Авто на приколе. Как россияне превращаются в пешеходов
Новый проспект
Статьи

Авто на приколе. Как россияне превращаются в пешеходов

Прочитано: 1766

Авторынок всё глубже проваливается в кризис, как в болото. Это связано и с остановкой автозаводов иностранных брендов на территории России, и с падающим платежеспособным спросом местного населения. Помочь рынку могут программы льготного автокредитования и субсидирование процентной ставки по займам. Но и в этом случае восстановления продаж автомобилей до уровня 2021 года раньше конца 2023 года не случится.

В конце августа сразу два крупных аналитических агентства, специализирующихся на автомобильном рынке, представили свои оценки продаж новых легковых автомобилей в России в 2022 году. Прогнозы оказались похожи: минус 60% от уровня 2021 года, который считался одним из самых провальных по этому показателю за последние 5 лет (конечно, без учета ковидного 2020-го).

Так, например, считают аналитики Национального агентства промышленной информации. Согласно базовому сценарию НАПИ, в стране за год будет продано 590 тыс. авто, что на 60,9% меньше, чем в прошлом году (по пессимистичному сценарию продажи составят 527 тыс. машин, то есть минус 65,1%, по оптимистичному — 636 тыс. машин, или минус 57,9%).

Примерно те же объемы продаж видит и «Автостат». По оценкам экспертов этого агентства, базовый сценарий может подарить 620 тыс. реализованных машин, пессимистичный — 570 тыс. авто, в то время как до кризиса в стране в среднем продавалось около 1,5 млн новых легковушек, из которых почти 1,3 млн собранных в России.

Сложная ситуация на автомобильном рынке связана с несколькими причинами. «Во-первых, со сложной экономической обстановкой, что отразилось как на производителях автомобилей, так и на покупателях. Во-вторых, та же сложная экономическая ситуация привела к уменьшению дохода потребителей, осложнила финансовое состояние производителей авто. В-третьих, на ситуацию могло повлиять прекращение работы в РФ ряда автомобильных брендов, а также введённые ограничения в отношении отечественных производителей», — отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Его коллега, автор стратегий автоследования в «Финаме» Дмитрий Марков, основной причиной падения рынка называет остановку автомобильных заводов на территории России. «В меньшей степени на падение продаж повлияло сокращение импорта», — отмечает Дмитрий Марков.


Стоп, машина!

Действительно, заводы иностранных брендов на территории России простаивают уже полгода. Петербургские Nissan, Toyota и Hyundai, калужский и нижегородский Volkswagen, Ford в Елабуге, «Автотор» в Калининграде, Mazda во Владивостоке, Mercedes-Benz в Подмосковье как ушли в простой в марте, так из него и не вернулись.

Периодически компании будоражат общественность заявлениями то о возобновлении работы, то о планах продать кому-нибудь свои российские активы, но реальными действиями слова не подкрепляются.

Всё это в первые месяцы кризиса привело к провалу авторынка: например, июньская статистика показала, что производство автомобилей в стране упало на 90%, продажи — на 80%. Но в июне заработал конвейер «АвтоВАЗа», а в августе предприятие вышло на полноценный режим работы, и ситуация начала выправляться.

Недавно, выступая в Госдуме РФ, вице-премьер и министр промышленности РФ Денис Мантуров дал прогноз, что по итогам 2022 года объем производства новых легковых авто в стране сократится…"всего на 50%».


Золотые колеса

Остановка конвейеров иностранных автозаводов не единственная причина обвала продаж. Автомобили есть, но их не торопятся покупать. На днях телеграм-канал «Импорт в Россию» рассказал, что в терминалах под Москвой с июня томятся тысячи новых машин наиболее ходовых зарубежных брендов: Kia, Huyndai, Geely, Havak. И их количество не уменьшается, более того, на складах прибавляются новые модели.

Ассортимент петербургских автосалонов также не сильно оскудел: практически во всех из них можно найти привычные до кризиса марки и комплектации. Но покупатели не торопятся приобретать новые автомобили. «Потому что цены на оставшиеся машины взлетели значительно», — подчеркивает Дмитрий Марков.

По данным исследования «Автостата», с января по середину августа наиболее ходовые марки прибавили в цене в среднем 35-40%. Меньше всего подорожали Lada Granta (всего на 13%, с 598 тыс. до 678 тыс. рублей) и Lada Niva Travel (+21%, с 879 тыс. до чуть более 1 млн рублей).

