Аладушкин с хлебом. Миллиардер появился на "Дарнице"
Холдинг «Аладушкин Групп» Александра Аладушкина официально стал владельцем ГК «Дарница». Участники рынка считают, что изменение структуры собственников может быть связано с предпродажной подготовкой предприятия.
По данным СПАРК, АО «Аладушкин Групп» миллиардера Александра Аладушкина стало единственным владельцем ООО «ГК «Дарница», крупного игрока петербургского хлебобулочного рынка. Предыдущим владельцем ГК «Дарница» без указания доли в СПАРК значится Максим Лисюков, гендиректор АО «Хлебокомбинат «Лана», входящего в «Дарницу».
Участники рынка и СМИ ранее связывали ГК «Дарница» с собственниками «Аладушкин Групп». Этому есть и некоторые косвенные подтверждения. Например, гендиректором ГК «Дарница» выступает Виктория Устименко, экс-гендиректор АО «Аладушкин Групп». Она также в предыдущие годы была владельцем ГК «Дарница».
Как говорят два участника рынка, Александр Аладушкин рассматривал возможность продать «Дарницу» в течение нескольких последних лет. «Скорее всего, сейчас эти попытки продолжатся, особенно с учетом того, что ситуация на рынке хлебобулочных изделий Петербурга становится сложнее», — считает один из собеседников «Нового проспекта».
«Есть второй вариант развития событий после смены структуры собственников. Он предполагает, что Аладушкин захочет заниматься оперативным управлением предприятием. Но более реалистичным мне видится вариант с планами продажи актива», — рассуждает эксперт.
Стабильный бизнес
При продаже стоимость «Дарницы» может равняться стоимости чистых активов предприятия, или 700 млн рублей. Такую оценку дал Дмитрий Марков, начальник отдела торговых операций ПТЦ, автор стратегий автоследования в «Финаме».
Эксперты говорят, что теоретически приобретением «Даринцы» могут заинтересоваться производители хлебобулочных изделий из Москвы, которые хотят усилить позиции в Петербурге.
«Кроме того, в принципе, покупка «Дарницы» может быть интересна и непрофильным инвесторам, поскольку вложения за границей сейчас затруднены, а пищевая промышленность даже при небольшой маржинальности кажется стабильным и привлекательным для инвестиций направлением», — полагает Дмитрий Марков.
Примечательно, что в конце прошлого года Александр Аладушкин избавился от такого крупного актива, как ОАО «Ленинградский комбинат хлебопродуктов им. Кирова» (ЛКХП), производящего муку. Его купил Сабуровский комбинат хлебопродуктов Александра Полякова из Тамбовской области.
ГК «Дарница» — один из заметных игроков на рынке хлебобулочных изделий Петербурга. По размерам она уступает «Хлебному дому» и «Караваю» и находится примерно в одной «весовой категории» с хлебозаводом «Арнаут».
«Дарница» выпускает разные виды хлебов, сдобу, кексы, слоеные изделия, у компании есть производственная площадка на Охте, а также производство в Пушкине. По СПАРК, выручка за 2021 год составила 4,3 млрд рублей, чистая прибыль — 36 млн рублей.
«Коломенский» усилил конкуренцию
Отраслевые эксперты отмечают, что ситуация на рынке хлебобулочных изделий в Петербурге становится более сложной для не самых крупных игроков.
«Это происходит на фоне активного продвижения в Петербурге БХК «Коломенский», который в прошлом году приобрел все активы Fazer, в том числе «Хлебный дом», — поясняет Роман Калинин, издатель сетевого b2b-медиа для хлебопеков и кондитеров OHLEBE.ru. По его словам, конкуренция будет только увеличиваться, особенно с учетом планов «Коломенского» по дальнейшему расширению и больших финансовых ресурсов компании.
Генеральный директор сети пекарен «Хлебная усадьба» Хачатур Сугян отмечает, что ситуацию на рынке осложняет и кризис, начавшийся в 2022 году. «У нас и других игроков возникли большие сложности с поставками оборудования. Кроме того, мы отмечаем некоторое снижение потребления хлебобулочных изделий на фоне сокращения доходов населения», — комментирует Хачатур Сугян.
В Петербурге потребление хлебобулочных изделий, по оценке Российской гильдии пекарей и кондитеров, составляет около 1,2-1,3 тыс. т в сутки. Основные игроки — «Хлебный дом», который недавно купил у компании Fazer БХК «Коломенский», а также «Каравай» и «Дарница» (суммарно более 70-80%, по разным оценкам), а также «Петрохлеб» и «Арнаут». Кроме того, заметную долю на рынке занимают сети пекарен.