Алексей Литвенюк: «Предприятия Петербурга половину оборота делают в сфере торговли»

В сфере ретейла работает 20% занятого населения Петербурга. За счет налоговых поступлений от торговых предприятий формируется пятая часть бюджета города. О том, как изменилась роль торговли за время пандемии, рассказывает Алексей Литвенюк, начальник отдела торговли и общественного питания управления развития потребительского рынка комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Смольного.

Агломерация Петербурга и Ленобласти — вторая по величине в России, а по плотности населения — крупнейшая в Европе. В нашем городе работают более 25 тыс. предприятий розничной торговли, более 8,5 тыс. заведений общественного питания и почти 10 тыс. предприятий бытового обслуживания.

По итогам 2020 года Петербург занял 4-е место по обороту розничной торговли в расчете на душу населения после Москвы, Московской и Сахалинской областей. Жители и гости города ежедневно приобретают товаров в среднем на 4,2 млрд рублей.

Торговая отрасль является лидером среди отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест. По итогам 2020 года каждое пятое вновь созданное рабочее место в Петербурге относилось к сфере торговли, а общая численность занятых в этой сфере превысила 600 тыс. человек — 19% от всего занятого населения мегаполиса.

Доля торговли в общем обороте организаций города является наибольшей и составляет 48%. Налоговый вклад сферы торговли в бюджет оценивается в 20,5%. Оборот розничной торговли по итогам 2020 года превысил 1,5 трлн рублей. После паузы локдауна началась быстрая реализация отложенного спроса.

Многоформатная торговля

В общей структуре городской торговли доля несетевой розницы является вполне приемлемой, но в структуре торговли продовольственными товарами мы наблюдаем доминирующее положение сетевых предприятий: на сети приходится 60% торговли, это максимальное значение по стране. Именно поэтому важнейшим направлением развития сферы потребительского рынка в целом и розничной торговли в частности власти города видят развитие конкуренции и многоформатной торговли, в том числе малых и средних фирм: нестационарных торговых объектов (НТО), ярмарок, рынков, а также развитие онлайн-продаж товаров повседневного спроса.

Чтобы поддержать развитие малоформатной торговли, планируются изменения в сфере НТО. Надеемся, что в ближайшее время будут приняты изменения в Федеральный закон ФЗ–381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», и мы получим возможность сдачи в аренду типовых киосков с подключением к сетям инженерно-технического обеспечения.

Эти изменения приведут к улучшению облика города (все-таки киоски будут выполнены в едином стиле). Будет исключена сдача таких торговых объектов в субаренду, расширится круг предпринимателей, заинтересованных работать в киосках, поскольку им не придется тратить деньги на изготовление таких торговых точек и подключение их к инженерным сетям.

Необходимо отметить также высокую значимость ярмарочной торговли для развития потребительского рынка города. Чтобы поддержать активность предпринимателей и самозанятых, а также для расширения сбыта аграрной продукции, мы решили увеличить срок использования торговых мест на ярмарках с 30 до 60 дней в квартал. Данный законопроект рассмотрен в ЗакСе уже во втором чтении. В ближайшее время изменения вступят в силу.

Онлайн вырвался вперед

Хочу также отметить активное развитие интернет-торговли. Деятельность онлайн-магазинов в пандемию вышла на новый этап. Это проявилось как в объемах продаж, так и в структурных изменениях.

Особенно активно развиваются маркетплейсы, определяющие динамику развития интернет-торговли. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, лидеры, которыми являются Wildberries и Ozon, в 2020 году вдвое увеличили объемы продаж. В первую очередь это, конечно, цифровая техника, бытовая электроника, одежда и обувь.

За несколько месяцев интернет-торговля преодолела путь развития, который при отсутствии ограничений занял бы несколько лет.

Преуспели на этом пути новые форматы и сервисы, такие как «Самокат», «Утконос» и прочие. Это положительный тренд в развитии многоформатной торговли в городе. По итогам 2020 года рост интернет-продаж в Петербурге составил 165% и достиг 112 млрд рублей. Ожидаем, что по итогам текущего года он составит около 130 млрд рублей.

Общепит отброшен на 30 лет

Оборот общественного питания в городе в 2020 году составил 67,2 млрд рублей, что в сопоставимых ценах оказалось на 28,5% меньше, чем в 2019 году. Такое значительное снижение оборота общепита наблюдалось впервые с 1992 года.

Для поддержки отрасли в 2020 году был введен упрощенный порядок размещения уличной мебели при стационарных предприятиях общепита. В итоге было выдано 1153 разрешения на размещение столиков на улице, в том числе 180 — в зимнее время. В текущем году уже выдано 811 подобных разрешений.

Мы думаем о том, чтобы совместно с Москвой принять участие в визите экспертов гида Michelin в Россию для оценки общепита и перспектив вхождения ресторанов Петербурга в ресторанный рейтинг. Гид Michelin может дать городу новый и очень качественный туристический поток.

Также есть идея создать единую концепцию гастрофестивалей, которые до настоящего времени проводились преимущественно на частных территориях, таких как «Новая Голландия», «Севкабель порт», «Никольские ряды» и внутренняя часть Гостиного двора. Развитие этого направления позволит расширить географию проведения подобных мероприятий и рынок сбыта для предпринимателей. Наверняка вырастут потребительский спрос и туристическая привлекательность города, а вместе с тем число рабочих мест и товарооборот.

А еще совместно с комитетом по внешним связям мы разрабатываем проект «Петербургская кухня». Он будет увязан с гастрофестивалями города и привлечет, мы надеемся, ведущих рестораторов.

Магазинов хватает, ресторанов — не всегда

Расчет обеспеченности горожан по основным видам услуг, будь то торговля, общественное питание, бытовые услуги, всегда велся по районам города. Мы прекрасно понимаем, что районы Петербурга по численности населения являются небольшими городами, а значит считать район как одну однородную «боевую единицу» не совсем правильно. Поэтому мы перешли к большей детализации: рассматриваем микрорайоны и фактически каждое здание, поэтому знаем ситуацию изнутри.

В большинстве районов Петербурга обеспеченность граждан торговыми объектами более чем вдвое превышает норматив, установленный городским законом и равный 625 м2 на 1 тыс. жителей: показатель обеспеченности в текущем году составил 1310,5 м2.

В общественном питании ситуация несколько иная. В связи с коронавирусными ограничениями здесь до сих пор практикуется неполная рассадка гостей и соблюдение социальной дистанции. Это снизило полезную площадь залов предприятий общепита и обеспеченность населения посадочными местами. Но средний показатель здесь в целом выше, чем по России, хотя размещены предприятия по районам города неравномерно: от 826 посадочных мест на 1 тыс. жителей в Центральном районе до всего лишь 30 на 1 тыс. жителей в Красносельском.

Акцент на двух важных функциях

Сейчас главной своей задачей мы считаем обеспечение ускоренного развития экономики города и выход на траекторию устойчивого развития многоформатной торговли. Приоритетом новой политики развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Петербурге до 2025 года является человекоориентированность, то есть сегодня акцент на двух важных функциях бизнеса: занятости граждан и формировании комфортной городской среды.

По материалам конференции общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга и НО «Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» ко Дню работника торговли

Актуально сегодня