр Грин».

Кроме того, рассказывает Гончарова, впервые в нашей стране компания ввела формат так называемого сценического плавания по рекам России на теплоходе класса люкс «Россия»: расписание составлено таким образом, что теплоход идет в светлое время суток вблизи от исторических или архитектурных памятников, а также природных заповедников международного уровня. Пассажиры собираются на борту, и для них проводится экскурсия о том, что они видят с борта теплохода.

Перезапуск отдыха на реке

«Цивилизация развивалась вдоль рек и водоемов. В России более 1 млн км рек, а при обсуждении развития внутренних водных флотилий и транспорта акцент делается в основном на крупнотоннажные перевозки, фактически не учитывая интересов маломерного флота», — обратила внимание Евгения Сомова, участница похода «Большая арктическая регата 2020».

По данным Евгении, в России насчитывается более 1,5 млн маломерных судов, которые для многих их владельцев являются единственным способом заработка. При этом маломерный флот, в отличие от крупных круизных судов, позволяет создавать и осваивать маршруты даже по неполноводным рекам, гибко реагируя на запросы рынка.

Поход «Большая арктическая регата 2020» преодолел 2,3 тыс. морских миль с посещением Архангельска и Соловецких островов и доказал уникальность и большие возможности такого отдыха. Сейчас участники похода инициируют перезапуск отдыха на воде на маломерных судах, для чего необходимо решить главную проблему — получения лицензии на экономическое использование маломерного флота.

«Система лицензирования крайне усложнена и занимает большое количество времени. Мы предлагаем перейти к системе страхования», — говорит Евгения Сомова.

Паром у переправы

«Круизная индустрия — наиболее пострадавшая отрасль. К сожалению, 2020 год мы пропустили, нам пришлось переносить круизы на 2021 год. Сейчас ведется работа по возобновлению туров, но в связи с закрытием границ мы видим, что и 2021 год стоит под вопросом», —отметил Сергей Котенёв, директор представительства паромной компании Moby SPL.

И если наземные туроператоры имеют возможность быть более мобильными, переводя туры из закрытых стран в открытые или на внутренний рынок, то с морскими круизами и паромными перевозками всё гораздо сложнее.

«Нужно принять, что коронавирус — это новая нормальность, в которой нам всем придется жить и соблюдать необходимые требования. Но нам нужно знать, что это за требования, какие ограничения вводить на своем флоте и что рассказывать клиентам, которые хотят зайти в Санкт-Петербург, Архангельск или еще куда-либо. Другими словами, нам нужно создать те правила, при соблюдении которых круизная деятельность станет возможна и предсказуема», — резюмировал Сергей Котенёв.

По материалам конференции «Развитие круизного туризма: реалии и перспективы»
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!