Автомобильный магнат из Казахстана нашел финансовую помощь в Петербурге
Поделитесь публикацией!

Автомобильный магнат из Казахстана нашел финансовую помощь в Петербурге

Автомобильный магнат из Казахстана нашел финансовую помощь в Петербурге
Миллиардер Анатолий Балушкин, основной владелец казахстанского автохолдинга «БИПЭК Авто — Азия Авто», который сейчас переживает тяжелые времена, передал часть акций предприятия компании «Энергохолод». «Новый проспект» выяснил, что она может быть связана с банком «Санкт-Петербург» Александра Савельева. 
Завод автохолдинга «БИПЭК Авто — Азия Авто» в Усть-Каменогорске, подконтрольный казахстанскому миллиардеру Анатолию Балушкину, находится в крайне тяжелой ситуации. Он фактически приостановил работу. В прошлом году министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана разорвало с ним соглашение о промышленной сборке и потребовало возврата преференций и льгот в размере $405 млн, которые предприятие получало с 2010 года. В соответствии с соглашением, предприятие не платило НДС, таможенные сборы, ему возвращали утилизационный сбор и т.д. По соглашению, предприятие должно было построить окрасочный и сварочный цеха и таким образом увеличить локализацию почти вдвое, до 50%. 

После серии судебных разбирательств суды встали на сторону министерства. 

«Чтобы что-то возвращать, надо это сначала получить. Мы эти деньги не получали. Все льготы и преференции, которые ранее предоставляло государство, уходили к покупателям в виде доступной цены на автомобили... Но когда это гипотетические и виртуальные начисления, и оценочные подсчеты, то о каком возврате можно говорить? Нас освободили от НДС, мы, в свою очередь, убрали его из цены, дали доступную цену покупателю. Где НДС? В кармане покупателя. То есть эти деньги невозможно монетизировать! Это заградительные меры для импортеров. Они дают возможность развивать производство внутри страны, создавать рабочие места, платить налоги», — цитирует Анатолия Балушкина пресс-служба завода.

Топ-менеджмент завода обвинил в ситуации спад авторынка, пандемию, колебания курса валют, недобросовестных конкурентов (другие автозаводы Казахстана) и чиновников, которые этих конкурентов лоббируют. В их числе премьер-министр Аскар Мамин и вице-премьер Роман Скляр, которые, по словам топ-менеджмента, пытаются перетащить контракты компании «Азия Авто» на другие заводы. 

На сегодняшний день «АвтоВАЗ» прекратил сборку Lada на заводе «Азия Авто». Корейский автоконцерн KIA также перевел выпуск марки на завод «СарыаркаАвтоПром», конвейер остановлен, а тысячи работников уволены. 

Спасение из Петербурга

Но неожиданно помощь предприятию пришла из Петербурга. В октябре 2020 года из официальной отчетности компании стало известно, что Анатолий Балушкин продал свои 10% петербургской компании «Энергохолод», гендиректором и учредителем которой является петербургский предприниматель Денис Крутов.

Как выяснил «Новый проспект», компания «Энергохолод» может быть связана с банком «Санкт-Петербург» Александра Савельева. Денис Крутов с 2018 по 2020 годы руководил ООО «Глобус» — материнской структурой ООО «Лотос отели» (компании Plaza Lotus Group братьев Зингаревичей, эта компания занималась реконструкцией под отель казарм Павловского полка на Марсовом поле). Как раз в этот же период ООО «Лотос отели» перешло за долги в собственность ЗПИФ «Невский — семнадцатый фонд» под управлением ООО «БСПб капитал», структуры банка «Санкт-Петербург». 

Другие бизнес-партнеры Дениса Крутова, судя по данным «Картотеки.ру», также в той или иной степени могут иметь отношения к проектам банка. 

«Судя по финансовым показателям, стоимость завода составляет $50 млн, соответственно, доля «Энергохолода» вряд ли стоит более $5 млн. Актив стрессовый в связи с тем, что сейчас происходит вокруг него, а при продаже таких активов цена равна стоимости оборудования — мы это уже видели на примере продажи завода GM», — поясняет начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский.

На запросы «Нового проспекта» в «Р-Моторс Лада» (дилерские центры холдинга в Петербурге), в банке «Санкт-Петербург» и на самом заводе не ответили. Телефоны компании «Энергохолод» не отвечали. Так что официально информацию прояснить не удалось. 

Однако сам Анатолий Балушкин в своем выступлении перед коллективом завода еще в конце 2020 года признал, что его автоцентры в России уйдут под залог по кредиту перед банком «Санкт-Петербург», а банк станет кредитором завода. 

«Нам осталось $30 млн — это окрасочный комплекс (по словам Балушкина, в сварочный и окрасочный цеха уже инвестировано $80 млн. — Прим. «НП»). Во время локдауна я был в России 2 месяца и провел работу с банками. Там проанализировали и оценили российские активы, и под них Санкт-Петербургский банк (очевидно, имеется в виду банк «Санкт-Петербург». — Прим. «НП») готов оплатить окрасочный комплекс», — сказал Анатолий Балушкин сотрудникам. 

Он также добавил, что будет оплачено оборудование и все конструкции, то есть здание цеха. «Конечно, никто от нас этой прыти не ожидал, все думали, что мы сейчас просядем, и ситуация у них дурацкая», — отметил бизнесмен. 

Эту же информацию у себя публиковал и Даниял Ахметов, аким (представитель президента и глава исполнительного органа) Восточно-Казахстанской области. 

«Как отметил руководитель проекта Анатолий Балушкин, на сегодняшний день залоговая база предприятия позволяет оформить кредит и начать работу. В ближайшие дни планируется провести переговоры с банком Санкт-Петербурга», — написал он у себя на странице в Instagram. Уточнить эту информацию у него не удалось — на вопрос «Нового проспекта» в сообщениях он не ответил.

Семейная активность

Косвенно тесные связи банка и казахстанского автохолдинга подтверждает то, что Анатолий Балушкин зарегистрировал в Петербурге управляющую компанию «Азия Авто», которая занимается торговлей легковыми автомобилями. Ее генеральным директором стал Сергей Соснов, который возглавлял юрлица, ранее занимавшиеся продажей автомобилей в автоцентрах казахстанского холдинга в России. Вероятно, это связано с оформлением дилерских центров в качестве залоговой массы для банка. 

Кстати, в Петербурге планирует развивать бизнес и супруга Анатолия Балушкина Елена. Она открыла сразу несколько компаний, это ООО «Привилегия» и ООО «Гранвиль», которые занимаются управлением недвижимостью.

Возглавляет «Привилегию» Александр Семенов, который также является гендиректором основного петербургского актива казахстанского бизнесмена «Р-Моторс Лада», владеющего тремя автоцентрами марки в Петербурге. В начале года этот актив был переоформлен на Елену Корж. 

В Москве Елена Балушкина основала компанию «Сити Рент», которую возглавил Евгений Кириченко — тоже уроженец Казахстана и бывший топ-менеджер корпорации «Термекс», подконтрольной Валерию Гаврилюку. Судя по данным «Картотеки.ру», в 2000-е годы он занимался развитием бизнеса «Термекса» в регионах России. 

Машины в залоге

Это не первый проект, в котором близкие к банку «Санкт-Петербург» люди входят в капитал компании, которую кредитуют. Например, вице-президент банка Михаил Гаврилов владеет компанией «Строим великий город», у которой с 2017 по 2021 год была 15%-ная доля в ООО «Мегалит-Охта-Групп», подконтрольном Александру Бреге и Владимиру Свиньину. Банк «Санкт-Петербург» выступает финансовым партнером застройщика, было сказано в официальной информации. В компании вопрос «Нового проспекта» о роли акционера в бизнесе оставили без ответа.

«Доля в 10% позволяет компании или частному инвестору иметь своего представителя в совете директоров, иметь возможность одобрения крупных сделок и блокировки тех или иных решений. Если конечным бенефициаром сделки является банк, то таким образом за счет своего представителя он может контролировать деятельность предприятия. Как правило, при крупном кредитовании акции заемщика находятся в залоге у банка, и если наступает ситуация, когда заемщик перестает быть платежеспособным, банк может забрать себе актив и, не тратя время на юридические вопросы и понимание сути бизнеса, приступить к стабилизации ситуации», — поясняет Дмитрий Кумановский.

По данным агентства «Автостат», сегодня в портфеле у «БИПЭК Авто — Азия Авто» в России насчитывается 15 дилерских центров: 14 — Lada (три из них располагаются в Петербурге, по два в Новосибирске, Тюмени и Кемеровской области, по одному в Тобольске, Ишиме, Барнауле, Кургане и Омске). Кроме того, у «Азия Авто» есть центр УАЗ в Новосибирске. В 2017 году салонов у казахстанского холдинга в России было 18, так что за последние несколько лет бизнес компании сократился. 

По оценке «АвтоБизнесРевю», в 2020 году выручка компании в России сократилась на 20% и составила 8,65 млрд рублей. 

«Проблемы группы в Казахстане связаны всё же с обязательствами по производству. Дилерский бизнес марки Lada в России к этому отношения не имеет, то есть на поставках машин и других процессах в салонах это не отразится», — говорит Евгений Еськов, главный редактор «Автобизнес Ревю».

Опрошенные «Новым проспектом» эксперты не стали официально комментировать возможное вхождение банка в бизнес казахстанского завода. Однако они отметили, что, несмотря на падение выручки у российских активов казахстанского холдинга, Lada — это выгодный бизнес. По данным АЕБ, в 2020 году, когда из-за пандемии рынок просел на 9,1%, Lada упала в продажах на 5%, до 343,5 тыс. автомобилей.

Справка «Нового проспекта»: 

Согласно данным казахстанского Forbes, Анатолий Балушкин в декабре 2020 года занимал 35-е место среди самых богатых бизнесменов Казахстана с состоянием $153 млн. Он является основным владельцем и председателем совета директоров ГК «БИПЭК Авто — Азия Авто», куда входит производство автомобилей в Усть-Каменогорске и дилерский бизнес. 

«БИПЭК Авто — Азия Авто» — казахстанский автомобильный холдинг, основанный в 1992 году. В него входят завод в Усть-Каменогорске, дилерские центры в России и Казахстане. Предприятие с 2002 года занималось сборкой автомобилей, оно выпускало автомобили Lada, Skoda, Kia, UAZ. В 2019 году, по сообщениям СМИ Казахстана, его доля на внутреннем рынке составляла 48%, а продажи — 21 тыс. автомобилей. 



К списку новостей