«Аврора» взялась за приборы. Концерн стал официальным владельцем завода «Ладога»
Разработчик и производитель автоматизированных систем управления АО «Концерн «НПО «Аврора» вошел в акционерный капитал приборостроительного ПАО «Завод «Ладога». Объединение оборонных предприятий логично, особенно в свете грядущей диверсификации и уже действующих санкций, отмечают аналитики.
АО «Концерн «НПО «Аврора» официально стал владельцем блокирующего пакета акций ПАО «Завод «Ладога». Согласно данным, опубликованным на сервере раскрытия информации, концерну перешли пакеты акций обыкновенных акций «Ладоги» в размере 30% и 20%, ранее принадлежавшие ООО «Подводные технологии» и ООО «Цифровые технологии, приборы и системы» соответственно. Эти компании, по данным СПАРК и «Картотеки.ру», аффилированы с «Авророй».
Завод «Ладога» давно определил для себя интеграцию с крупнейшими производителями оборудования для судостроительной отрасли в качестве основной стратегии развития. Судя по документам предприятия, «Ладога» за счет этого намерена увеличивать объемы производства оборонной продукции, наращивать серийности и эффективность производства, проводить модернизацию оборудования, а также повышать свою привлекательность как работодателя.
Аналитики считают сделку логичной и своевременной. Приобретение концерном «Аврора» права распоряжаться более 50% голосов в высшем органе управления «Ладоги» может быть связано как с необходимостью доведения доли гражданской продукции предприятиями ВПК до 50% к 2025 году, так и с вхождением приборостроителя в Корпорацию морского приборостроения в конце мая прошлого года, говорит аналитик ИК «Фридом Финанс» Евгений Миронюк.
«Требование довести долю гражданских заказов до 50% уже через 4 года давит на руководителей оборонных предприятий. Вся господдержка будет связана с выпуском гражданской продукции, и для того, чтобы ее получить, нужно как-то добывать заказы», отмечает начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский. Между тем «Ладога» планомерно решает задачи диверсификации: если по итогам 2018 года доля продукции двойного и гражданского назначения в общем объеме производства составляла 1,5%, то в 2019 году — 4%. За последние годы завод освоил выпуск проблесковых маячков и громкоговорителей для спецмашин.
Международные санкции против ОСК существенно усложнили процессы поставки оборудования на строящиеся в России суда: напрямую это сделать невозможно, и теперь в логистических цепочках задействованы финские, немецкие, турецкие верфи, продолжает Дмитрий Кумановский. «Это сложные схемы, удорожающие стоимость и увеличивающие сроки строительства судов. И если отечественные предприятия смогут предложить аналогичную продукцию в рамках импортозамещения, то она, безусловно, будет пользоваться спросом», — рассуждает эксперт. В связи с этим он считает приобретение блокпакета «Ладоги» выгодной сделкой для концерна «Аврора»: так последний сможет выйти на растущий рынок оборудования для рыболовецких судов и судов обеспечения для работы на шельфе.
И все же «Ладога» более известна на рынке как уникальный производитель гидроакустических комплексов и станций для подводного и надводного флота. Однако планомерное сокращение гособоронзаказа отражается на финансовом состоянии предприятия. Если в 2018 году объем производства продукции превысил 1 млрд рублей, то уже в 2019 году он сократился на 16,4% до 850 млн рублей, а в 2020 году упал еще на 16,4%, до 711 млн рублей.
В 2020 году ситуация стала хуже, отмечает Евгений Миронюк. «По итогам I квартала 2020 года убыток «Ладоги» составил 306 млн рублей против прибыли в 782 млн рублей годом ранее. На конец III квартала 2020 года долгосрочные обязательства общества выросли в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, до 36,2 млн рублей, а краткосрочные — с 413 млн рублей до 569 млн рублей. Финансовая ситуация «Ладоги» в 2020 году ухудшалась», — рассуждает он. Между тем в планах «Ладоги» наверстать потери и довести в этом году объем выпуска продукции до уровня 2020 года, говорится в материалах компании.
Для концерна «Аврора» приобретение «Ладоги» выгодно и «в оборонном аспекте», отмечают аналитики. «Компетенции «Ладоги» в области производства гидроакустических комплексов и станций, технических средств разведки (корабельных станций обнаружения и целеуказания), оборудования для измерения акустического поля кораблей могут оказаться весьма востребованными «Авророй», говорит Евгений Миронюк.
Справка «Нового проспекта»:
Завод «Ладога» основан в 1965 году в городе Кировске Ленинградской области и специализируется на выпуске гидроакустических приборов. В 1973 году «Ладога» вошла в состав Ленинградского НПО «Океанприбор», однако после развала СССР и акционирования оказалась в частных руках. Крупнейшим акционеров ПАО «Завод «Ладога» является АО «Концерн «НПО «Аврора» (50%).
НПО «Аврора» образовано в 1970 году приказом МПС СССР на базе отдела автоматического регулирования корабельных энергетических установок ЦНИИ имени Крылова. Специализация предприятия — разработка, изготовление, поставка и сервисное обслуживание автоматизированных систем управления и боевых информационных управляющих систем кораблей и судов, а также снабжение АСУ промышленных, технологических и энергетических объектов. ФГУП «Концерн «НПО «Аврора» акционировано в 2009 году, 100% акций компании находится в собственности государства. 28 мая 2020 года в соответствии с постановлением правительства АО «Концерн «НПО «Аврора» вошло в государственную Корпорацию морского приборостроения.