Самые популярные иномарки выросли в цене на 40-50%. Так, стоившая в январе 1,1 млн рублей Renault Duster в августе продавалась уже за 1,6 млн рублей (+41%); Hyundai Creta подорожала на 43%, с 1,3 млн до 1,86 млн рублей; Hyundai Solaris прибавил 45% и с 970 тыс. рублей подобрался к 1,5 млн. На 0,5 млн рублей за 9 месяцев подорожали VW Polo и Toyota RAV4.


Хмуриться не надо, Lada

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в январе-июле продажи лидеров авторынка сократились весьма прилично. За 7 месяцев в России было продано 85 тыс. Lada, 49,5 тыс. Kia, 43,1 тыс. Hyundai и 30 тыс. Renault, что меньше аналогичного показателя 2021 года на 63%, 61%, 59% и 64% соответственно.

В июле, по данным АЕБ, падение продаж по сравнению с июлем 2021 года было еще более впечатляющим. За месяц в стране было продано чуть более 10 тыс. Lada, тогда как год назад — 32 тыс., 4 тыс. Kia (в июле 2021 года — 17 тыс.), 3,4 тыс. Hyundai (13,3 тыс.) и 1,6 тыс. Renault (13,3 тыс.).

В августе Lada продолжила удерживать лидерские позиции в топе продаж, причем самой продаваемой маркой стала самая недорогая — Granta, отмечается в отчете «Автостат-Инфо». Их в России было продано 11,58 тыс. единиц, что в 2,3 раза больше, чем в августе 2021 года.

Интересно, что в крупнейших агломерациях страны, Москве и Санкт-Петербурге, спрос на Lada Granta в августе остался практически на июльском уровне: в Москве немного снизился (с 1192 штук в июле до 1173 в августе), а в Петербурге чуть подрос (с 269 до 282 штук). В регионах динамика продаж Granta в августе была получше: в Самаре продали 187 машин (в июле было 130), в Казани — 136 (114 в июле), в Калининграде — 132 (115 в июле). Безусловным лидером относительно прироста продаж Lada Granta в августе стал Симферополь: там было продано в 5 раз больше машин, чем в июле — 103 против 23.


Автокредит вам в помощь

Изменить ситуацию с продажами могут различные меры поддержки отрасли, считают эксперты. Дмитрий Баранов напоминает, что с июля Минпромторг РФ реализует две программы льготных автокредитов — «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». В рамках этих программ определенные категории граждан могут получить скидку от 10% до 25% на первый взнос при покупке нового автомобиля российского производства стоимостью до 1,5 млн рублей.

«Также у покупателей востребованы программы субсидирования от производителей. Например, хороший рост продаж показывают авто марки Haval с субсидией автопроизводителя», — поясняет руководитель центра развития автобизнеса банка «Открытие» в Санкт-Петербурге Даниил Макаршин.

Автокредиты действительно по-прежнему популярны, подтверждают в банках. Так, в январе-августе портфель автокредитов банка «Открытие» вырос на 15% и превысил 98 млрд рублей. «С начала года «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») выдал более 36 тыс. автокредитов на сумму 43,5 млрд рублей, в том числе более 3 тыс. автокредитов на 4,4 млрд рублей в Санкт-Петербурге и Ленобласти», — рассказал Даниил Макаршин. По его словам, активное восстановление рынка автокредитования наблюдается с апреля-мая.

«Конечно, объём выдачи еще немного не дотягивает до аналогичных показателей прошлогоднего периода, но положительный тренд очевиден», — подчеркнул Даниил Макаршин. Помочь рынку, по его мнению, могла бы программа субсидирования процентной ставки по кредиту, а не стоимости авто, по аналогии с программами ипотечного кредитования, считает он.


Старость в радость

Растет и востребованность подержанных автомобилей: на один кредит на покупку нового авто в «Открытие Авто» в январе-августе приходилось два кредита на машины с пробегом.

«На фоне продолжающегося падения реальных доходов населения и отсутствия приемлемых по соотношению цена-качество транспортных средств среди новых автомобилей логично, что покупательский спрос всё более переориентируется в сторону вторичного рынка», — говорит Даниил Макаршин.

По его словам, продажи новых машин хоть и показывают небольшой прирост в последние 2 месяца, по ассортименту, скорее всего, не продемонстрируют сильного разнообразия и к концу года, когда россиянам придется по большей части выбирать машину среди моделей отечественных, корейских и китайских марок.

Аналогичное развитие рынка видят и аналитики НАПИ, которые считают, что в 2022 году за счет сокращения доли европейских и японских автомобилей выиграют прежде всего китайские производители: их доля на рынке за год может возрасти в 2 раза, с 7,53% до 16,25%.


Сам себе режиссер

Набирает популярность еще один способ обзавестись личным автомобилем — самостоятельно купить, как правило, подержанную машину за рубежом и ввезти ее в Россию. Об этом свидетельствуют данные Дальневосточного таможенного управления.

Так, через Владивостокскую таможню в январе-июле 2022 года россияне ввезли 78,46 тыс. авто, что на 33% больше, чем годом ранее. В основном это автомобили японских марок. «Китайцев» и «корейцев» немного», — отметили в пресс-службе ДВТУ.

Через Сахалинскую таможню в Россию физлица ввезли чуть более 2 тыс. автомобилей, что на 43% больше, чем год назад.

«Немаловажную роль в повышении спроса играет сложившийся курс иностранных валют, влияющий на конечную стоимость ввозимых автомобилей с учётом налогов и пошлин», — пояснил начальник отдела специальных таможенных процедур Корсаковского таможенного поста Сахалинской таможни Евгений Крюков.

В целом же быстрого восстановления автопродаж эксперты не ждут. Дмитрий Баранов считает, что продажи автомобилей в этом году неминуемо снизятся на 40-60%, так как, несмотря на все меры господдержки, «ситуация с доходами потребителей остаётся сложной».

«Выход на докризисные объемы в сфере автокредитования возможен не ранее второго полугодия 2023 года», — отмечает Даниил Макаршин. Дмитрий Марков полагает, что начало восстановлению рынка положит «возобновление сборки машин на наших заводах». В совокупности с настройкой новых цепочек поставок из дружественных стран это позволит продажам новых авто восстановиться до уровня 2021 года к началу 2024 года.

А вот аналитики «Автостата» уверены, что доковидного показателя в 1,5 млн проданных машин отечественный авторынок не достигнет или достигнет совсем нескоро. Причина всё та же — дороговизна автомобилей. Для того чтобы продажи выросли до докризисных объемов, нужно, чтобы и цены упали до тех же докризисных, а это вряд ли случится. Поэтому, считают эксперты «Автостата», лучшее, на что могут рассчитывать отечественные автодилеры, это постепенный подъем продаж до 1 млн новых авто в год к 2024-2025 годам.

авторынок продажи автопром
Другие статьи автора Читайте также по теме
Киришский литейный завод построит в Ленобласти предприятие по выпуску деталей для тормозной системы автомобиля. Инвестиции в проект оцениваются в 10 млрд рублей. Компания планирует занять до 15% российского рынка.
В 2023 году на первичном рынке Ленобласти было продано 24,4 тыс. квартир. Это рекорд последних 5 лет.
02.02.2024
Прошлый год стал настоящим испытанием для автодилерского бизнеса. Многие компании «затарились» продукцией из Китая, а сейчас не знают, как от нее избавиться. «Новый проспект» спросил участников рынка, чего они ждут в 2024 году.

ТГК-1 по итогам 2023 года получила убыток в 800 млн рублей
29.02.2024
Самой богатой бизнес-леди России третий год подряд стала владелица Wildberries Татьяна Бакальчук
29.02.2024
Число жертв войны в секторе Газа превысило 30 тыс. человек
29.02.2024
Еще два российских бизнесмена из списка Forbes отказались от российского гражданства
29.02.2024
Сразу два инвестора планируют начать в Петербурге выпуск туристических автобусов
29.02.2024
В Москве сегодня задержали главреда "Новой газеты" Сергея Соколова
29.02.2024
Экспорт бензина запретили до 31 августа
29.02.2024
Тихвинский ферросплавный завод в Ленобласти уходит в простой до 1 апреля
29.02.2024
На юго-западе Петербурга открылся коворкинг PARK-PAGE
29.02.2024
Петербургский жилой комплекс стал серебряным призером премии "Топ ЖК-2024"
29.02.2024
Доля апарт-отелей в Петербурге стремительно догоняет "классические" гостиницы
29.02.2024
Льготные программы лизинга не привлекают бизнес, сетуют в ФРП Петербурга
29.02.2024
Путин анонсировал переход к дифференциальной шкале налогообложения
29.02.2024
Владимир Путин предложил списать российским регионам две трети долгов
29.02.2024
В России программу льготной семейной ипотеки продлят до 2030 года
29.02.2024
Росгидромет откажется от данных с зарубежных метеоспутников
29.02.2024
Два десятка социальных объектов строит крупнейший петербургский застройщик
29.02.2024
В Петербурге и Ленобласти за год выросли объемы промышленного производства
29.02.2024
Ученые ВШЭ выяснили, почему большинство детей в стране рождается летом
29.02.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки