Анализы и консультации по франшизе. Медицинские компании идут в регионы

АО «Северо-Западный центр доказательной медицины» (СЗЦДМ) намерено в следующем году активно развиваться в регионах. Компания расширит сеть лабораторных служб и медицинских центров по франшизе. Участники рынка считают, что занять нишу на новых рынках будет нелегко, но шансы у компании есть.

Как рассказала «Новому проспекту» главный врач СЗЦДМ Ольга Вознюк, компания намерена развиваться в регионах по франшизе. Предполагается, что франчайзи смогут создавать терминалы по забору и приему анализов и многопрофильные амбулаторные медицинские центры.

«Мы хотим расшириться в Калининграде, где у нас уже есть филиалы. Там переговоры о сотрудничестве уже идут. В планах также выход в Черноземье», — сообщила Ольга Вознюк.

Минувшей весной компания открыла новый медцентр площадью 160 м² в Липецке. По оценкам экспертов, инвестиции в него составили около 40 млн рублей. Там работают местные специалисты, но регулярно для консультаций приезжают врачи из Петербурга. Центр в Липецке работает в системе ОМС в рамках соглашения с территориальным фондом.

«Мы рассчитываем, что сотрудничество продолжится и в следующем году», — сказала Ольга Вознюк.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Сейчас у СЗЦДМ действуют лабораторные комплексы и филиалы по приему анализов в Петербурге, Новгородской и Псковской областях. Компания также объединяет 21 медицинский центр в Петербурге, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Калининградской и Псковской областях. Выручка за 2021 год, по СПАРК, составила 1,2 млрд рублей против 1 млрд рублей в 2020 году, чистая прибыль — 613 тыс. рублей против 2,7 млн рублей в 2020 году.

В СПАРК совладельцами бизнеса без указания долей и даты владения указаны Томас Вольфф, Виктор Линд, Марина Белькова, Марина Красичкова и Илья Слепцов. Известно, что Марина Красичкова, которая долгое время была гендиректором компании, покинула СЗЦДМ в конце прошлого года. А Илья Слепцов вышел из состава совладельцев СЗЦДМ еще в 2019 году.

Партнеры на своих местах

Участники рынка говорят о том, что лабораторные сети уже давно активно развиваются по франшизе. По словам заместителя гендиректора лабораторной службы «Хеликс» Дарьи Горякиной, 90% данной розничной сети работает по схеме франчайзинга.

«Мы считаем выбранную модель для развития эффективной, поэтому такое соотношение будет сохраняться», — говорит она. Эксперт подчеркивает, что франшиза — эффективный способ быстро масштабировать розничную сеть без заемных средств и инвестировать собственные средства компании в иные направления».

«В сети «Инвитро» доля точек, открытых по франшизе, составляет 50%. Главное преимущество при развитии франчайзинговых проектов — быстрый рост сети за счет привлечения партнеров, которые отлично знают свои территории и имеют ресурс для эффективного управления на местах», — рассказали в пресс-службе «Инвитро».

Риски самодеятельности

Но у данной модели есть и недостатки. Один из минусов — излишняя самостоятельность партнеров на местах. «Во франчайзинговой модели бизнеса очень важно, чтобы франчайзи неукоснительно придерживались правил глобальной бизнес-модели, однако не все готовы ограничивать свои действия и учитывать мнение головной компании, когда принимают решения», — отмечает Дарья Горякина.

Представители «Инвитро» относят к недостаткам и репутационные риски из-за действий франчайзи, противоречащих этике и принципам материнской компании.

«Однако мы практически не сталкиваемся с такими ситуациями, так как очень тщательно выбираем партнеров», — сообщили в компании.

Медцентр перспективнее, чем лаборатория

Аналитики полагают, что у СЗЦДМ есть шансы для развития в регионах. «Новый проект может «выстрелить», если владелец франшизы предложит партнерам интересные для них форматы взаимодействия», — считает Анна Рождественская, руководитель каталога франшиз franshiza.ru.

При этом, по ее мнению, развивать по франшизе лабораторную сеть стоит в первую очередь в тех регионах, где уже есть лабораторные комплексы владельца франшизы. «Тогда логистика будет оптимальной», — добавляет она.

«А медцентры будут востребованы и окупятся в любом регионе. Этот рынок не так конкурентен, как сегмент лабораторных служб», — продолжает Анна Рождественская.

По франшизе в регионах сейчас развиваются федеральная сеть клиник «Медси» и клиника «Авеню» из Ростова-на-Дону. Кроме того, есть примеры масштабирования специализированных медцентров, например проводящих МРТ или оказывающих стоматологические услуги. По оценке Анны Рождественской, затраты на создание небольших медцентров составляют от 10 млн рублей, а затраты на создание лабораторных пунктов — еще меньше.

Дорогу осилит идущий

Эксперты говорят, что франшизный рынок, в том числе рынок медицинских услуг, сейчас весьма настороженный. «Мало кто готов инвестировать в проекты суммы выше 10 млн рублей. Решения о старте новых проектов принимаются довольно долго», — комментирует Анна Рождественская.

На другие сложности указывает глава Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев. «Из-за санкций затруднена закупка лабораторного (и не только) оборудования и реактивов, например приобретение в лизинг или под закупку расходных материалов», — говорит он.

Кроме того, по его словам, игроки медицинского рынка в регионах неминуемо столкнутся с дефицитом кадров: и управленцев, и медицинских специалистов различного профиля.

Но спрос в регионах на дистанционные медицинские услуги сохраняется. По мнению Дарьи Горякиной, будущее лабораторной диагностики за дистанционными и бесконтактными сервисами.

«Также в связи со снижением реальных денежных доходов населения в ближайшей перспективе будут востребованы лоукост-решения», — считает Дарья Горякина.

«Наши клиенты стали чаще пользоваться услугами службы выезда на дом, делать предзаказы при посещении медицинских офисов. Полагаем, что эти тренды сохранятся на протяжении ближайших нескольких лет. Мы к этому готовы», — отмечают в «Инвитро».

При этом снижения спроса на лабораторные исследования игроки рынка не ожидают. «Востребованными останутся рутинные исследования и превентивная диагностика: за последние 2 года россияне стали внимательнее относиться к своему здоровью и чаще проходить профилактические обследования», — говорят эксперты.

Где спрос, там и бизнес

Эксперты говорят, что особой альтернативы развитию в регионах у игроков рынка медицинских услуг просто нет. Расширяться в Петербурге и Москве сегодня сложно даже крупным компаниям. «Рынок лабораторной диагностики Петербурга очень насыщен. На сегодня в городе представлено около 500 частных медицинских точек, где можно сдать анализы. То есть на каждые 10 тыс. человек приходится один такой медицинский офис. Это довольно высокий показатель конкурентной среды», — оценивают в «Инвитро».

"Услуги частной лабораторной диагностики лучше всего представлены на территории двух столиц, соседних областей и нескольких городов-миллионников, что обусловлено высокой концентрацией потенциальных клиентов в этих регионах и их более высокой платежеспособностью», — комментирует Дарья Горякина.

По подсчетам BusinesStat, объем петербургского рынка лабораторной диагностики в 2021 году вырос на 21,5%, до 42,9 млн исследований. Основные игроки — федеральные «Хеликс» «Инвитро», «Гемотест», KDL, «Ситилаб», а также СЗЦДМ.

Между тем в регионах и небольших городах наблюдается нехватка качественной медицины, при этом низкий уровень лабораторной диагностики у локальных игроков создает потенциал для проникновения в регионы федеральных сетевых лабораторий, отмечают эксперты.

Фото: СЗЦДМ


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня