Авто на приколе. Как россияне превращаются в пешеходов
Новый проспект
Статьи

Авто на приколе. Как россияне превращаются в пешеходов

Прочитано: 309

Авторынок всё глубже проваливается в кризис, как в болото. Это связано и с остановкой автозаводов иностранных брендов на территории России, и с падающим платежеспособным спросом местного населения. Помочь рынку могут программы льготного автокредитования и субсидирование процентной ставки по займам. Но и в этом случае восстановления продаж автомобилей до уровня 2021 года раньше конца 2023 года не случится.

В конце августа сразу два крупных аналитических агентства, специализирующихся на автомобильном рынке, представили свои оценки продаж новых легковых автомобилей в России в 2022 году. Прогнозы оказались похожи: минус 60% от уровня 2021 года, который считался одним из самых провальных по этому показателю за последние 5 лет (конечно, без учета ковидного 2020-го).

Так, например, считают аналитики Национального агентства промышленной информации. Согласно базовому сценарию НАПИ, в стране за год будет продано 590 тыс. авто, что на 60,9% меньше, чем в прошлом году (по пессимистичному сценарию продажи составят 527 тыс. машин, то есть минус 65,1%, по оптимистичному — 636 тыс. машин, или минус 57,9%).

Примерно те же объемы продаж видит и «Автостат». По оценкам экспертов этого агентства, базовый сценарий может подарить 620 тыс. реализованных машин, пессимистичный — 570 тыс. авто, в то время как до кризиса в стране в среднем продавалось около 1,5 млн новых легковушек, из которых почти 1,3 млн собранных в России.

Сложная ситуация на автомобильном рынке связана с несколькими причинами. «Во-первых, со сложной экономической обстановкой, что отразилось как на производителях автомобилей, так и на покупателях. Во-вторых, та же сложная экономическая ситуация привела к уменьшению дохода потребителей, осложнила финансовое состояние производителей авто. В-третьих, на ситуацию могло повлиять прекращение работы в РФ ряда автомобильных брендов, а также введённые ограничения в отношении отечественных производителей», — отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Его коллега, автор стратегий автоследования в «Финаме» Дмитрий Марков, основной причиной падения рынка называет остановку автомобильных заводов на территории России. «В меньшей степени на падение продаж повлияло сокращение импорта», — отмечает Дмитрий Марков.


Стоп, машина!

Действительно, заводы иностранных брендов на территории России простаивают уже полгода. Петербургские Nissan, Toyota и Hyundai, калужский и нижегородский Volkswagen, Ford в Елабуге, «Автотор» в Калининграде, Mazda во Владивостоке, Mercedes-Benz в Подмосковье как ушли в простой в марте, так из него и не вернулись.

Периодически компании будоражат общественность заявлениями то о возобновлении работы, то о планах продать кому-нибудь свои российские активы, но реальными действиями слова не подкрепляются.

Всё это в первые месяцы кризиса привело к провалу авторынка: например, июньская статистика показала, что производство автомобилей в стране упало на 90%, продажи — на 80%. Но в июне заработал конвейер «АвтоВАЗа», а в августе предприятие вышло на полноценный режим работы, и ситуация начала выправляться.

Недавно, выступая в Госдуме РФ, вице-премьер и министр промышленности РФ Денис Мантуров дал прогноз, что по итогам 2022 года объем производства новых легковых авто в стране сократится…"всего на 50%».


Золотые колеса

Остановка конвейеров иностранных автозаводов не единственная причина обвала продаж. Автомобили есть, но их не торопятся покупать. На днях телеграм-канал «Импорт в Россию» рассказал, что в терминалах под Москвой с июня томятся тысячи новых машин наиболее ходовых зарубежных брендов: Kia, Huyndai, Geely, Havak. И их количество не уменьшается, более того, на складах прибавляются новые модели.

Ассортимент петербургских автосалонов также не сильно оскудел: практически во всех из них можно найти привычные до кризиса марки и комплектации. Но покупатели не торопятся приобретать новые автомобили. «Потому что цены на оставшиеся машины взлетели значительно», — подчеркивает Дмитрий Марков.

По данным исследования «Автостата», с января по середину августа наиболее ходовые марки прибавили в цене в среднем 35-40%. Меньше всего подорожали Lada Granta (всего на 13%, с 598 тыс. до 678 тыс. рублей) и Lada Niva Travel (+21%, с 879 тыс. до чуть более 1 млн рублей).

Самые популярные иномарки выросли в цене на 40-50%. Так, стоившая в январе 1,1 млн рублей Renault Duster в августе продавалась уже за 1,6 млн рублей (+41%); Hyundai Creta подорожала на 43%, с 1,3 млн до 1,86 млн рублей; Hyundai Solaris прибавил 45% и с 970 тыс. рублей подобрался к 1,5 млн. На 0,5 млн рублей за 9 месяцев подорожали VW Polo и Toyota RAV4.


Хмуриться не надо, Lada

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в январе-июле продажи лидеров авторынка сократились весьма прилично. За 7 месяцев в России было продано 85 тыс. Lada, 49,5 тыс. Kia, 43,1 тыс. Hyundai и 30 тыс. Renault, что меньше аналогичного показателя 2021 года на 63%, 61%, 59% и 64% соответственно.

В июле, по данным АЕБ, падение продаж по сравнению с июлем 2021 года было еще более впечатляющим. За месяц в стране было продано чуть более 10 тыс. Lada, тогда как год назад — 32 тыс., 4 тыс. Kia (в июле 2021 года — 17 тыс.), 3,4 тыс. Hyundai (13,3 тыс.) и 1,6 тыс. Renault (13,3 тыс.).

В августе Lada продолжила удерживать лидерские позиции в топе продаж, причем самой продаваемой маркой стала самая недорогая — Granta, отмечается в отчете «Автостат-Инфо». Их в России было продано 11,58 тыс. единиц, что в 2,3 раза больше, чем в августе 2021 года.

Интересно, что в крупнейших агломерациях страны, Москве и Санкт-Петербурге, спрос на Lada Granta в августе остался практически на июльском уровне: в Москве немного снизился (с 1192 штук в июле до 1173 в августе), а в Петербурге чуть подрос (с 269 до 282 штук). В регионах динамика продаж Granta в августе была получше: в Самаре продали 187 машин (в июле было 130), в Казани — 136 (114 в июле), в Калининграде — 132 (115 в июле). Безусловным лидером относительно прироста продаж Lada Granta в августе стал Симферополь: там было продано в 5 раз больше машин, чем в июле — 103 против 23.


Автокредит вам в помощь

Изменить ситуацию с продажами могут различные меры поддержки отрасли, считают эксперты. Дмитрий Баранов напоминает, что с июля Минпромторг РФ реализует две программы льготных автокредитов — «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». В рамках этих программ определенные категории граждан могут получить скидку от 10% до 25% на первый взнос при покупке нового автомобиля российского производства стоимостью до 1,5 млн рублей.

«Также у покупателей востребованы программы субсидирования от производителей. Например, хороший рост продаж показывают авто марки Haval с субсидией автопроизводителя», — поясняет руководитель центра развития автобизнеса банка «Открытие» в Санкт-Петербурге Даниил Макаршин.

Автокредиты действительно по-прежнему популярны, подтверждают в банках. Так, в январе-августе портфель автокредитов банка «Открытие» вырос на 15% и превысил 98 млрд рублей. «С начала года «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») выдал более 36 тыс. автокредитов на сумму 43,5 млрд рублей, в том числе более 3 тыс. автокредитов на 4,4 млрд рублей в Санкт-Петербурге и Ленобласти», — рассказал Даниил Макаршин. По его словам, активное восстановление рынка автокредитования наблюдается с апреля-мая.

«Конечно, объём выдачи еще немного не дотягивает до аналогичных показателей прошлогоднего периода, но положительный тренд очевиден», — подчеркнул Даниил Макаршин. Помочь рынку, по его мнению, могла бы программа субсидирования процентной ставки по кредиту, а не стоимости авто, по аналогии с программами ипотечного кредитования, считает он.


Старость в радость

Растет и востребованность подержанных автомобилей: на один кредит на покупку нового авто в «Открытие Авто» в январе-августе приходилось два кредита на машины с пробегом.

«На фоне продолжающегося падения реальных доходов населения и отсутствия приемлемых по соотношению цена-качество транспортных средств среди новых автомобилей логично, что покупательский спрос всё более переориентируется в сторону вторичного рынка», — говорит Даниил Макаршин.

По его словам, продажи новых машин хоть и показывают небольшой прирост в последние 2 месяца, по ассортименту, скорее всего, не продемонстрируют сильного разнообразия и к концу года, когда россиянам придется по большей части выбирать машину среди моделей отечественных, корейских и китайских марок.

Аналогичное развитие рынка видят и аналитики НАПИ, которые считают, что в 2022 году за счет сокращения доли европейских и японских автомобилей выиграют прежде всего китайские производители: их доля на рынке за год может возрасти в 2 раза, с 7,53% до 16,25%.


Сам себе режиссер

Набирает популярность еще один способ обзавестись личным автомобилем — самостоятельно купить, как правило, подержанную машину за рубежом и ввезти ее в Россию. Об этом свидетельствуют данные Дальневосточного таможенного управления.

Так, через Владивостокскую таможню в январе-июле 2022 года россияне ввезли 78,46 тыс. авто, что на 33% больше, чем годом ранее. В основном это автомобили японских марок. «Китайцев» и «корейцев» немного», — отметили в пресс-службе ДВТУ.

Через Сахалинскую таможню в Россию физлица ввезли чуть более 2 тыс. автомобилей, что на 43% больше, чем год назад.

«Немаловажную роль в повышении спроса играет сложившийся курс иностранных валют, влияющий на конечную стоимость ввозимых автомобилей с учётом налогов и пошлин», — пояснил начальник отдела специальных таможенных процедур Корсаковского таможенного поста Сахалинской таможни Евгений Крюков.

В целом же быстрого восстановления автопродаж эксперты не ждут. Дмитрий Баранов считает, что продажи автомобилей в этом году неминуемо снизятся на 40-60%, так как, несмотря на все меры господдержки, «ситуация с доходами потребителей остаётся сложной».

«Выход на докризисные объемы в сфере автокредитования возможен не ранее второго полугодия 2023 года», — отмечает Даниил Макаршин. Дмитрий Марков полагает, что начало восстановлению рынка положит «возобновление сборки машин на наших заводах». В совокупности с настройкой новых цепочек поставок из дружественных стран это позволит продажам новых авто восстановиться до уровня 2021 года к началу 2024 года.

А вот аналитики «Автостата» уверены, что доковидного показателя в 1,5 млн проданных машин отечественный авторынок не достигнет или достигнет совсем нескоро. Причина всё та же — дороговизна автомобилей. Для того чтобы продажи выросли до докризисных объемов, нужно, чтобы и цены упали до тех же докризисных, а это вряд ли случится. Поэтому, считают эксперты «Автостата», лучшее, на что могут рассчитывать отечественные автодилеры, это постепенный подъем продаж до 1 млн новых авто в год к 2024-2025 годам.

авторынок продажи автопром
Другие статьи автора Читайте также по теме
Спецоперация и частичная мобилизация серьезно подкосили спрос на жилье. Горизонт планирования в стране значительно сократился, что заставляет людей отодвигать покупку квартир на неопределенный срок. Текущий год может стать рекордным по вводу "квадратов", но дальше рынок ждет долгое затишье.
Доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии СПбГУ Дмитрий Иванов рассказал «Новому проспекту», почему цифровизация торговли превращается в рутину и что идет на смену виртуальной реальности для потребителя.
Председатель совета директоров автохолдинга «Максимум» Вадим Арустамян отказался продавать свой бизнес и перестроил стратегию развития. Сейчас не лучшее время для сделок, отмечают участники рынка.

"Яндекс" задумался над разделом компании
26.11.2022
Норвегия решила выделить $15 млн на обучение украинских солдат
26.11.2022
Зеленский: более 6 млн абонентов на Украине не получают электричество
26.11.2022
Киев начал вывозить жителей из Херсона
26.11.2022
"Зенит" сыграет последний в этом году матч 27 ноября
26.11.2022
Власти Петербурга планируют увеличить поток туристов из Ирана до 2000 человек в неделю
26.11.2022
В семи районах Петербурга обустроят 17 километров велодорожек
26.11.2022
Финляндия вернет России 800 арестованных железнодорожных вагонов
25.11.2022
Эрмитаж купил новый экспонат за 4 млн рублей
25.11.2022
Путин встретился с матерями участников СВО
25.11.2022
Список физлиц-иноагентов пополнили еще шесть человек, в их числе Евгений Ройзман и Саша Гармажапова
25.11.2022
Над Петербургом развернут систему слежки за беспилотниками
25.11.2022
Путин поручил создать ресурс по актуализации документов воинского учета
25.11.2022
Свет на Дворцовой площади будут отключать по вечерам с 29 ноября по 4 декабря
25.11.2022
Почти 500 новых COVID-случаев выявили в Петербурге за прошедшие сутки
25.11.2022
Как изменится жизнь с 1 декабря 2022 года: рост тарифов ЖКХ и карта болельщика
25.11.2022
Москвичи построят пятиэтажный радиологический центр в Петербурге за 4 млрд рублей
25.11.2022
МАЗ передаст Петербургу новые машины скорой помощи "Купава" и автобусы "Школьник"
25.11.2022
Росавиация продлила запрет на полеты в аэропорты юга России в 44-й раз
25.11.2022
В комитете по транспорту Петербурга подвели итоги сезона электросамокатов
25.11.2022
В Петербурге начнут выпускать гражданские дроны "Добрыня"
25.11.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки