Анатолий Турчак поставит «Заслон» за 6 миллиардов
ПАО «Амурский судостроительный завод» входит в «Объединенную судостроительную корпорацию» (ОСК). Предприятие строит малые сторожевые корабли (корветы) для Тихоокеанского флота типа 20380 «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и «Резкий» по заказу Минобороны РФ. Разработчик корветов — петербургское конструкторское бюро «Алмаз». Ещё два корабля этого проекта, «Ретивый» и «Строгий», а также усовершенствованные корветы проектов 20385 и 20386 «Гремящий», «Проворный» и «Дерзкий» для работы на Балтике строятся на «Северной верфи». Военно-морской флот России пока насчитывает шесть таких кораблей.
Многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон» является одним из основных продуктов НТЦ «Заслон». Его неоднократно представляли на Военно-морском салоне в Петербурге, а в 2017 году «Северная верфь» вместе с АО «Заслон» создала специальный полигон на Ладожском озере для испытаний нового радиоэлектронного вооружения и оптических систем.
Решение о том, что новые корветы для ВМФ России будут оснащены именно РЛК «Заслон», было принято военным командованием в 2017 году. При этом петербургскому производителю пришлось конкурировать за роль поставщика с московским НПО «Салют» концерна «Моринформсистема-Агат», которое производит похожие радиолокационные комплексы, но с иной номенклатурой.
Закупка прошла у единственного поставщика. Два комплекта автоматических радиолокационных комплекса (РЛК) «Заслон» хабаровские судостроители купят за 3 млрд рублей каждый, системы жидкостного охлаждения — ещё за 63 млн рублей. «Техническая информация по корветам и комплексам засекречена», — говорят представители оборонных предприятий. В АО «Заслон», ПАО «АСЗ» и в ОСК от комментариев отказались.
«По некоторым параметрам наше предложение было лучше, по другим — предложение «Заслона». Это вопрос дискуссионный. Но это система на основе АФАР (активная фазированная антенная решетка — «НП») очень дорогая. Так что цена в 3 млрд рублей за комплект адекватна», — сообщили «НП» в конструкторском бюро НПП «Салют».
Исходя из номенклатуры оборудования и текста конкурсных документов, видно: оборудование заказали для оснащения корветов типа 20380 «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и «Резкий» (номера и предмет контрактов с министерством в документации скрыты), которые планируется спустить на воду в 2020 и 2021 годах.
Путь к морским миллиардам
К заключению самого крупного контракта в своей истории (стоимость одного РЛК соответствует годовому обороту АО «Заслон») предприятие шло два года. Контракты с АО «Заслон» Амурский судостроительный завод намеревался заключить в начале 2017 года, чтобы уже к декабрю 2018-го получить готовое оборудование. Но этого не произошло: все конкурсные процедуры несколько раз уходили на доработку и корректировались. Официальный статус победителя тендера «Заслон» получил только 16 марта 2019 года.
С чем связана задержка контрактования, на Амурском заводе не пояснили, но участники рынка предполагают: дело в финансовых проблемах и долгах участников производственной цепочки перед банками, из-за чего ожидаемо буксуют гражданские и военные проекты судостроения. В Минобороны на момент публикации не ответили на запрос «НП».
По данным СПАРК, дела Амурского судозавода действительно оставляют желать лучшего: с 2015 года предприятие терпит убытки, в 2018 году они составили 3,7 млрд рублей. Стоимость активов к 2017 году снизилась вдвое — с 21 до 10 млрд рублей. В начале 2019 года завод сообщил о сокращении около 300 работников, объяснив это модернизацией, тогда же просил у Минэкономразвития докапитализировать предприятие на 14 млрд рублей. Президент Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос, правда, снизив планку до 10,5 млрд рублей.
Последние два года завод безуспешно пытался взыскать с Министерства обороны по суду в общей сложности 0,6 млрд рублей. Суть претензий официальные источники не разглашают, дела рассматривались в закрытом режиме.
Текущие финансовые показатели АО «Заслон» неизвестны: бухгалтерскую отчётность предприятие публиковало только до 2016 года, когда оборот компании составил 3 млрд рублей. По данным картотеки арбитражных дел, в последние несколько лет у «Заслона» также не прекращается череда разбирательств с Минобороны из-за срыва обязательств по секретным контрактам. Судебные претензии министерства к предприятию составляют 200 млн рублей.
Сложности контрагентов
«Общая проблема всех исполнителей оборонных контрактов — в несвоевременном авансировании выполнения гособоронзаказа со стороны Минобороны», — уверен генеральный директор, первый вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Михаил Лобин.
В целом количество исков к промышленникам, выполняющим гособоронзаказ, за последние три года выросло в 2 раза. Росли и суммы требований. Если в 2016 году военные выходили в суд 500 раз с исками на 21 млрд рублей, в 2017 году — 946 раз на 81 млрд, в прошлом году исков было уже 1114 на 178,5 млрд рублей.
Одним из самых заметных судебных споров стал иск Минобороны к «Северной верфи» в 2017 году, когда военные решили взыскать с судостроителей 172 млн рублей за срыв сроков сдачи судна тылового обеспечения «Эльбрус». Тогда суд удовлетворил иск частично, обязав «Северную верфь» оплатить только неустойку в 3,4 млн руб.
Собеседники «НП» считают, что «Заслон» тоже отделается неустойками в несколько миллионов. «Иски военных — в порядке вещей. Минобороны с приходом Шойгу радеет за бюджет и выходит в суд сразу же, как только наступает просрочка. У них форма контрактов это предусматривает», — пояснил один из представителей ОПК.
Справка «Нового проспекта»:
АО «Заслон» (до 2015 года — НТЦ «Ленинец») разрабатывает и изготавливает радиолокационное, радионавигационное, бортовое радиоэлектронное и климатическое оборудование. Считается главным активом холдинга «Ленинец» миллиардера Анатолия Турчака. Холдингу завод принадлежит на 40%, ещё на 60% — структуре ГК «Ростех» ЗАО «Система». Управляет предприятием УК «Проминвест» (им владеет ООО «Проминвест», на 75% принадлежащее «Ростеху» и на 25% — «ВЭБ Капиталу»). С 2006 года НТЦ получил оборонных контрактов на 2,4 млрд руб.
Ранее на эту тему:
Крыловский центр решил отколоть 4 млрд рублей у смежников
Все судостроение Петербурга в одной инфографике
Фото: Александр Коряков/Коммерсантъ