AliExpress разбился об русский мир

Фото: Пелагия Тихонова / Коммерсантъ

AliExpress как символ российского процветания в ретейле остался в прошлом, по крайней мере пока. Вне зависимости от того, надолго это или навсегда, из страны ушла эпоха. Да, формально доставка товаров из Китая существует, однако инвестиций больше не будет и глобального размаха бизнеса тоже.

В первых рядах

Российский вариант популярной китайской онлайн-платформы по продаже буквально всего, в том числе вещей, о существовании которых многие просто не знали, появился почти сразу после «мировой премьеры» в 2010 году.

В прошлом году, когда во время пандемии онлайн-ретейл расцвел как никогда, «AliExpress Россия» открыла первый собственный фулфилмент-центр. Центр площадью 55 тыс. м2 находится в Подмосковье, благодаря ему товары локальных продавцов начали доставляться покупателям на следующий день после оформления заказа.

Местные производители в какой-то момент стали «фишкой» AliExpress, которую использовали и другие игроки рынка: Wildberries, Ozon и пр.

В том же 2021 году российское подразделение получило серьезные инвестиции от головной компании: Alibaba вложила в российский бизнес $ 192 млн. Это стало ясно из финансовой отчетности, которую китайский интернет-гигант опубликовал в июле 2022 года. Эксперты подсчитали, что экономическая доля головной компании в «AliExpress Россия» составляла около 50%.

Общее число продавцов на площадке «AliExpress Россия» к концу 2021 года составило 400 тыс., количество российских продавцов выросло на 193%, достигнув 102,5 тыс. Общий оборот от продажи товаров без учета услуг «AliExpress Россия» в 2021 году составил 306 млрд рублей, что на 46% больше, чем годом ранее. Оборот локального бизнеса (продажи товаров из России) превысил 110 млрд рублей, увеличившись на 124% в годовом исчислении и заняв 36% от общего оборота ретейлера. Такие данные компания публиковала 3 февраля 2022 года.

На начало февраля ежемесячно AliExpress в России пользовались 35 млн человек, из них ежедневно — 12,5 млн человек.

Быстрее, выше, сильнее!

7 февраля 2022 года «AliExpress Россия» сообщила о начале строительства второго фулфилмент-центра в Екатеринбурге. Объект площадью 74 тыс. м2 планировалось ввести в эксплуатацию в III квартале 2022 года, то есть буквально сегодня. Фулфилмент-центр, инвестиции в который составили 6 млрд рублей, должен был делать 200 тыс. отправлений в сутки и доставлять в кратчайшие сроки товары всего региона.

«Для региона важны капитальные вложения крупных игроков, развивающих инфраструктурные проекты, — радовался тогда вице-губернатор Свердловской области Олег Чемезов. — Такие проекты создают дополнительные рабочие места, способствуют развитию сопутствующих отраслей, а также благоприятствуют развитию малого и среднего предпринимательства. 90% строительных материалов для объекта закупаются у предприятий Свердловской области, которая традиционно сильна в строительстве».

Помимо этого, по словам директора по логистике «AliExpress Россия» Григория Орлова, планировалось наладить поставки товаров из Китая транзитом через аэропорт Кольцово, обрабатывая более 40 т грузов ежедневно. Благодаря этому можно было бы сократить сроки доставки товаров из Китая до 7 дней.

Компания «Цайняо» организовывала 27 грузовых чартерных авиарейсов в неделю с товарами с AliExpress, а в периоды распродаж их число удваивалось. Кроме того, зарубежные заказы доставлялись в Россию железнодорожным и автотранспортом, а также морским путем.

Неловкое падение

Однако в мае 2022 года стало известно о массовых увольнениях в компании «AliExpress Россия». СМИ писали о сокращении до 40% штата в сфере экспорта и импорта товаров. Telegram-канал «AliExpress Россия» безмолвствует с 23 июня 2022 года, хотя до этого там активно постились новости компании.

Собственно, китайская Alibaba, а вслед за ней и остальные акционеры отказались продолжать финансирование «AliExpress Россия» еще в феврале 2022 года. К июлю 2022 года ее акционерами являлись также VK (15%), USM International (24,3%) и Российский фонд прямых инвестиций (12,8%).

К октябрю «AliExpress Россия» закрыла локальный маркетплейс, остановила продвижение собственного сервиса, сократила более 50% всех сотрудников и отказалась от масштабных планов строительства собственной логистики.

«Это показательная плохая история, — считает независимый телеком-эксперт, автор профильного телеграм-канала «Эшер II» Филипп Кулин. — Многие российские магазины пользовались этой площадкой. У меня обложка паспорта российского производителя, который из Екатеринбурга прислал мне это по «Алишке», и многие этим пользовались».

Ситуацию компании на российском рынке усугубляет еще и то, что AliExpress не стал переходить на параллельный импорт, как это сделали местные конкуренты в лице Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркета» и других.

В итоге уже во II квартале 2022 года доля VK в общих убытках СП «AliExpress Россия» составила 1,6 млрд рублей. Правда, сама VK не признает эту сумму, отмечая, что еще в I квартале списала инвестиции в проект.

По данным компании «INFOLine-Аналитика», по размеру товарооборота «AliExpress Россия» занимала третье место среди других маркетплейсов. По итогам 2021 года товарооборот лидера рынка Wildberries составил 844 млрд рублей, у занимающего второе место Ozon достиг 445 млрд рублей. По мнению многих экспертов, теперь «AliExpress Россия» еще более ослабит свои позиции, так как будет работать, по большому счету, «в ноль».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня