«АВТОДOM» купил 40% столичного рынка Audi, заключив сделку с ГК «АСЦ»

ГК «АВТОDOM» приобрела столичный дилерский бизнес Audi и здания автоцентров у ГК «АвтоСпецЦентр». Сделка может быть далека от классических схем, не исключают участники рынка.

Информацию о сделке с ГК «АвтоСпецЦентр» (ГК «АСЦ») «Новому проспекту» подтвердили в ГК «АВТОDOM». Там сообщили, что отныне группа владеет московскими дилерскими центрами и зданиями «Ауди Центр Таганка», «Ауди Центр Варшавка», «Ауди Центр Восток». Также «АВТОDOM» приобрела здание «Порше Центр Таганка», где за «АСЦ» останется только дилерство марки. 

Опрошенные «Новым проспектом» участники московского авторынка полагают, что в дальнейшем контракт по продаже Porsche может также перейти к ГК «АВТОDOM»: смысла в покупке здания автоцентра без франшизы они не видят. Кроме того, у ГК «АВТОDOM» уже есть дилерский центр Porsche в Петербурге, где она контролирует 37% от всех продаж марки в городе. 

«Будут ли новые сделки с ГК «АСЦ», покажет время. Сейчас мы рассматриваем несколько независимых кейсов, но говорить о них как о реальных сделках пока рано. По итогам 2020 года большинство дилерских групп существенно улучшило свое финансовое положение, и это, безусловно, стало стимулом для реализации сделок M&A. Думаю, в ближайшем будущем мы узнаем об аналогичных сделках у других игроков рынка», — сказал Андрей Ольховский, генеральный директор АО «АВТОДOM». 

«Для АСЦ данная сделка — выгодная продажа дилерских центров Audi на фоне высокого финансового результата по итогам 2020 года. Эта сделка позволила оптимизировать кредитный портфель холдинга. Текущая стратегия «АСЦ» предполагает укрепление позиций в массовом сегменте», — заявил Денис Петрунин, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр». 

Ауди_центр_таганка.jpg
«Ауди Центр Таганка»

Сумму сделки стороны не раскрывают. Опрошенные игроки затрудняются дать оценку. Предположительно, говорят они, затраты покупателя могли бы составить от 2 млрд рублей, но они не исключают, что речь не идет о классической денежной сделке, и связывают ситуацию с тем, что у обеих компаний общий кредитор — Московский кредитный банк (МКБ). «Просто переложили из одного кармана в другой», — говорит один из игроков. 

«По моим данным, обе компании контролируются МКБ, который является их кредитором, и, скорее всего, речь идет о передаче активов от одного дилерского предприятия другому, — согласен независимый автоэксперт, владелец компании «Автомаркетолог» Олег Мосеев. — Очевидно, что на «АВТОDOMе» будут сосредоточены контракты с премиальными брендами, а на «АвтоСпецЦентре» — с массовыми. Объединение компаний выглядело бы куда логичнее с точки зрения оптимизации затрат и возможности развития на рынке, но, видимо, собственники выбрали другую стратегию для этих активов».

Данные «Картотеки.ру» подтверждают, что кредитором АО «АВТОДОМ» и некоторых компаний, входящих в ГК «АСЦ», является МКБ. Основным бенефициаром МКБ является миллиардер Роман Авдеев, но напрямую ему принадлежит 0,15% «МКБ Капитал» и еще 19,85% — через два кипрских офшора, в том числе Blendiser Corporation, писал «КоммерсантЪ» в 2020 году. В 2017 году структуры «Роснефти», которую возглавляет Игорь Сечин, вложили в капитал МКБ 22 млрд рублей на 49 лет, сообщали «Ведомости». Тогда же Bloomberg писал, что «Роснефть» вывела с баланса «Открытия» сделки репо на сумму около 200 млрд рублей и перевела средства в МКБ. 

Ауди_центр_варшавка.jpg
«Ауди Центр Варшавка»

Справка «Нового просепкта»:

АО «АВТОДОМ» (ГК «АВТОDOM») основано в 1992 году. До 2018 года компанию возглавлял её основатель Андрей Костин (тезка главы ВТБ). В 2019 году его сменил Андрей Ольховский. Согласно «Картотеке.ру», среди собственников АО «АВТОДОМ» 11% у офшора Prusto ihvestments Ltd, 30,5% у АКБ «ЦЕНТРОКРЕДИТ», еще 58,5% принадлежит гражданам России. Игроки не раз говорили о том, что у группы высокая кредитная нагрузка. По оценке «АвтоБизнесРевю», в 2019 году группа реализовала 4,6 тыс. новых машин (–4%). Суммарный оборот составил около 25,89 млрд рублей (–2%). 

В портфеле холдинга бренды BMW, BMW Motorrad, MINI, Lamborghini, Jaguar, Land Rover, Ducati, Mercedes Benz, Smart, Porsche, Audi, Volvo, KTM. Дилерские центры расположены в Москве (10 дилерских центров и 19 шоурумов) и Петербурге (четыре дилерских центра и шесть шоурумов). 

Группа компаний «АвтоСпецЦентр» — один из крупнейших российских автодилеров, работает на рынке с 1998 года. В портфеле АСЦ бренды Porsche, Infiniti, Volkswagen, Škoda, Nissan, Hyundai, KIA, Mazda, Citroen, Haval, Geely, Chery. В состав холдинга входит 20 дилерских центров в Москве и ближайшем Подмосковье, а также дилерские центры по продаже грузовых автомобилей марок Hino и Hyundai. 

С 2013 года принадлежит группе «Эла» Александра Халилова. В декабре 2017 года компанию возглавил выходец из «Рольфа» Виталий Павловский, но уже в апреле 2018 года покинул компанию. Как писал тогда «КоммерсантЪ», МКБ нанял Виталия Павловского как антикризисного менеджера для компании с высокой долговой нагрузкой, но вывести компанию из кризиса не удалось. В конце 2018 года гендиректором компании стал выходец из «АвтоВАЗа» Денис Петрунин. 

Согласно данным «АвтоБизнесРевю» за 2019 год, холдинг продал 24 956 новых машин (–6%) и 12 779 автомобилей с пробегом (+14%). Выручка достигла 64,75 млрд рублей (+0,2%).

Нацелились на премиум

Летом 2020 года АО «АВТОДОМ» уже выкупило у «АвтоСпецЦентра» бизнес по продаже BMW и Mini «Адванс-Авто», который теперь работает под брендом «АВТОДОМ Внуково». 

В результате новой сделки с «АСЦ» столичный портфель ГК «АВТОDOM» будет насчитывать уже четыре дилерских центра Audi (с 2019 года компания владеет автосалоном «Ауди Центр Алтуфьево»). В «АВТОDOMе» уточнили, что его доля в продажах марки в Москве составит 38,1%. Всего в Москве 10 дилерских предприятий продают Audi.

«У АСЦ довольно много массовых брендов, которые холдинг будет развивать. В свою очередь, «АВТОDОМ» работает в премиальном сегменте, поэтому Audi ему интересна», — говорит Евгений Еськов, главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю». 

Ауди_центр_восток.jpg
«Ауди Центр Восток»

«АВТОDОМ» развивает продажи Audi не только в столице. В конце 2020 года компания выкупила у «АЦ Петербург» Вячеслава Жигалова, которая покинула рынок, здание автоцентра в Петербурге на пр. Стачек, где также продавались Audi. Как сообщили игроки, в дальнейшем «АВТОDOM» может получить дилерство марки в Петербурге при условии реконструкции автоцентра. Несколько лет назад, по информации участников рынка, «АВТОDOM» также вел переговоры о выкупе автоцентра «Ауди центр Витебский» британской ГК «Инчкейп», однако до сделки стороны так и не дошли.

По словам Евгения Еськова, оба холдинга являются довольно крупными как на московском, так и на российском рынке в целом. «Объемы продаж новых автомобилей у «АвтоСпецЦентра» в последние 4 года составляют около 25 тыс. в год. «АВТОDОМ» продает около 5–6 тыс. автомобилей в год, то есть в 4–5 раз меньше, что логично, так как он работает в премиум-сегменте, который составляет примерно около 10% всего российского рынка новых автомобилей», — говорит Евгений Еськов. В целом в Москве в 2020 году было продано около 400 тыс. новых автомобилей. 

Крупнее не станет

В 2020 году на фоне коронавирусных ограничений российский авторынок упал на 9,1%, до 1 598 825 новых машин, по данным АЕБ. После ограничений, которые ввели российские власти (в том числе были закрыты автоцентры, наложен запрет на банкротство, также многие дилерские предприятия не получили господдержку), эксперты предполагали, что рынок накроет волна банкротств и сделок по поглощению крупными игроками более слабых. 

«После кризиса 2008–2009 и 2014 годов происходили громкие банкротства, крупные сделки по слиянию и поглощению. Сейчас крупных событий мало, так как на рынке остались, пожалуй, самые устойчивые компании. Они продолжают вытеснять слабых игроков. Но таких новостей, как в свое время банкротство «Дженсера» и «Независимости» или покупка Inchcape группой «Муса Моторс», не было давно. В прошлом году ожидалась продажа «Рольфа», но она не состоялась», — говорит Евгений Еськов.

Недавно стало известно о том, что ГК «Ключавто» планирует приобрести ГК «Евразия-Моторс» из Омска. Кроме того, на рынке активно ходят слухи о возможной покупке автомобильной группой «Авилон» российских активов британского дилера Inchcape.
На этом фоне сделка между «АВТОDОМ» и «АСЦ» выглядит сенсацией.

Порше_центр_таганка1.jpg
«Порше Центр Таганка»

«Я бы не сказал, что сейчас наблюдается тренд на укрупнение дилерских групп — не тот момент, когда выгодно продавать и покупать такие активы. Прошлый год, несмотря на ограничения, связанные с пандемией, завершился неплохо, но прибыльность автобизнеса, о которой многие говорят, сильно преувеличена. Сегодня автобизнес — это вовсе не то направление, в которое мечтают вкладываться инвесторы. Сделки, которые происходят, отражают только стратегию отдельных компаний, но не ситуацию на рынке в целом», — говорит член совета директоров ГК «Автомир» и вице-президент РОАД Дмитрий Гулин. 

«Развитие отечественного автомобильного рынка будет зависеть от ситуации с пандемией, от того, какими будут темпы вакцинации, что произойдет с доходами населения, — говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», — Пока заболевание продолжает распространяться, власти будут ограничивать экономическую активность, а это негативно влияет на доходы. Поэтому продажи автомобилей могут остаться на уровне прошлого года, а устойчивый их рост может начаться в 2022 году. Российский автомобильный рынок уже весьма развит, тем не менее перспективы у него есть. В РФ есть предпосылки к росту продаж экологического автотранспорта (электромобилей и гибридных машин), появлению новых способов покупки автомобилей. В ближайшие годы российский авторынок может закрепиться в числе ведущих мировых площадок по объёмам продаж».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня