«Алмаз» отправляет «Пургу» в свободное плавание, но боится санкций
На этой неделе, 14 августа, состоится церемония подписания приемного акта патрульного судна ледового класса проекта 22120 «Пурга», подтвердиля на предприятии. Корабль, получивший имя «Забайкалье» (заводской номер 053), заложен на верфи по заказу пограничной службы ФСБ РФ в конце мая 2018 года и спущен на воду почти через год, в апреле 2019 года. Это четвертое судно данного проекта, построенное СФ «Алмаз» с 2006 года. Куда именно отправится служить новый корабль, пока неизвестно, но три предыдущих сторожевика несут службу в составе Тихоокеанской флотилии. Головной корабль проекта 22120 передан заказчику в декабре 2010 года.
В конце августа – первых числах сентября завод сдаст заказчику, Министерству обороны РФ, одиннадцатый морской самоходный плавучий кран проекта 02690 (заводской номер 910). Предыдущие суда этой серии строились на заводе с 2013 по 2018 год, головное судно проекта было заложено в мае 2013 года и передано заказчику в 2015 году.
После этого в постройке на СФ «Алмаз» останется еще несколько судов. Среди них пятый, и на данный момент последний, в серии сторожевик проекта «Пурга» — «Таймыр», заложенный на верфи в мае 2018 года одновременно с «Забайкальем». Корабль спущен на воду в июле 2019 года и планируется к передаче заказчику в 2020 году. СФ «Алмаз» также продолжает работу над еще одним плавучим краном проекта 02690 для МО РФ, десятым серийным пограничным сторожевым кораблем проекта 22460 «Охотник» (заводской номер 511) для ФСБ РФ и мелкосидящим ледоколом проекта 21180М «Евпатий Коловрат» (заводской номер 800) для Минобороны РФ. В дальнейшей перспективе у СФ «Алмаз» — строительство еще двух плавучих кранов проекта 02690 и передача их заказчику в 2020 году.
Аналитики оценивают загрузку СФ «Алмаз» в перспективе двух лет как достаточную. По данным СПАРК, в 2019-2029 годах СФ «Алмаз» планирует получить от заказчиков кораблей 4,6 млрд рублей. Между тем одним из основных рисков для верфи называют включение ее в санкционные списки. Еще одна проблема для независимызх судостроителей — продолжающаяся консолидация гособоронзаказа на предприятиях ОСК и крымских судоверфях.
По мнению военного эксперта, главного редактора журнала «Экспорт вооружений» Андрея Фролова, шансы попасть под санкции у «Алмаза» «50 на 50, как и у любого предприятия, работающего на оборону. «По идее, под санкции реально попасть всем, так как они в значительной степени носят субъективный характер, — отмечает эксперт. — Если компания производит и поставляет продукцию в Сирию или Иран, то вероятность оказаться под санкциями выше — но «Алмазу» это не грозит, так как предприятие на данный момент преимущественно работает с внутренними заказчиками». Хотя, отмечается в материалах компании, опубликованных в системе СПАРК, «Алмаз» в будущем собирается выходить на новые перспективные рынки вооружений стран Южной Америки и Ближнего Востока.
По мнению Андрея Фролова, потенциальные санкции не страшны «Алмазу»: предприятие с уникальными компетенциями не останется без госзаказов в рамках новой госпрограммы вооружений до 2027 года (ГПВ-2027). «СФ «Алмаз» работает в перспективной рыночной нише малотоннажного и вспомогательного флота, где всегда есть и будет большая потребность как в строительстве новых единиц, так и в ремонте существующих, поэтому предприятие с большой долей вероятности будет обеспечено заказами по линии гособоронзаказа и в будущем», — рассуждает аналитик ИК «Финам» Алексей Калачев. Он подчеркивает, что производителю стоит опасаться санкций лишь в двух случаях: когда он поставляет продукцию на экспорт, либо же сильно зависит от поставок комплектующих из-за рубежа, а это к «Алмазу» не относится.
Потенциальное снижение объемов ГОЗ «Алмаз» может компенсировать ростом заказов на создание судов гражданского назначения для внутреннего рынка. Особенно в части строительства и ремонта речного флота, единодушны эксперты. Но для активного роста этого сегмента рынка необходимо принятие на государственном уровне программы развития речного судоходства, считает Алексей Калачев. «Попадание в санкционные списки снижает вероятность размещения на верфи невоенных заказов зарубежными заказчиками», — отмечает Андрей Фролов. Хотя для этого нужно на зарубежные рынки сначала выйти, а пока отечественные предприятия не могут достойно конкурировать с иностранными верфями в основном по ценовым параметрам, замечает Алексей Калачев.
Справка «Нового проспекта»:
СФ «Алмаз» основана в 1911 году. Предшественниками современного предприятия являются Санкт-Петербургская верфь моторных судов А. Золотова и Дерево-обделочная мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства, располагавшиеся на Петровском и Васильевском островах соответственно. СФ «Алмаз» специализируется на строительстве скоростных кораблей и судов из алюминиево-магниевых сплавов и стальных судов спусковым весом до 1,5 тыс. тонн. Предприятие в основном работает в сегменте военного кораблестроения в рамках гособоронзаказа. Основными заказчиками СФ «Алмаз» являются ВМФ РФ, Пограничная служба ФСБ РФ, Федеральная таможенная служба, Росморпорт, администрация Санкт-Петербурга. По данным СПАРК, выручка ПАО СФ «Алмаз» по итогам 2018 года составила 6,68 млрд рублей, чистая прибыль — 389 млн рублей.
Крупнейшими собственниками ПАО СФ «Алмаз» СПАРК называет петербургское ООО «Айленд» (44,7%) и члена совета директоров общества Леонида Грабовца (0,06%). В отличие от большинства крупных российских судоверфей, предприятие не входит в госкорпорацию ОСК.
Фото: Игорь Волков