Алексей Фурсов вложит до 0,5 млрд рублей в развитие ресторанов и фитнес-клубов
О планах по открытию в 2019 году новых ресторанов и фитнес-клубов в беседе с «НП» сообщил Алексей Фурсов. Рестораны, по словам предпринимателя, разместятся в помещениях площадью 500-1000 м2. «Откроется не менее 8 заведений. Это будет как «Евразия», так и другие бренды», — конкретизировал Фурсов, имея в виду расширение присутствия проектов «Чайхана Чабрец», «Вместе» и «Стейк давай!». «Новые форматы тоже будут, но они пока в разработке, и что это будет — пока секрет», — сообщил изданию бизнесмен. Локацию будущих ресторанов бизнесмен также предпочел не раскрывать.
Сеть Fitness House продолжит экспансию в регионы, где Фурсов намерен открыть 6 новых фитнес-клубов площадью от 2 тыс. м2. Рассматриваются помещения в торговых и бизнес-центрах, а также отдельно стоящие здания, подходящие под организацию спортивного клуба.
В 2019 году клубы от 3,3 тыс. м2 до 4 тыс. м2 откроются в Ярославле (в посёлке Нагорный), Самаре, (ТК «Амбар», Южное шоссе), в Архангельске (Московский пр.) и Ижевске (ТК «Матрица Молл»). Локацию и особенности будущих ресторанов, а также города присутствия ещё двух фитнес-клубов бизнесмен пока не раскрывает. «Так как рынок Питера практически съеден, ловить тут особо нечего», — объяснил наращивание федерального присутствия бизнесмен. Клубы, по его подсчётам, должны окупиться через 3-5 лет.
Всего на развитие ресторанов и фитнес-клубов предприниматель намерен потратить от 300 млн до 500 млн рублей, включая реинвестирование в действующие проекты (ремонт, переоборудование).
Ресторатор и «чёрные лебеди»
По данным Петростата, за 9 месяцев 2018 года оборот рынка общепита достиг 57,8 млрд рублей, показав рост на 6,5% к аналогичному периоду 2017 года. По оценкам экспертов, в итоге он даст прибавку на 5,6% к прошлому году, достигнув около 76 млрд руб. Несмотря на рост второй год подряд, аналитики считают, что в 2019 году он закончится, а оборот упадет на 3-4%. «В Петербурге уже сейчас слишком много ресторанов, а рост доходов населения остаётся крайне скромным — 1,7% в год», — прокомментировал Станислав Ступников, руководитель направления торговой недвижимости группы «Бестъ». По его словам, рынок заточен на небогатого и экономного клиента.
В Петербурге работает свыше 5,5 тыс. ресторанов, которые занимают около 2 млн м2 коммерческих площадей. В этом году открылось 380 точек, закрылось немногим меньше — 258 заведений общепита, причем около 80 ресторанов ушли с рынка временно, для смены концепции. В 2019 году, считают в «Бестъ», из-за состояния рынка закрытий станет больше, чем открытий.
«Он [Алексей Фурсов], конечно, профессионал, и у него есть все ресурсы, чтобы развивать бизнес. Но, честно говоря, идея открыть с десяток ресторанов от 500 до 1 тыс. м2 не выглядит работоспособной, а звучит, как мечты вслух. Экономических предпосылок-то нет, — считает гендиректор консалтинговой компании «Ресткон» Елена Перепелица. — На самом деле никто не знает, что выстрелит, а что нет, и как будет развиваться ресторанный рынок. Остается ждать «чёрных лебедей», которые его изменят, но о которых пока не подозревают. Повезёт ли сетям Фурсова? Узнаем об этом в следующем году».
Открытие больших ресторанов, с точки зрения экспертов, стратегия верная: обладая большим числом посадочных мест, они способны дать кратно больший оборот, но операционных затрат требует точно таких же, что и маленькое заведение.
Сам Алексей Фурсов, анонсируя 8 ресторанов, не питает оптимизма по поводу ресторанного рынка Петербурга. В течение последних нескольких лет предприниматель закрыл минимум треть ресторанных проектов и, по его словам, намерен и дальше закрывать убыточные точки, открывая вместо небольших заведений просторные — от 500 м2.
Рассуждая о концепциях и трендах ресторанного бизнеса, собеседники «НП» увидели будущее за нестандартной концепцией и атмосферой. По мнению совладельца консалтинговой компании «Ресторанный консалтинг — Петербургская ресторанная школа» Ксении Кевли, набирают обороты рестораны паназиатской кухни.
Физкульт-привет из регионов
На федеральный уровень сеть Fitness House вышла в этом году: по два клуба открыто в Казани и Нижнем Новгороде, по одному — в Тольятти и Ульяновске. Как считают участники рынка и аналитики, ситуация со спортом в регионах более оптимистична, нежели с общепитом в границах Петербурга.
По данным Росстата, к началу 2018 года оборот платных услуг в области спорта в России вырос на 11,6% к уровню 2017 года, составив 78,5 млрд рублей, и, как уверены участники рынка, рост в 2018-2019 годах может достигнуть и 20%.
«У рынка фитнес-услуг есть значительный потенциал, поскольку в России очень низкое проникновение: по стране это 2%, в Москве и Петербурге — 7-8%, что ниже, чем в развитых странах. С учетом этого в любом случае будет дальнейший рост, но не слишком бурный: в экономически сложное время люди экономят на всем», — считает директор по развитию франчайзинга «Русской Фитнес Группы» Игорь Шашкин. Инвестиции, по его оценкам, составляют 50 тыс. рублей за 1 м2 на стадии shell&core для клубов сегмента «бизнес» с бассейном, от 35 тыс. рублей — за 1 м2 без бассейна. Шашкин уверен, что экспансия в регионы с учетом распределения рынка — оправданный шаг.
Аналитическая служба 2ГИС насчитала в городах России всего 9 тыс. различных фитнес-клубов, среди которых 3-4 тыс. — многофункциональные залы площадью более 300 м2. Для сравнения в США их количество исчисляется десятками тысяч. Примечательно, что самая высокая обеспеченность фитнес-клубами на 100 тыс. жителей фиксируется в Краснодаре, Тюмени и Якутске — по 24 клуба, в Москве и Петербурге — по 10-11 клубов. По данным «БелБизнесКонсалтинг», наибольший рост потребления фитнес-услуг показывают Чукотка, Крым и Севастополь, замедлились Волгоград, Магадан и Курган. Самые маленькие рынки нашли в Ингушетии, Чеченской республике и Калмыкии.
В 2018 году, постепенно охватив миллионники и полумиллионники, отрасль начала развитие в небольших городах с населением от 300 тыс. человек, где стали появляться качественные мультиформатные клубы. «Фитнес-индустрия развивается достаточно равномерно вне зависимости от удаленности регионов от столицы. Так, много хороших современных фитнес-клубов работает и в Хабаровске, и во Владивостоке», — комментирует президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии, руководитель сети World Gym в России Ольга Киселева. Наиболее интересными для экспансии, считает Киселева, будут города, где пока не присутствуют федеральные сети: «Но это сложный момент. Федеральные сети заинтересованы в развитии, поэтому если в конкретном городе до сих пор нет ни одного сетевого клуба, то стоит задуматься, почему. Вполне возможно, что пока не сформирован спрос, или низкая платежеспособность населения».
Наиболее сильными федеральными игроками, с которыми предстоит конкурировать Fitness House, является «Русская Фитнес Группа» (бренды World Class и «ФизКульт»), ALEX FITNES и международная сеть World Gym.