Авантюристов выдавливают с рынка строительного госзаказа
Поделитесь публикацией!

Авантюристов выдавливают с рынка строительного госзаказа

Алёна Алёшина 22 сентября 2020
Авантюристов выдавливают с рынка строительного госзаказа
Строители просят правительство РФ обеспечить преимущество региональных компаний-участников СРО при распределении госконтрактов ценой не более 60 млн рублей, а так же ужесточить критерии отбора для госзаказов свыше 5 млрд рублей. По их мнению, это позволит избежать ситуаций, когда аукционы выигрывают авантюристы, давшие самую низкую цену. Часто такой победитель перепродает контакт или вымогает у заказчика деньги за отказ от его заключения.

Конкурс аукциона не слаще

Чем ниже уровень рыночных отношений в стране, тем больше расходы на госзакупки. По данным ассоциации НОСТРОЙ, работы по госконтрактам (включая строительство, реконструкцию, капремонт и снос зданий) в прошлом году в России составили 70% от общего объема строительного рынка. При этом нормой считается, когда государственный заказ занимает не более 50%. Эти цифры прозвучали в ходе XIX Всероссийского съезда строительных СРО, который завершилося в Петербурге.

«Нынешние законы о госзакупках в России далеки от совершенства. И пока это так, у строительной отрасли нет ни малейшего шанса на развитие. Снижая ценник на торгах, строители экономят на модернизации материально-технической базы, развитии персонала, покупке инновационных технологий и материалов», — заявила управляющий партнер Fortis Group, председатель подкомитета по конкурентным процедурам в строительстве НОСТРОЙ Екатерина Лезина.

Ожидалось, что ситуацию исправит появление нового способа распределения госконтрактов — через конкурс. С августа этого года конкурсы дополнили традиционные аукционы. Но профессионалы только разводят руками: название у процедуры новое, а проблемы старые. Главное отличие аукциона от конкурса в продолжительности: аукцион длится неделю, а конкурс идет в 2 раза дольше — 15 дней. При этом победителя в обоих случаях определяет цена.

«Ни в аукционе, ни в конкурсе заказчик не может проверить квалификацию подрядчика. Ее подтверждает лишь опыт участия в других госзакупках. Причем претендент, который борется за подряд на строительство или реконструкцию, может заявить об опыте работы в проектах по сносу зданий или их капитальному ремонту, и это будет засчитано. Кроме того, заказчик как не знал, так и не знает о материально-технической базе подрядчика, технологиях его работы и качестве используемых материалов. Я уже не говорю о доступе к его бухгалтерии и документам на право собственности или аренды недвижимости. А это нелишняя информация для принятия взвешенного решения», — сетует Екатерина Лезина.

«Между тем неценовые критерии очень важны. Их надо ввести в нормативную базу на законодательном уровне, иначе мы не справимся с ситуациями, когда подрядчики с опытом работы не исполняют контакты из-за финансовых сложностей и текучки кадров. Последняя проблема особенно актуальна. Что скрывать, рабочих сейчас просто перекупают со стройки на стройку», — добавляет первый заместитель председателя комитета по строительству Петербурга Дмитрий Михайлов.

Представители строительного сообщества уверены, что конкурсы ситуацию на рынке госзакупок не исправят. «Если в ближайшее время начнется бум конкурсов и все будут довольны, я очень удивлюсь», — резюмировала Екатерина Лезина.

Белые списки, справки и рейтинги

Правительство Петербурга направляет на закупки в строительной отрасли до 25 млрд рублей в год. «Мы, как заказчики, требуем от подрядчиков не только выполнять работы с соблюдением бюджета и в соответствующем качестве, но и с опережением сроков. Например, при строительстве востребованных нынче объектов здравоохранения нормативный срок сократили в 3 раза», — рассказал Дмитрий Михайлов.

Чтобы мотивировать застройщиков работать в таком авральном режиме, чиновники сократили срок оплаты работ по госконтрактам. Теперь исполнитель получает деньги в течении 5 дней после сдачи, а не в течение месяца. Но город при этом круглосуточно следит за работой на стройплощадках онлайн и ведет строгий технический надзор на местах.

«Требования к подрядчикам очень высокие. Многие не выдерживают и уходят с рынка. А те, что остаются, попадают в городской реестр добросовестных подрядчиков. Имен в нем немало, но есть и черный список, тоже довольно длинный», — делится Дмитрий Михайлов.

Представители строительных СРО указали, что у них есть свои собственные белые списки. «Почему бы городу не обратиться к коллективному рыночному разуму? Можно, например, требовать справки из СРО о благонадежности компании до заключения с ней госконтракта», — спросил у чиновника один из руководителей СРО Петербурга. Но Дмитрий Михайлов парировал: «Любая справка для подрядчика стоит сегодня определенных денег, и выдают их порой без проверки ресурсной базы и сотрудников застройщика».

Директор правового департамента Минстроя и ЖКХ Олег Сперанский считает, что вводить какие-то новые справки и выписки для участия в госконтрактах не стоит. «Напротив, надо переходить к цифровой модели учета и членов СРО, и их контрактов», — заявил он. Но на вопрос, когда же появится такая модель, он не ответил, зато сообщил, что министерству нравится идея рейтингования подрядчиков, проектировщиков, изыскателей для участия в госзакупках. «Эту тему мы сейчас обсуждаем с профессиональным сообществом. Есть мысль использовать для рейтинга такие критерии, как уровень финансовой независимости организации, объем собственных оборотных средств, количество исполненных и проблемных госконтрактов, а также объем спецтехники и численность штата», — сообщил он. Участие в рейтинге, по его словам, не будет обязательным, но его лидеры будут иметь определенные преференции в работе.

Три важных тезиса вместо вывода

Как же на данном этапе (пока нет рейтингов и цифровых моделей) стабилизировать систему госзакупок и сделать ее более прозрачной и эффективной? Участники съезда приняли несколько важных решений, которые оформили в качестве резолюции и отправили на рассмотрение в правительство РФ.

Главных тезисов три. Первый — дать региональным подрядчикам преимущественные права на госконтракты ценой не более 60 млн рублей. Второй — установить повышенные требования к участникам госконтрактов стоимостью свыше 5 млрд рублей. Третий — отменить требования банковской гарантии для членов СРО по госконтрактам стоимостью до 60 млн рублей при строительных работах и до 25 млн рублей при проектировании. В этом случае расходы строительных компаний будут снижены, а СРО смогут своими компенсационными фондами гарантировать качество выполняемых работ.

Возврат к списку