Авиапассажиры пересели на частников. Таков итог развития авиаотрасли в 2020 году
Минувший год стал одним из самых тяжелых в истории авиации: крупные магистральные авиакомпании потеряли возможность зарабатывать на международных перелетах, зато рынок частных авиаперевозок переживает настоящий расцвет.
Большая авиация в депрессии
Регулярное международное авиасообщение было практически остановлено в марте 2020 года. К лету 2020 года начались первые банкротства среди зарубежных игроков: с рынка ушли Virgin Australia, Thai Airways, Aviancа, South African Airways. Многие крупные авиакомпании в 2020 году сократили парк самолетов и персонал. Так, лоукостер Norwegian в апреле 2020-го
сообщил о сокращении 1571 пилота и 3134 бортпроводников.
Объем авиаперевозок (как международных, так и внутренних) в России за первые 11 месяцев 2020 года снизился на 48%, до 143 млн пассажиро-километров. У пяти ведущих российских авиакомпаний, по данным Росавиации, падение пассажирооборота по отношению к аналогичному периоду прошлого года выглядит так: у авиакомпании «Сибирь» — минус 89,9%, у «Победы» снижение достигло 83%, у «Уральских авиалиний» — 53,8%, у «России» — 47,6%, у «Аэрофлота» — 35,3%.
В ноябре 2020 года российские авиакомпании перевезли всего 1,7 млн международных пассажиров, для сравнения, в 2019 году их было больше 13 млн. Тем не менее громких банкротств пока не случилось. И, как
сообщает ТАСС со ссылкой на Росавиацию, в среднесрочной перспективе их не предвидится. Отвечая на запрос журналистов агентства, в ведомстве подчеркнули, что в 2020 году перевозчики получили в общей сложности 106,04 млрд рублей господдержки. Благодаря этому они в условиях закрытия международного авиасообщения увеличили объем внутренних перелетов: их доля выросла с 56% в 2019 году до 80% в 2020-м.
Наталия Пырьева, аналитик ГК «ФИНАМ», не разделяет этого оптимизма. «Сложно оценить, как долго авиакомпании смогут существовать без международных авиаперевозок. Вероятность того, что не все игроки выживут, безусловно, крайне высока. Мало того, что авиаотрасль переживает сейчас сложные времена, так еще и доходы населения в период борьбы с коронавирусом значительно снизились. Поэтому в среднесрочной перспективе (в случае открытия границ этим летом) не стоит ожидать, что в путешествия отправится столько же пассажиров, как год назад», — считает Наталия Пырьева.
Многие авиакомпании для компенсации потерь приспособились возить вместо пассажиров грузы. «Но грузы не заменят пассажиров. Такого рода переориентация позволяет авиакомпаниям компенсировать лишь 10–15% выпадающих доходов», — считает аналитик ГК «ФИНАМ».
По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATА), ограничения на международное авиасообщение будут сняты полностью не раньше лета 2021 года. К этому моменту авиакомпании мира получат урон в размере $157 млрд. Их выручка от пассажирских перевозок по итогам 2020 года упадет, по прогнозам IATA, на 69%, до $191 млрд.
Небесные маршрутки
Согласно статистике ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в 2020 году авиадиспетчеры обслужили на международных воздушных линиях 358,5 тыс. полетов. Значительная часть этих рейсов — вывозные рейсы, которыми россиян эвакуировали из-за рубежа, а также полеты частных самолетов. Владимир Тюрин, президент и руководитель правления Общественной организации пилотов и граждан — владельцев воздушных судов объясняет, что запрет на международное авиасообщение действует только для регулярных коммерческих перевозок, а на перевозки в частных целях запрет не установлен.
Виталий Архангельский, директор и собственник французского авиационного брокера AVIAV TM (Cofrance SARL), утверждает, что в связи с этим во всем мире малая авиация на фоне пандемии переживает настоящий расцвет. Причем наибольший интерес у потребителя вызывают направления, по которым еще в 2019 летали самолеты регулярных авиакомпаний.
«Сейчас многие платежеспособные клиенты выбирают малую авиацию из соображений безопасности (в том числе санитарной), комфорта и конфиденциальности», — утверждает Виталий Архангельский. Во Франции и других странах это принесло немалые барыши владельцам частного авиатранспорта. «Владелец самолета во Франции может заработать, сдав его в аренду. Для этого воздушное судно должно иметь сертификат летной годности, а организацией перевозок занимается специализированная компания. Стоимость аренды зависит от типа, оснащения, состояния самолета», — поясняет Архангельский.
«По очень грубым подсчетам, чтобы улететь, например, из Нью-Йорка в Петербург бортом на 15 человек, потребуется €150 тыс. Пассажиры летят в складчину: стоимость перелета они делят между собой… В среднем мы организуем по 5–10 вылетов в день. Уже выполнены рейсы из Барселоны, Рима, Ниццы. Вывозили русскоговорящих туристов из Мальдив. Были желающие уехать из Швейцарии», — рассказывал Виталий Архангельский в апреле в интервью «Новому проспекту».
В России частные перевозки воздушным транспортом тоже получили развитие. Правда, как и многие виды предпринимательской деятельности в период пандемии, этот бизнес пока находится в серой зоне. На протяжении всего года, в то время как лайнеры крупных авиакомпаний стояли на приколе, международные границы пересекали частные самолеты, фактически превратившиеся в маршрутные такси.
Как подчеркивает Владимир Тюрин, в России законодательство не позволяет владельцам маломерных воздушных судов совершать коммерческие полеты. Для этого необходимо получить статус эксплуатанта, а он в свою очередь влечет за собой все ограничения, которые касаются больших авиакомпаний. Зато для частных бортов из-за коронавирусных ограничений мало что изменилось: они по-прежнему летают через границу, лишь проходят процедуру получения разрешения на полет, которое выдается на основании поданного плана полета.
«В воздушном кодексе вообще нет понятия «малая авиация». В законодательстве записано «авиация общего назначения». Так вот эта та авиация, которая не занимается коммерческими полетами. Что может предпринять владелец такого борта? Слетать заграницу или сам, или с друзьями. Подобным образом и происходит большинство частных перевозок», — говорит на условиях анонимности один из участников рынка.
На обслуживании таких бортов весь год зарабатывали владельцы частных аэродромов, которых, по данным Северо-Западного МТУ Росавиации, в Ленобласти насчитывается около сотни. «Число заявок на авиаперелеты за рубеж в 2020 году выросло. Мы возим друзей и принимаем друзей из других стран. Сейчас все летают в другие страны с друзьями. Обычное их число — по максимальному числу посадочных мест в самолете или вертолете. По закону я даже не могу назвать тех, кто находится в самолете или вертолете пассажирами, потому что в этом случае я не имею права их перевозить. Все они — друзья», — признается владелец одной таких из взлетно-посадочных полос.
Компании, работающие в Пулково-3, где базируется бизнес-авиация, тоже не остались без работы. «Клиенты нашей компании — частные иностранные владельцы самолетов, которые, подлетая к Пулково, подают нам заявку на обслуживание. Мы работаем с самолетом, организуем его заправку, кейтеринг, организуем доставку экипажей в гостиницу. Иностранцы в 2020 году прилетали не так часто. Во всем виновата пандемия. Но прилетали», — говорит представитель одной из сервисных фирм.