AliExpress разбился об русский мир
Фото: Пелагия Тихонова / Коммерсантъ
AliExpress как символ российского процветания в ретейле остался в прошлом, по крайней мере пока. Вне зависимости от того, надолго это или навсегда, из страны ушла эпоха. Да, формально доставка товаров из Китая существует, однако инвестиций больше не будет и глобального размаха бизнеса тоже.
В первых рядах
Российский вариант популярной китайской онлайн-платформы по продаже буквально всего, в том числе вещей, о существовании которых многие просто не знали, появился почти сразу после «мировой премьеры» в 2010 году.
В прошлом году, когда во время пандемии онлайн-ретейл расцвел как никогда, «AliExpress Россия» открыла первый собственный фулфилмент-центр. Центр площадью 55 тыс. м2 находится в Подмосковье, благодаря ему товары локальных продавцов начали доставляться покупателям на следующий день после оформления заказа.
Местные производители в какой-то момент стали «фишкой» AliExpress, которую использовали и другие игроки рынка: Wildberries, Ozon и пр.
В том же 2021 году российское подразделение получило серьезные инвестиции от головной компании: Alibaba вложила в российский бизнес $ 192 млн. Это стало ясно из финансовой отчетности, которую китайский интернет-гигант опубликовал в июле 2022 года. Эксперты подсчитали, что экономическая доля головной компании в «AliExpress Россия» составляла около 50%.
Общее число продавцов на площадке «AliExpress Россия» к концу 2021 года составило 400 тыс., количество российских продавцов выросло на 193%, достигнув 102,5 тыс. Общий оборот от продажи товаров без учета услуг «AliExpress Россия» в 2021 году составил 306 млрд рублей, что на 46% больше, чем годом ранее. Оборот локального бизнеса (продажи товаров из России) превысил 110 млрд рублей, увеличившись на 124% в годовом исчислении и заняв 36% от общего оборота ретейлера. Такие данные компания публиковала 3 февраля 2022 года.
На начало февраля ежемесячно AliExpress в России пользовались 35 млн человек, из них ежедневно — 12,5 млн человек.
Быстрее, выше, сильнее!
7 февраля 2022 года «AliExpress Россия» сообщила о начале строительства второго фулфилмент-центра в Екатеринбурге. Объект площадью 74 тыс. м2 планировалось ввести в эксплуатацию в III квартале 2022 года, то есть буквально сегодня. Фулфилмент-центр, инвестиции в который составили 6 млрд рублей, должен был делать 200 тыс. отправлений в сутки и доставлять в кратчайшие сроки товары всего региона.
«Для региона важны капитальные вложения крупных игроков, развивающих инфраструктурные проекты, — радовался тогда вице-губернатор Свердловской области Олег Чемезов. — Такие проекты создают дополнительные рабочие места, способствуют развитию сопутствующих отраслей, а также благоприятствуют развитию малого и среднего предпринимательства. 90% строительных материалов для объекта закупаются у предприятий Свердловской области, которая традиционно сильна в строительстве».
Помимо этого, по словам директора по логистике «AliExpress Россия» Григория Орлова, планировалось наладить поставки товаров из Китая транзитом через аэропорт Кольцово, обрабатывая более 40 т грузов ежедневно. Благодаря этому можно было бы сократить сроки доставки товаров из Китая до 7 дней.
Компания «Цайняо» организовывала 27 грузовых чартерных авиарейсов в неделю с товарами с AliExpress, а в периоды распродаж их число удваивалось. Кроме того, зарубежные заказы доставлялись в Россию железнодорожным и автотранспортом, а также морским путем.
Неловкое падение
Однако в мае 2022 года стало известно о массовых увольнениях в компании «AliExpress Россия». СМИ писали о сокращении до 40% штата в сфере экспорта и импорта товаров. Telegram-канал «AliExpress Россия» безмолвствует с 23 июня 2022 года, хотя до этого там активно постились новости компании.
Собственно, китайская Alibaba, а вслед за ней и остальные акционеры отказались продолжать финансирование «AliExpress Россия» еще в феврале 2022 года. К июлю 2022 года ее акционерами являлись также VK (15%), USM International (24,3%) и Российский фонд прямых инвестиций (12,8%).
К октябрю «AliExpress Россия» закрыла локальный маркетплейс, остановила продвижение собственного сервиса, сократила более 50% всех сотрудников и отказалась от масштабных планов строительства собственной логистики.
«Это показательная плохая история, — считает независимый телеком-эксперт, автор профильного телеграм-канала «Эшер II» Филипп Кулин. — Многие российские магазины пользовались этой площадкой. У меня обложка паспорта российского производителя, который из Екатеринбурга прислал мне это по «Алишке», и многие этим пользовались».
Ситуацию компании на российском рынке усугубляет еще и то, что AliExpress не стал переходить на параллельный импорт, как это сделали местные конкуренты в лице Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркета» и других.
В итоге уже во II квартале 2022 года доля VK в общих убытках СП «AliExpress Россия» составила 1,6 млрд рублей. Правда, сама VK не признает эту сумму, отмечая, что еще в I квартале списала инвестиции в проект.
По данным компании «INFOLine-Аналитика», по размеру товарооборота «AliExpress Россия» занимала третье место среди других маркетплейсов. По итогам 2021 года товарооборот лидера рынка Wildberries составил 844 млрд рублей, у занимающего второе место Ozon достиг 445 млрд рублей. По мнению многих экспертов, теперь «AliExpress Россия» еще более ослабит свои позиции, так как будет работать, по большому счету, «в ноль».