Антимонопольная служба пересмотрела ритуал
Частные предприниматели, изгнанные из городских моргов, пожаловались в антимонопольное ведомство на системное выдавливание из городских больниц и одержали победу. Основную часть рынка ритуальных услуг в городе контролируют структуры миллиардера Валерия Ларькина. Но он не считает себя участником конфликта.
В пяти моргах крупнейших городских больниц частью помещений пользуются индивидуальные предприниматели, работающие бок о бок с ритуальными компаниями единственного в России официального миллиардера от похоронного бизнеса Валерия Ларькина. Морги эти входят в подведомственное городскому комитету по здравоохранению ГБУЗ «Городское патологоанатомическое бюро» (ГПАБ). Действия руководства ГПАБ петербургское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) признало нарушающими законодательство о конкуренции, а Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области утвердил это постановление (решение опубликовано 29 июня).
Решение ФАС касается шести городских больниц: Святого Георгия, многопрофильных больниц №2 и №26, Святой Великомученицы Елизаветы и Александровской. В морге каждой их них работают частные предприниматели, которые имеют доступ к медицинской документации покойных и, что самое главное, к их родственникам. В этом бизнесе деньги за подготовку умерших к захоронению или кремации получает тот, кто первым встречает родных или близких покойного. Он же, как правило, направляет их к представителям компаний, которые занимаются организацией дальнейшего ритуала.
В пяти из шести попавших в поле зрения ФАС моргах наряду с представителями малого бизнеса трудятся специалисты ООО «Единая городская ритуальная служба «Обряд» и ООО «Санкт-Петербургская ритуальная компания» (СПбРК). Основной владелец обеих компаний — президент Ассоциации предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, №206 в рейтинге миллиардеров «ДП» за 2016 год Валерий Ларькин.
ООО «Единая городская ритуальная служба «Обряд» зарегистрировано в Петербурге в 2005 году. Компания на 60% принадлежит Валерию Ларькину, на 40% — его давнему бизнес-партнеру Валерию Назарову. По данным СПАРК, выручка «Обряда» от продаж в 2021 году превысила 0,3 млрд рублей.
ООО «Санкт-Петербургская ритуальная компания» — ветеран рынка, она зарегистрирована в 1999 году. Её владельцы — Валерий и Даниил Ларькины (70% и 30% соответственно). Выручка от продаж за прошлый год — 0,9 млрд рублей.
В 2020 году Городское патологоанатомическое бюро пересмотрело схему работы с предпринимателями в моргах. С частью из них договоры были расторгнуты, зато другим аренду продлили с формулировкой «на неопределенный срок» без проведения конкурсов. В результате в 2021 году обиженные участники похоронного рынка завалили ФАС жалобами. Избирательный подход к заключению договоров антимонопольное ведомство расценило как нарушение Федерального закона №135 «О защите конкуренции» и направило сразу в три комитета Смольного (комитет по здравоохранению, комитет имущественных отношений и комитет по промышленной политике, инновациям и торговле) рекомендации об устранении нарушений.
Любопытно, что за полтора месяца до вынесения решения ФАС исключила из числа заинтересованных лиц всех, на кого жаловались не допущенные до работы в моргах предприниматели, в том числе компании «Обряд» и СПбРК. Впрочем, это не помешало работникам антимонопольного ведомства подробнейшим образом описать их роль в деятельности моргов и после этого описания сделать вывод: «Лица, с которыми ГПАБ заключило договоры аренды, а также предоставило право фактического пользования (без правоустанавливающих документов), получили преимущества, которые обеспечили им более выгодные условия доступа к государственному имуществу и осуществления предпринимательской деятельности на рынке ритуальных услуг».
ГПАБ попыталось оспорить решение ФАС в арбитраже, но ничего не вышло. Впрочем, пока по этому поводу высказалась лишь первая инстанция.
По словам одного из пожаловавшегося в антимонопольное ведомство предпринимателей, сегодня цена на подготовку умершего к захоронению доходит до 35 тыс. рублей, а один морг может приносить в месяц до 12 млн рублей. Годовой оборот шести моргов, оказавшихся в центре спора между Городским патологоанатомическим бюро и Федеральной антимонопольной службой, достигает 0,9 млрд рублей. По данным комитета по промышленной политике, инновациям и торговле, в 2021 году в Петербурге захоронено и кремировано 78 833 человека. Соответственно, рынок ритуальных услуг за прошлый год можно оценить почти в 3 млрд рублей.
Валерий Ларькин, к которому обратился за комментарием корреспондент «Нового проспекта», не согласен с претензиями участников рынка. «Это конфликт между двумя группами индивидуальных предпринимателей, ни к одной из которых ни я, ни мои компании никакого отношения не имеют. Очень прошу отделить друг от друга домыслы жалующихся на руководство ГПАБ предпринимателей и реальное положение вещей. Работающие в моргах предприниматели не работают в интересах моих фирм, это домыслы», — утверждает бизнесмен. По словам Валерия Ларькина, его фирмы работают в моргах на законных основаниях. «Рынок ритуальных услуг непростой, поэтому мы всегда стараемся работать корректно и никогда не навязываем товары и услуги заказчикам. Обратите внимание, на нас жалуются конкуренты, но не жалуются заказчики. По-моему, это говорит о многом», — подчеркнул он.
Начальник ГПАБ Марина Майская комментировать проигранный в первой инстанции процесс отказалась, мотивируя это тем, что «всё не так просто». Но в декабре 2020 года она приветствовала использование помещений моргов для оказания коммерческих ритуальных услуг. «Так они могут и какой-то доход государству от аренды приносить, и родственникам умерших удобно, если услуги оказываются поблизости, чем ехать куда-то в другое место. Я могу их убрать, но начнутся жалобы, что негде оказать эти услуги. Насколько я понимаю, сдавая в аренду небольшую часть помещений, мы ничего не нарушаем», — объясняла Марина Майская в декабре 2020 года изданию 47news.ru. Тогда в моргах, которые оказались в центре сегодняшнего судебного спора, экономическая полиция провела выемку документов. Проверка проводилась по материалам, которые Контрольно-счетная палата Петербурга представила в ГУ МВД после изучения деятельности ГПАБ «за 2018-2019 годы и истекший период 2020 года». Аудиторы палаты расписали нарушения на 120 страницах, и только исчисляемые в деньгах оценили более чем в 150 млн рублей, а были ещё нарушения финансовой дисциплины. Про юридические последствия тех полицейских мероприятий до сих пор ничего не известно.
Юрист ритуального агентство «Гвоздика» Александр Лашер полагает, что практика нарушения государственными учреждениями закона «О защите конкуренции» является системной.
«В то же самое время нахождение в неформальных отношениях с такими учреждениями делает их участников заложниками и способствует коррупционным правонарушениям. Заявители по антимонопольному делу способствовали выявлению петербургским УФАС нарушений закона «О защите конкуренции», однако, как следует из судебного акта, каких-либо предписаний антимонопольный орган не дал, ограничившись лишь констатацией факта правонарушения, что исключает восстановление нарушенного права. В то же время заявители не лишены права требовать взыскания с соответствующего учреждения ущерба, нанесенного незаконными действиями, подтвержденными судебным актом. Лично я считаю, что выявление и пресечение подобных правонарушений будет способствовать поддержанию законности в сфере управления государственным имуществом», — полагает эксперт.
Адвокат адвокатского бюро «Юсланд» Виктор Андреев раскрыл юридическую перспективу судебного спора между ГПАБ и ФАС: «Управление ФАС осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Неисполнение является нарушением антимонопольного законодательства и влечет за собой административную ответственность. Если решение суда не будет обжаловано, оно вступает в силу в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме».