Арбитражный суд. Переезд в новое сознание
Долгие годы посещение Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти ассоциировалось с душными коридорами, где сотни юристов и их клиентов теснятся часами на неудобных стульях, да маленькими залами, где вечно не хватает места даже участникам дела, не говоря уже о вольных слушателях (вроде наших репортеров), а судьи, заваленные диким потоком дел, штампуют их как детали на конвейере, не успевая вникнуть в позиции сторон. Но вот наконец случилось давно ожидаемое событие — в сентябре суд переехал в новое здание.
Ева Тимофеева, советник «ССП-Консалт»:
«Раньше как набьется народу в коридорах, так, несмотря на наличие кондиционеров, сидишь как в бане. Теперь дышать стало легче: на каждом этаже просторное фойе с современными системами кондиционирования. В гардеробе раньше работала одна хрупкая девушка, которая еле успевала подавать пальто. Теперь работают по два-три крепких молодых человека. Досмотр при входе тоже стал быстрее — просто потому, что входа в новом здании два против одного в старом. Раньше судьи и их помощники ходили с огромными стопками дел по коридорам суда на глазах у участников процесса. Еще дела перевозили в телегах по коридорам. Теперь дела хранятся в совещательной комнате, либо заносятся туда с другого входа, не на глазах у участников процесса, сидящих в коридоре. Собственно и сами совещательные комнаты появились — это огромное достижение: судья на период принятия решения может побыть в одиночестве в совещательной комнате, «наедине с самой собой» отдохнуть от бесконечных участников процесса и попить чаю. Раньше у него такой возможности не было».
Этот новый дворец правосудия строился в лучших традициях: первый генподрядчик (Мостострой №6) обанкротился в 2016 году, потеряв 3-миллиардный контракт вместе с другими инфраструктурными заказами города и страны (а его бенефициаров — тех, что еще живы — сейчас привлекают к субсидиарной ответственности юристы банка «Россия»). Достраивал здание секретный подрядчик (в прямом смысле: его наименование было закрыто режимом гостайны), а переезд прошел в почти авральном режиме: в сентябре в течение двух недель. Аврал объяснялся тем, что здание на Суворовском проспекте (с душными коридорами и жесткими стульями) следовало освободить под новосозданный 2-й апелляционный суд общей юрисдикции, который въехал туда к 1 октября.
Так или иначе, а переезд, которого ждали больше 10 лет (о нем было впервые объявлено в 2008 году, когда наш суд ставился в пример всей стране и недаром: он первый стал выкладывать на сайт все свои решения, что позволило потом Высшему арбитражному суду РФ внедрить систему электронного правосудия, сделавшую его одним из передовых в мире) состоялся. Наши репортеры уже побывали в этом здании и успели оценить комфортабельные залы с прозрачными стенами, совещательные комнаты (куда суд действительно удаляется на совещание в соответствии с произносимой при этом протокольной фразой, а не выгоняет стороны в коридор, как это было в прежнем здании), просторные фойе с отличной системой кондиционирования и мягкими сидениями.
Станислав Данилов, партнёр Pen&Paper:
«Суд стал намного более эргономичным: коридоры, залы и в целом ремонт теперь соответствуют авторитету судебной власти. Удобно организовано пространство для тех, кто ожидает судебного заседания, и по сравнению со старым зданием стало просторнее. Теперь есть диваны, презентабельные кафедры для судей, столы, места для слушателей расставлены не по углам. Также отмечу, что все залы судебных заседаний со стеклянными стенами — теперь все могут лицезреть отправление правосудия. Насколько все это сказывается на справедливости принимаемых решений, не берусь сказать, но более грамотная и комфортная организация рабочего процесса налицо».
Нарекания у юристов есть и к новому зданию: например, Оксана Кузнецова, руководитель отдела правового сопровождения строительной деятельности Setl Group, говорит, что ожидала чуда, но пока не дождалась: «Задержки не уменьшились, по-прежнему 2-5 часов проводим в суде ради одного 10-15 минутного заседания, выход из суда в 23:20 стал обычным явлением. Хотя есть же судьи, рассматривающие в назначенное время! Закрыли большую столовую, и в маленьком буфете негде присесть. При этом полное отсутствие связи и интернета: может быть, тут замысел в борьбе с телефонным правом, но в условиях неработающего электронного расписания и стороны не могут отлучиться от двери зала суда, а для делового человека пять часов в такой изоляции — это большой удар по эффективности».
Однако, отмечает Оксана, плюсы тоже есть: меньше проблем с парковкой (а вот на общественном транспорте до суда добраться стало сложнее), появилось справочное бюро и вообще здание красивое.
И возможно, именно эта красота что-то будто-бы незаметно переменила и в самих судьях. У меня самого появилось ощущение, что они стали более открытыми. Начнем с того, что после переезда они стали приходить на наши бизнес-конференции: сначала (в ноябре) судья Анатолий Даценко посетил банкротную, потом (в декабре) судья Ирина Лебедева появилась на налоговой. Раньше сколько мы их ни звали, наши письма будто уходили в пустоту. Это (скажу от себя лично) прекрасный сигнал рынку: судьи первой инстанции (а не только Верховного суда РФ) теперь живо интересуются не только тем, что говорят им юристы на заседаниях, но и тем, что лучшие спикеры петербургского юридического рынка, а также лучшие петербургские ученые-юристы, обсуждают на полях экспертных дискуссий. А от такой открытости отдельных судей недалеко и до доверия к суду в целом.
Перемену, кстати, заметили уже не только журналисты: ее почувствовали и сами юристы.
Так, Юрий Апухтин, партнер «РАУД», отметил, что в арбитражном суде стало непредсказуемо, но тем интереснее выступать: «Раньше иногда по реакции судей, которую в силу опыта не все участники процесса замечают, можно было попытаться предугадать – чью сторону с большей вероятностью займет суд. Сейчас судьи спокойно, не выказывая никаких эмоций, дают высказаться всем сторонам и после оставляют представителей в томительном ожидании решения. Как будто все они прошли некий корпоративный судейский тренинг. Если и так, то он явно пошел им на пользу». А Иван Решетников, управляющий партнер «Апелляционного центра», добавил, что судьи стали заметно дольше думать над своими решениями: «Если раньше у меня нередко было ощущение, что они текст готовят еще до того как выслушают стороны, то теперь иное решение они пишут месяцами. Что, безусловно, очень нравится ответчикам, хотя и не по нраву истцам. При этом, если в былые времена на судью можно было надавить жалобой председателю, то теперь такие жалобы, по моим ощущениям, совершенно бесполезны — очевидно, процессуальная независимость судей заметно укрепилась. Они пишут свои решения долго, вдумчиво и основательно, не взирая на внешнюю суету». С коллегой согласился Михаил Иванов, партнер «Григорьев и партнеры»: «Если в целом про впечатление о судебной системе, то оно положительное: я делился со своими коллегами этим соображением,что судьи (по крайней мере, мне так повезло) стали занимать более беспристрастную позицию в спорах частных лиц и госорганов, внимательно слушать и оценивать аргументы сторон. Еще весной 2019 года эта тенденция в суде первой инстанции была незаметна: у меня спор граждан с КИО был рассмотрен за 8 минут, после чего в апелляции, которая рассматривала дело полгода, решение было отменено. Но все меняется к лучшему».
Эта неторопливость, впрочем, вполне объяснима, учитывая тот дичайший поток дел, в котором уже много лет подряд тонет арбитражный суд, говорит Марина Горлачева, руководитель петербургского отделения Арбитражного центра при РСПП: «А еще добавьте сюда крайне низкий уровень подготовки и квалификации большинства юристов, которые представляют стороны процесса. Их косность, через которую приходится продираться судьям едва ли не в каждом втором деле. Иной раз удивляешься: юрист, у которого в работе три дела, подготовлен к заседанию хуже, чем судья, у которого в производстве сотня дел! При таких нагрузках тот объем ошибок, которые они допускают в делах — он еще довольно невысок! В такой ситуации судьям можно сказать только одно: держитесь! И выразить сожаление, что послереформенные третейские суды пока не справляются со своей основной задачей — разгрузить государственные арбитражные суды, оттянув на себя часть бизнес-споров».
По словам же генерального директора ООО «Марвел КТ» Алексея Мельникова, эффективность работы Арбитражного суда СПб и ЛО уже сейчас приближается к оптимальной, и причина здесь именно в переезде: «Следование букве закона и прежде было характерной чертой этого суда первой инстанции, но на мой взгляд, свое влияние оказало и завершение стройки века и блестяще организованный переезд. Хоть и говорят, что не место красит человека, мое ощущение, что с судей после переезда свалился какой-то груз. И за создание кофмортных условий для работы всех сторон судопроизводства, я считаю, действительно стоит поблагодарить нынешнего председателя арбитражного суда Александру Володкину. Ей оказалась по силам эта задача».