Алексей Мордашов попробует Петербург на зуб
Cтруктуры компании «Северсталь» Алексея Мордашова собираются приобрести петербургскую стоматологическую сеть.
В прошлом году ООО «Севергрупп», управляющее инвестициями Алексея Мордашова, приобрело крупнейшую петербургскую частную клинику «Ава-Петер» (владеет одноименным центром репродуктивной медицины и сетью «Скандинавия»). Компания выкупила 98% акций у финского бизнесмена Ральфа Ашорна, Международной финансовой корпорации (IFC) и гендиректора «Ава-Петер» Глеба Михайлика (он сохранил за собой 2%). Пока у компании есть только одно небольшое стоматологическое отделение в клинике «Скандинавия» на Литейном проспекте. Новый собственник решил развивать это направление.
Зубастый рынок
О том, что «Севергрупп» рассматривает возможность покупки одного из игроков петербургского рынка, «НП» рассказали представители трех стоматологических компаний. Два источника сообщили, что структура Мордашова уже вступила в переговоры по этому поводу. В «Севергрупп» на запрос «НП» о планах развития не ответили, но и не опровергли информацию источников «НП».
Объем рынка стоматологических услуг в Петербурге в 2017 году вырос на 3% до 10 млрд рублей (в основном за счет инфляции). Крупные сети «Праймед», «Меди», «Стома», «Интан» и «Вероника» контролируют 42% рынка, остальное распределено между мелкими игроками.
Участники рынка считают, что поскольку он давно насыщен, выйти на него можно только через покупку действующей сети. Скорее всего, «Севергрупп» интересуется приобретением таких игроков, как «Стома» или «Вероника», считают источники «НП».
У «Вероники» в Петербурге действует шесть центров, оборот составил 550 млн рублей в 2017 году. Собственники сети — Валентина Несватова и Инна Киприянова. В сеть «Стома» входит 17 клиник с общей выручкой 650 млн рублей за минувший год. По данным СПАРК, ее собственники — семья Васильевых. Ни в «Стоме», ни в «Веронике» не комментируют тему возможной продажи бизнеса.
Высокая конкуренция и низкие цены
Основной тренд на рынке стоматологических услуг Петербурга — это развитие эстетической и детской медицины, а также эконом-сегмента. Главные приметы времени — высокая конкуренция и демпинг. Пациенты перетекают в более дешевые клиники.
«Практически в каждом доме есть один, а то и два стоматологических кабинета. В части развития стоматологии есть ряд сложностей. Например, это нехватка квалифицированных кадров и снижение доходов населения», — говорит гендиректор АО «Современные медицинские технологии» (СМТ) Сергей Крыцын.
«Рынок стоматологии перегрет. Вместе с тем это понятный, устоявшийся сегмент услуг с прозрачной доходностью. Рентабельность в отрасли составляет 20-25%, что делает ее привлекательной для инвестирования», — говорит Александр Абдин, управляющий партнер ГК «ЕвроМед Санкт-Петербург».
Многопрофильным клиникам выгодно развивать стоматологические услуги, поскольку у них есть наработанная база пациентов, налаженные связи со страховыми компаниями, считает Елена Шестопалова, консультант проектов консалтинговой группы Be Winner в сфере медицины.
«Исторически так сложилось во всем мире, что за услуги стоматологов нужно платить, и население реже, чем в других отраслях медицины, ищет возможность получить помощь за счет государства» , — добавляет Сергей Лобанов, глава «Стоматологического центра города».
До сих пор попытки федеральных игроков зайти на рынок Петербурга оканчивались неудачно, поскольку конкуренция между клиниками высока, а покупательная способность местного населения гораздо ниже, чем в Москве. Например, петербургскую клинику «Медем», которую купила федеральная сеть «Медси», до сих пор сотрясают кадровые перестановки. Рентабельность клиники оказалась ниже ожидаемой, знают участники рынка.